Технология хранения товаров на складе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Содержание

1 Понятие и сущность процесса товародвижения
2 Технология хранения товаров на складе
3 Тест.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

андр.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Содержание.

1 Понятие  и сущность процесса  товародвижения

2  Технология  хранения  товаров на складе

3 Тест.

Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие   и сущность процесса  товародвижения 

Процесс доведения  товаров от предприятий-изготовителей  через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли. 
На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения — одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть складов и баз.

От того, насколько  рационально организован процесс  товародвижения, в значительной степени  зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени. 
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров. 
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев. 
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые. 
К числу производственных факторов относятся: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Товародвижение  – это процесс доведения товаров от производственных предприятий до конечных потребителей через оптовые и розничные торговые предприятия, это комплекс организационных, коммерческих и технологических мероприятий по доведению товаров от производителей до конечных потребителей через оптовые и розничные торговые предприятия.

Основными участниками  товародвижения выступают:

  1. Товаропроизводители - производственные, сельскохозяйственные, кооперативы, фермеры и др.;
  2. Оптовики – специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, оптовые посредники. Причём количество оптовиков, как участников, может быть более одного, они могут быть крупными, средними, мелкими по объёмам оборота.
  3. Розничные торговые предприятия – магазины, киоски, павильоны.
  4. Конечные потребители – покупатели, население.

Основная задача (цель) торговли в организации рационального  товародвижения заключается в том, чтобы ускорить процесс доведения  товаров до конечного потребителя и ускорить процесс возврата денежных средств производителю для возобновления производства новых товаров, так как именно на предприятиях торговли происходит смена форм стоимости: товар превращается в деньги, то есть товарная форма стоимости превращается в денежную форму стоимости.      

Для решения  этой задачи необходимо:

  • Минимизировать все расходы: транспортные, оплату труда, расходы на организацию хранения товаров.
  • Товар всегда должен быть качественным, в требуемом количестве, нужного ассортимента.
 

Факторы, влияющие на скорость товародвижения

Факторы, влияющие на скорость товародвижения, могут  быть различными. Всё их многообразие сводится к объединению в следующие  группы.

Производственные  факторы – это факторы, имеющие  непосредственное отношение к производителю. Среди прочих выделяют три важнейших производственных фактора:

  1. Удалённость производителя от конечного потребителя: чем дальше удалён товаропроизводитель, тем больше времени будет находиться товар в пути, товар проходит через большее число оптовиков, что приводит к увеличению общей суммы оптовой торговой надбавки, отсюда следует увеличение отпускной розничной цены, что влечёт за собой падение спроса, в результате всего этого происходит снижение скорости возврата денег производителю.
  2. Специализация производства, то есть производственный ассортимент товаров. Производители выпускают ограниченный ассортимент товаров, а конечному потребителю требуется широкий ассортимент  или развёрнутый ассортимент. Для этого розничные торговые предприятия закупают товары у многих товаропроизводителей на складах оптовиков, таким образом, появление оптовика замедляет процесс товародвижения.
  3. Сезонность производства, выращивания, добычи, улова и т.д. некоторых товаров приводит к необходимости организации их хранения на складах оптовиков для снабжения розничных торговых предприятий в течение круглого года, то есть скорость товародвижения уменьшается.

Социальные факторы, имеющие прямое отношение к потребителю. Среди прочих выделяют три важнейших  социальных фактора:

  1. Уровень денежных доходов населения: чем выше уровень доходов, тем выше скорость товародвижения.
  2. Сегмент потребителя,  на который ориентируется розница: может как увеличивать, так и снижать скорость товародвижения - в зависимости от ситуации.
  3. Плотность населения или уровень расселения населения:  чем выше плотность (больше денежной массы), тем выше скорость товародвижения.

Транспортные  факторы. Среди прочих выделяют три  важнейших транспортных фактора:

  1. Вид транспорта, используемый для доставки товаров: авиа, морской, автомобильный, ж/д, речной, гужевой (лошадиный) транспорт. Авиатранспорт снижает скорость товародвижения, т.к. самый дорогой, следовательно, расходы на авиаперевозки включаются в стоимость товаров, что приводит к их дороговизне; ж/д и автомобильный транспорт наиболее выгодный и популярный транспорт на сегодняшний день.
  2. Наличие и состояние транспортных путей сообщения.
  3. Специализация транспорта. Весь транспорт делится на транспорт общего назначения (для перевозки товаров, не требующих особых условий) и на транспорт специализированный (для перевозки товаров, требующих особых условий перевозки): автомобили - рефрижераторы, автомобили - изотермички, автомобили - цистерны, автофургоны, контрейлеры (для перевозки машин), вагоны - рефрижераторы, вагоны -  изотермички, вагоны - ледники. Так как тарифы на специализированный транспорт выше, чем на транспорт общего назначения, то использование специализированного транспорта замедляет скорость товародвижения.

    Торговые факторы - это факторы, имеющие непосредственное отношение к розничным торговым предприятиям – магазинам. Среди прочих выделяют 4  важнейших торговых фактора:

  1. Размер торгового предприятия или формат розничного торгового предприятия: чем больше размер торгового предприятия, больше объём оборота, тем больше скорость товародвижения.
  2. Специализация торгового предприятия. Если торговое предприятие специализируется на реализации товаров конкретного товаропроизводителя (например, являясь его фирменным магазином) и между товаропроизводителем и магазином налажены прямые поставки без оптовых посредников, то скорость товародвижения возрастает.
  3. Состав и структура помещений розничного торгового предприятия. Наличие и достаточность помещения для хранения товаров в магазине позволяет ему организовать хранение резервных товаров запасов и, следовательно, закупать товар не у оптовика, а у производителя, отсюда следует, что скорость товародвижения возрастает.
  4. Форма товароснабжения розничного торгового предприятия. Она напрямую зависит от формы товародвижения: наличия или отсутствия в технологической цепи оптовика.

Товарные факторы  – это факторы, имеющие непосредственное отношение к товару.

  1. Физико-химические свойства товара, определяющие сроки хранения и сроки реализации скоропортящегося товара. Так, скоропортящийся товар поступает от производителя сразу в розницу, минуя оптовика, отсюда следует, что скорость товародвижения увеличивается. Вообще,  чем дольше срок хранения товара, тем больше вероятность его задержки на складах оптовиков и тем меньше скорость товародвижения.
  2. Простота или сложность ассортимента: например, при работе с товарами сложного ассортимента (то есть в рамках одного вида товаров много разновидностей и наименований), необходимо осуществлять функцию преобразования производственного ассортимента в торговый, которую выполняют оптовики, отсюда следует, что скорость товародвижения замедляется. А для товаров простого ассортимента (то есть в рамках одного вида товаров очень мало разновидностей и наименований) скорость товародвижения возрастает.

Формы товародвижения

В зависимости  от наличия или отсутствия в технологической  цепи товародвижения оптового предприятия, выделяют складскую и транзитную формы товародвижения.

  1. Складская форма товародвижения предполагает наличие в технологической цепи товародвижения одного и более оптовиков:
 
  • Складская однозвенная форма товародвижения: Пр – О – Р – Потр.
  • Складская двухзвенная форма товародвижения: Пр – Окр – Оср – Р – Потр
  • Складская трёхзвенная форма товародвижения: Пр – Окр – Оср –Ом – Р – Потр  и т.д.
 

(Примечание: Пр  – производитель; О – оптовик (крупный, средний, мелкий); Р – розничное торговое предприятие; Потр. – конечный потребитель – население - покупатели)

Когда 2 и более  оптовиков, то это многозвенная складская  форма товародвижения. Количество звеньев определяется количеством оптовиков: чем их больше, тем меньше скорость товародвижения, тем медленнее происходит кругооборот «товар – деньги, деньги – товар». 

  1. Транзитная  форма товародвижения – это движение товара от производителя на розничные  торговые предприятие, минуя оптовика: Пр – Р – Потр.

Эта форма используется в следующих случаях:

- если товар  скоропортящийся

- если товар  простого ассортимента

- если производитель  и розница территориально близки

- когда магазин  располагает достаточной площадью  для хранения резервных запасов

- когда магазин  является фирменным предприятием  производителя.

Складская форма  товародвижения используется в случаях  обратно противоположно перечисленным  для транзитной формы. 

Пути рационализации товародвижения

  1. Выбор наиболее выгодных поставщиков, то есть тех, которые наиболее выгодно расположены территориально и производят широкую номенклатуру товаров.
  2. Правильный выбор транспортных средств.
  3. Поиск и выбор оптимальных транспортных маршрутов доставки товаров.
  4. Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на всём пути движения товара.
  5. Эффективное использование транспортных средств: исключение порожних пробегов; сокращение времени на простои (для этого необходимо механизировать погрузку и разгрузку автомобиля); максимальная загрузка объёма транспортного средства.
  6. Последовательность выполнения всех операций с товарами на пути его движения, всё это ведёт к чёткости и автоматизму выполнении работы с товаром на пути его движения.

Состав типовых  технологических операций товародвижения

  1. Этап – это транспортировка грузов от производителя на склады оптовикам.
  2. Этап – это организация складского технологического процесса (СТП) – это последовательно или параллельно выполняемые на складе операции с товаром. Операция – это отдельная работа, выполняемая с товаром одним или несколькими работниками на своём рабочем месте или в своей рабочей зоне.

(Например: 1. Приёмку  товаров по количеству могут  осуществлять заведующий складом  или кладовщик, или заведующий  товарной секцией в зоне приёмочной  экспедиции. 2. Приёмку товаров по качеству осуществляет товаровед по качеству в зоне хранения товаров. 3. Внутрискладское перемещение товаров осуществляют грузчики или водители транспортирующих устройств, машин в складской зоне)

  1. Этап – это организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий – это комплекс организационных, коммерческих и технологических мероприятий по доставке товаров в магазины.
  2. Этап – это организация технологического процесса в магазине – это последовательно или параллельно выполняемая работа с товаром в магазине:

Информация о работе Технология хранения товаров на складе