Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:50, реферат
Целью моей работы является изучение товароведной характеристики слабоалкогольных напитков, выявление основных классификационных признаков вкусовых товаров; изучение процесса производства, упаковки (розлива), маркировки, хранения и транспортировки. Особенно хочу глубже изучить ассортимент слабоалкогольной продукции ,так как это поможет мне в моей будущей профессии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТОВАРОВЕДЕНИЕ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ………………………………………………………………...……..4
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………………………………….………...6
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ……………………………………………………………………...8
1.3 УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ………………………...13
2.АССОРТИМЕНТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....26
Слабоалкогольные напитки
Выполнил: Гриневич А.Н
Студентка 26гр.
Проверил:
Енисейск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Товароведение слабоалкогольных напитков…………………………………………………………
1.1 История возникновения………………………………….………
1.2 Классификация слабоалкогольных напитков…………………………………………………………
1.3 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение слабоалкогольных напитков………………………...13
2.АССОРТИМЕНТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ………………..17 Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………...25
Приложение ………………………………………………………………....26
Введение
Вкусовые товары — группа пищевых продуктов, основными компонентами которых являются вкусовые вещества, оказывающие специфическое воздействие на пищеварительную и нервную системы. К вкусовым веществам относят этиловый спирт, органические кислоты, алкалоиды, эфирные масла, минеральные и органические соли.
Целью моей работы является изучение товароведной характеристики слабоалкогольных напитков, выявление основных классификационных признаков вкусовых товаров; изучение процесса производства, упаковки (розлива), маркировки, хранения и транспортировки. Особенно хочу глубже изучить ассортимент слабоалкогольной продукции ,так как это поможет мне в моей будущей профессии.
1. Товароведение слабоалкогольных напитков
Слабоалкогольные напитки - это напитки с объемной долей этилового спирта от 1,5 до 9%, приготовленные из соков, либо их концентратов, спиртов плодового, виноградного, настоев и экстрактов растительного сырья, продуктов пчеловодства, сахара, красителей, воды и других компонентов. Они могут быть насыщенными диоксидом углерода (газированные) или "тихими" (негазированные). Слабоалкогольные напитки в первую очередь ориентированы на молодежную аудиторию, среди которой они пользуются большой популярностью. Напитки, повышающие тонус, активно продвигаются производителями на дискотеках и в ночных клубах. Как известно, существуют различные виды алкогольных напитков. Их можно классифицировать по крепости, сырью, из которого они производятся или способу изготовления, а также по способу употребления, географическому происхождению и пр.
Наиболее понятной будет, пожалуй, классификация по содержанию алкоголя (крепости напитков). Таким образом, многочисленные виды спиртных напитков разделяются на слабоалкогольные и крепкие напитки. При этом основное отличие между ними заключается в том, что слабоалкогольные напитки содержат спирт, получаемый путем брожения (пиво, виноградное вино), а крепкие напитки – путем перегонки в перегонном кубе.
К слабоалкогольным напиткам можно отнести джин-тоники, пиво, различные коктейли, виноградное вино, некоторые ликеры, бальзамы и настойки. Что касается процентного содержания алкоголя в напитках, то четких границ не существует. Так, в основном слабоалкогольными напитками считаются те, содержание спирта в которых не превышает 20-22%. Этот процент может изменяться в зависимости от норм, существующих в отдельно взятой стране, и достигать даже 28%.
1.1 История возникновения
История возникновения хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и называли его “ аль коголь”, что означает “ одурманивающий”. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира.
Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в кабаках. Водочное дело стало очень выгодным. Пьяные доходы государства начали быстро расти. Было создано даже мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: “ Веселие на Руси – есть пити”. Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, профессор Н. И. Костомаров (1817 – 1885гг) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало. Лишь на праздники варили медовуху, брагу, пиво крепостью не более 5 – 10 градусов. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни спиртных напитков не полагалось, пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Когда речь заходит о пиве, главный аргумент пропагандистов хмельного напитка – его древние корни. Всё правильно, в ежедневный рацион строителей египетских пирамид, действительно входили три жбана пива, только пиво было там другое – это был пищевой продукт, а не хмельной напиток. И пили его не для того, чтобы отдохнуть и повеселиться, а для того, чтобы активнее работать. Пиво– форма обработки злаковых. Содержание алкоголя там было минимально. В нём присутствовала масса витаминов и других питательных веществ, которые в сочетании с низким содержанием алкоголя делали напиток весьма питательным.
Не так давно на рынке товаров появились и другие слабоалкогольные напитки: коктейли, энергетические напитки. Первый алкогольный энергетик на российском рынке появился в 2002 году.
Коктейль – напиток из смеси водочных настоек, наливок, виноградных вин, коньяка, рома, соков, фруктов, ягод, сливок, яиц, мёда, мороженого, пищевого льда и др. Обычно коктейли бывают яркими, разноцветными (английский cocktail, буквально — петушиный хвост).
1.2 Классификация слабоалкогольных напитков
Согласно ГОСТ Р 52845-2007, в Российской Федерации выделяют следующую классификацию:
По виду:
- прозрачные;
- замутненные.
По степени насыщения двуокисью углерода:
- негазированные;
- газированные.
В зависимости от способа обработки:
- непастеризованные;
- пастеризованные;
- напитки с применением консервантов;
- напитки без применения консервантов;
- напитки холодного розлива;
- напитки горячего розлива;
- напитки асептического розлива.
Для большинства алкогольных напитков предусмотрены балльные системы оценки органолептических показателей. Для этилового спирта, водок, ликероводочных изделий, коньяков и вин разработаны 10-балльные шкалы, а для пива — 25-балльная шкала, где каждый исследуемый показатель оценивается в пределах отведенного количества баллов, исходя из фактического уровня качества напитка. На основании суммарного балла делается заключение о качестве напитка.
Ассортимент слабоалкогольных напитков очень разнообразен. Много выпускается пива, каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом, массовой долей сухих веществ и содержанием спирта. Также выпускается различные коктейли, энергетические напитки с содержанием алкоголя.
Слабоалкогольные напитки изготавливаются по рецептурам и технологическим инструкциям, разработанным для изготовления того или иного напитка. Поскольку в настоящее время рынок напитков интенсивно развивается и населению предлагаются разнообразные напитки, изготовленные различными частными фирмами и предприятиями, и была узаконена эта группа.
Состав слабоалкогольных напитков:
Этанол (этиловый спирт, метилкарбинол, винный спирт, гидроксид пентагидродикарбония, часто в просторечии просто «спирт» или алкоголь) — C 2 H 5 OH или CH 3 -CH 2 -OH, второй представитель гомологического ряда одноатомных спиртов. Согласно действующему ГОСТ 5964–93, этиловый спирт — легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом. Согласно устаревшему ГОСТ от 1972 года, этиловый спирт — это легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем угнетение активности нервной системы (ГОСТ 18300 — 72 п. 5.1.). В зависимости от дозы, концентрации, пути попадания в организм и длительности воздействия этанол может обладать наркотическим и токсическим действием. В несоизмеримых к массе тела дозах и концентрациях и приводит к острому отравлению. Однако этанол является естественным метаболитом человеческого организма, и в определённых дозах используется в медицине как самостоятельное лекарственное средство, а также как растворитель фармацевтических препаратов, экстрактов и настоек.
Систематическое употребление алкогольных напитков приводит к алкоголизму.
Бензоат натрия (E211) – белый кристаллический порошок. В промышленных масштабах получают из нефти. В качестве консерванта бензоат натрия используется не только в газированных напитках, но и в некоторых маринадах и сосисках. Продукты, содержащие бензоат натрия и кальция, не рекомендуется употреблять астматикам и людям, чувствительным к аспирину.
Диоксид углерода (Е290) – бесцветный газ с кисловатым вкусом. Для промышленных нужд получают при обработке известняка кислотой. Используется для производства газированных напитков и в системах охлаждения холодильников. Жидкой углекислотой заправляют огнетушители.
Цитрат натрия (Е331) – подкислитель, получают химическим путем из лимонной кислоты. Кроме пищевой промышленности, используется для хранения крови, препятствует ее свертываемости.
Е445 – стабилизатор, эмульгатор. Вещество, благодаря которому жидкость все время остается однородной, не распадается на составляющие. Используется также при производстве шампуней, гелей для душа и прочих косметических средств.
Е338 – ортофосфорная кислота. В зависимости от концентрации применяют для производства фосфорных удобрений, в пищевой, текстильной, стекольной промышленности. Пропитка древесины ортофосфорной кислотой и ее солями делают дерево негорючим. На этой основе сейчас производят огнезащитные краски, негорючие плиты, пенопласт и другие строительные материалы.
E307 – разновидность витамина Е. Является антиоксидантом – предохраняет продукты от прокисания. Добывается из растительного масла.
Напитки содержат тонизирующие вещества, чаще всего кофеин (в некоторых случаях вместо кофеина в составе заявляются экстракты гуараны, чая или мате, содержащие кофеин, или же кофеин под другими названиями: матеин, теин), хотя, фактически, все это тот же кофеин, и другие стимуляторы: теобромин и теофиллин (алкалоиды какао), так же являющиеся гомологами кофеина, а также нередко витамины, как легкоусваиваемый источник энергии — углеводы (глюкозу, сахарозу), адаптогены и т. д. В последнее время добавляется таурин.
1.3 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение слабоалкогольных напитков
Упаковка и маркировка пива производится в соответствии с ГОСТР52845-2007.Упаковка:слабо
Укупорочные средства должны быть изготовлены из материалов, использование которых в контакте с данной продукцией обеспечивает ее качество и безопасность.
Объем продукции в упаковочной единице должен соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке продукции на потребительской таре, с учетом допускаемых отклонений.
Пределы допускаемых отрицательных отклонений объема продукта в упаковочной единице от номинального количества - по ГОСТ 8.579.
Требования к допускаемым положительным отклонениям, характеризующим превышение объема продукции над номинальным, должны быть установлены в рецептурах, утвержденных в установленном порядке.
При укрупнении грузовых мест формирование пакетов с продукцией - по ГОСТ 24597.
Упаковывание продукции, отправляемой в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, - по ГОСТ 15846.
Маркировка: маркирование потребительской тары проводят по ГОСТ Р 51074 с указанием:
- фразы: "Не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, страдающим от бессонницы, беременным и кормящим женщинам, больным гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения";
- предупреждающей надписи о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека;
- содержания тонизирующих компонентов (в мг на 100 куб. см напитка);
- рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления
В маркировке продукции не допускается использовать ссылки на любые действия, оказываемые слабоалкогольным тонизирующим напитком на организм человека, или свойственные отдельным компонентам напитка, при отсутствии соответствующих заключений, выданных уполномоченными органами в установленном порядке.
Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 и ГОСТ Р 51474.
Транспортирование и хранение: слабоалкогольные тонизирующие напитки транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте данного вида.
Пакетирование грузовых мест проводят по ГОСТ 23285.
Слабоалкогольные тонизирующие напитки транспортируют и хранят при температуре от 0 °С до 25 °С.
Срок годности слабоалкогольных тонизирующих напитков устанавливает изготовитель в рецептуре на продукцию конкретного наименования.
По сообщению пресс-службы президента РФ, объем упаковки для такой продукции будет ограничен 330 мл. Кроме того, слабоалкогольными напитками будут считаться те, где содержится не более 7% этилового спирта.
Третье новшество заключается в том, что производители будут обязаны "указывать на потребительской упаковке слабоалкогольных напитков информацию о содержании алкоголя как в 100 мл данной продукции, так и в объёме потребительской упаковки", а также "наносить на потребительскую упаковку алкогольной продукции и слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% от её площади".
2.АССОРТИМЕНТ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Пиво — освежающий, насыщенный двуокисью углерода, пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного сусла специальными расами пивных дрожжей. Для приготовления пивного сусла используют дробленое экстрактсодержащее зерновое сырье: ячменный или пшеничный солод, ячмень, пшеницу, кукурузу и другое зерно, а также воду, сахар и хмелепродукты.
В зависимости от содержания спирта пиво бывает крепкое (8-11,5% спирта по объему), слабоалкогольное (1,5-8% по объему) и безалкогольное (не более 0,5% по объему). В зависимости от цвета различают типы пива: светлое (с цветом 0,4-2,5 ц. ед.), полутемное (с цветом 2,5-4,0 Ц.ед.) и темное (с цветом 4,0-
8,0 ц. ед.). Светлое и темное пиво делятся на группы в зависимости от массовой доли сухих веществ в начальном сусле: светлое — на 11 групп, темное — на 9 групп. По способу обработки пиво подразделяют на пастеризованное (с повышенной биологической стойкостью за счет тепловой обработки) и непастеризованное. Различают также оригинальное пиво — светлое пиво с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесения хмеля и специальное пиво — пиво, приготовленное с применением вкусовых и ароматических добавок.
К слабоалкогольным напиткам относят также сидр, солодовые напитки, напитки на зерновом сырье и другие напитки с объемной долей этилового спирта не более 9%.