Рынок рыбных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

По данным Росрыболовства, за январь-май 2009 г. предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса России выловили 1,308 тыс. т рыбы и морепродуктов, что на 7% превышало аналогичный показатель 2008 года .

Содержание

1. Тенденции развития Российского и регионального рынка рыбных товаров. Современное состояние рынка, соотношение спроса и предложения, динамика изменения потребностей 3
2. Ассортимент и качество рыбы и продуктов ее переработки на Пермском рынке. Основные категории поставщиков продукции, качество и конкурентоспособность поставляемой продукции. Особенности реализации в сфере оптовой и розничной торговли 14
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

И42 Рынок рыбных товаров вариант 9.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

    Большая доля потребления рыбы приходится на свежемороженую рыбу (56% от общей доли потребления), на свежую или охлажденную рыбу приходится 38%.

    Уровень потребления рыбной продукции в  России напрямую взаимосвязан с уровнем  дохода россиян. При уровне дохода, не превышающем 400 долл. США, потребители приобретают более дешевые сорта рыбы (треска, хек, минтай); при уровне дохода до 750 долл. США происходит потребление таких сортов рыбы, как скумбрии и горбуши. А при уровне дохода более 1000 долл. США покупаются сорта рыбы более высокого ценового сегмента (осетр, семга, устрица)  [10].

      Морепродуктов на прилавках российских магазинов  стало больше, однако цены на мороженую  рыбу в 2009 году тоже оказались в числе  самых быстрорастущих  [4]. По данным исследования компании Symbol-Marketing , за 2009 год на территории России оборот розничного рынка рыбной продукции составил $9,2 млрд, что превышает данный показатель 2008 года на 36,7 %.

     Тенденция последних трех лет, в период с 2006 по 2009 год, ознаменовалась темпами роста  на уровне не менее 31,6%.

     По  данным ассоциации добытчиков минтая (АДМ), рыночная цена в первом полугодии  не опустится ниже 1400 долларов за тонну  минтая б/г, несмотря на продолжающиеся спекулятивные атаки. Переработчикам не стоит ждать падения рынка. Потому что к середине года цена на продукцию вырастет на 10-15%,. Как подтвердили РИА Fishnews.ru в нескольких предприятиях, не входящих в АДМ, ценовой ориентир в 1400 долларов – это справедливая цена на минтай б/г, поэтому остальные участники рынка соглашаются с предложенным Ассоциацией добытчиков минтая ценовым прогнозом на период с января по май 2010 года.

     Из-за эпизоотии среди чилийских лососей  мировые оптовые цены на красную  рыбу повысились на 20%. С начала 2010 года оптовая цена на атлантического лосося, выловленного норвежскими рыболовами, по данным статистической службы Норвегии, возросла на 20,6%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года лосось стоит на 32,5% больше — по 37 норвежских крон ($6,3) за килограмм [8].

     Из-за быстрого роста объема вылова лососевых  в последние годы цены на эту рыбу падали, но эпизоотия переломила тренд снижения цен. "Чили за два года сократила поставки лососевых на 75%. Ожидается, что доля Норвегии – ведущего поставщика рыбы - на рынке в 2010 году достигнет 70%. На США и Канаду, вместе взятых, приходится около 20% рынка, и они также ожидают увеличения своей доли. Аналитики ожидают, что оптовые цены вновь начнут падать в 2011-2012 гг., когда уровень предложения будет восполнен. Аналитики индустрии ожидают, что рост оптовых цен на рыбу приведет к подорожанию филе и стейков из лосося. Рост цен вызван тем, что вылов лосося в Чили, втором поставщике лососевых на мировой рынок после Норвегии, сильно сократился из-за распространения появившегося в 2007 году вируса, вызывающего инфекционную анемию атлантического лосося.

     По  прогнозам аналитиков Infofish, в 2010 году Китай увеличит производство рыбы и морепродуктов до 51,9 млн. т, что на 3% больше, чем было произведено в 2009 году. Рост производства в большей степени обусловлен расширением фермерских хозяйств, которые выпустили в 2009 году 19,8 млн. т рыбной продукции — на 7% больше, чем годом ранее. Вместе с тем вылов рыбы в океанических водах сократился на 4%, до 6,7 млн. тонн.

    Рынок сбыта рыбной продукции в России достаточно велик.

    В декабре 2009 года его участниками были 77 российских предприятий, осуществлявших, в частности, экспортные продажи мороженых минтая и серебристой сайды. В общем объеме продаж главенствующая позиция принадлежит предприятию ОАО «ОКЕАНРЫБФЛОТ» (10 %). С небольшим отставанием за ним следуют рыболовецкое предприятие ЗАО «АКРОС» (7,5 %) и ОАО НАХОДКИНСКАЯ БАЗА АКТИВНОГО МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА «НБАМР» (7 %).

    Сегмент мороженого рынка минтая поделили между собой 11 предприятий (данные на декабрь 2009 года). Безоговорочным лидером среди них является ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ДАЛЬМОРЕПРОДУКТА», которому принадлежит 65 % объема всех продаж. Оставшаяся доля практически целиком приходится на предприятие ООО «МОНОЛИТ-МОСКВА» (25,5 %). Остальные девять предприятий охватывают 9,5 % рынка.

    Для России, как и для остальных стран, актуальной остаётся тема качества поставляемой продукции. Последнее сообщение на эту тему пришло из Приморья, где Россельхознадзор временно ограничивает поставку в страну рыбы, рыбо- и морепродукции с семи предприятий КНР, в продукции которых выявлены запрещённые и вредные вещества. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Ассортимент и  качество рыбы  и продуктов ее  переработки на  Пермском рынке.  Основные категории  поставщиков продукции,  качество и конкурентоспособность  поставляемой продукции.  Особенности реализации в сфере оптовой и розничной торговли

 

    Данные  статистики свидетельствуют, что потребление  населением рыбных продуктов растет с каждым годом. По сообщению Пермьстата, среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов с 1997 года увеличилось  почти вдвое и в 2010 году составило 14 килограммов на человека в год. В Пермском крае потребляется 37 тыс. тонн рыбы и рыбопродуктов в год, при этом в крае производится всего 1,7 тыс. тонн.

Диаграмма  6 -    Баланс производства и потребления рыбы и рыбопродуктов в Пермском крае [12].

    Растет  и стоимость этой продукции в  торговых точках Перми и Пермского  края.

    По  данным специалистов, с конца августа  текущего года началось сезонное увеличение потребительских цен на рыбу. По итогам сентября 2010 года их рост составил 1 %, в том числе на отечественную икру лососевых рыб на 5,7 %, мороженую разделанную рыбу лососевых пород на 1,9 %. По мнению экспертов рынка, нынешний скачок цен вызван в том числе и принятием ритейлом норм по глазури, введенных СанПиН.

    Безупречное качество - главный козырь рыбных магазинов  в условиях жесткой конкуренции. За время развития рыбной торговли, выделились несколько предприятий, которые задают тон всему рынку. Большинство видов так, называемой «народной» рыбы (хек, минтай, треска, навага – более дешевые и доступные большей части населения), завозимой в Пермский регион, поставляется с Тихоакеанского региона. Довольно большую часть ее составляет рыба иностранного производства: из Аргентины, Перу, Чили. Из продукции балтийского моря в настоящее время завозятся камбала, салака, треска. С Балтийского моря доставляются уже несколько более дорогие виды рыбы: палтус, пикша, сайда.

        В последние годы в Пермском крае наблюдается тенденция повышения спроса на благородную рыбу: форель, семгу. Повысившие доходы позволяют некоторым потребителям ее покупать, и постепенно эти виды рыбы, наряду с различными экзотическими консервами и морепродуктами, входят в рацион людей.

    В ряду наиболее заметных федеральных  игроков, присутствующих на рынке Перми, можно отметить ОАО «ГК «Русское море» (Москва) и ЗАО "Балтийский  берег".

      ОАО «Русское море» развивает три направления бизнеса — производственное, торговое и рыбоводческое.

    Отличительные черты «Русского моря» — ставка на бренд  и обилие собственных  торговых марок («Исландка», «Селедочка столичная», «Медитерана», «Семь узлов», «Флоттика» и др.). В кризис компания сначала сокращала ассортимент производимой продукции, а затем пересмотрела товарную матрицу и добавила новые продукты экономкласса, прежде всего дешевые виды селедки.

    В 2010 году стратегия вновь стала  меняться: в ближайшее время в  ассортименте, наоборот, появятся высокомаржинальные продукты — морские деликатесы.

    Производственное  направление включает переработку  и продажу готовых к употреблению рыбопродуктов под брендом «Русское море». Продукция выпускается на собственном заводе в подмосковном Ногинске. Согласно данным Global Reach Consulting, в 2009 году на рынке готовой рыбной продукции и морских деликатесов на долю компании «Русское море» по выручке пришлось около 10,4%. При этом ближайшие конкуренты — РОК и «Балтийский берег» — производят продукции почти втрое меньше.

    Отдельное направление бизнеса — дистрибуция  охлажденной и свежемороженой рыбы, которое в группе развивает Русская  рыбная компания (РРК), имеющая дистрибуторскую сеть из двадцати филиалов. На это направление приходится около 70% всего оборота группы; за 2009 год объем продаж превысил 180 тыс. тонн. В денежном выражении РРК занимала 12% рынка, что в три раза больше доли ближайших конкурентов — Atlantic Pacific и Defa. Компания импортирует свыше шестидесяти видов рыбы и морепродуктов из восемнадцати стран. Основные поставки идут из Норвегии — семга и форель, но преимущественно не на реализацию, а в собственное производство.

    ЗАО "Балтийский берег" учреждено 27 октября 2000 года как фирма, специализирующаяся на производстве и реализации рыбы и различных видов рыбной продукции. В настоящее время компания "Балтийский берег" является одной из самых стабильных фирм, относящихся к числу крупнейших компаний - производителей рыбной продукции и морепродуктов в России Весь ассортимент продукции ЗАО "Балтийский берег" отвечает стандартам качества, а также имеет коды соответствия UNISCAN. В 2005 году на предприятии внедрена система ХАССП, система контроля на пищевых производствах, при которой полностью исключено влияние факторов, опасных для здоровья человека.

    Продукция, выпускаемая под торговой маркой "Балтийский  берег" отвечает самым  высоким требованиям, предъявляемым  к уровню качества, герметичности  упаковки и химическому составу продукта на всех этапах технологической цепочки. Применение особых методов посола и копчения рыбы позволяют сохранить все полезные микроэлементы в пресервной группе, а также в группе рыбной продукции длительного срока хранения. Применение специальных технологий производства стало возможным благодаря привлечению ведущих специалистов в области рыбообработки и упаковки рыбной продукции, а также благодаря использованию современного оборудования и качественных упаковочных материалов, системе, которая на всех этапах технологического процесса.

    Выгодные  цены, налаженная и отработанная система  сбыта, грамотная маркетинговая  политика и постоянное стремление к  поиску новых рыночных ниш оказывают  положительное воздействие на расширение границ охвата рынка. Сегодня продукцию компании "Балтийский берег" можно приобрести более, чем в 20 крупнейших городах России,  включая Пермь.

    В Пермском крае ежегодно растут объемы потребления рыбы, и есть водные ресурсы для её производства. Кроме  того, как показывает опыт ныне существующих хозяйств, производство рыбы – достаточно рентабельный бизнес.

    В Пермском регионе осуществляют свою деятельность следующие переработчики рыбной продукции.

      В Пермском крае есть несколько производителей рыбы, например ООО «Добрянский рыбоводный центр», ООО «Аквасфера» (г. Чайковский) и др. [12].

    Сегодня в Пермском крае производством рыбы занимаются порядка 6-7 предприятий.

    Рыбоводное  хозяйство ООО "Добрянский рыбоводный центр" зарегистрировано в 2005 году. Это единственный производитель молоди осетровых в Пермском крае. «Добрянский рыбоводный центр» — единственное предприятие в Пермском крае, которое занимается разведением рыбы от инкубации икры до товара. Кроме того, ежегодно здесь производится до 20 тонн рыбы: осетр, форель, карп, севрюга и другие. ООО "Добрянский рыбоводный центр" начало продажи агрофраншизы собственной разработки. Это технология выращивания форели в садках.

       Рыбные деликатесы и пресервы поставляет на местный рынок крупный производитель - компания “Пермь-Евросервис”.  Ей принадлежит торговая марка «Сельга». Закупки сырья корпорация производит напрямую в местах лова рыбы - в Норвегии, Мурманске, на Дальнем Востоке, а готовый продукт, минуя посредников, поставляет в торговые сети края.

      

    Компания  «Пермь-Евросервис» с 1999 года занимается рыбным бизнесом. Компании принадлежит Гайвинский рыбоперерабатывающий цех, а также крупнейший в крае Кизеловский хладокомбинат и расположенный на его территории рыбоперерабатывающий комплекс  [1].

    Для производства пресервов «Сельга» используется филе сельди, выловленной строго в период с сентября по декабрь. В это время года сельдь имеет наилучший вкус и консистенцию благодаря оптимальному содержанию белка и жира. И только из такого высококачественного сырья, переработанного в соответствии с эксклюзивными рецептами, пермский покупатель получает деликатесный продукт с нежным и гармоничным вкусом, — уверяет директор компании Олег Ворончихин.

    Сегодня предприятие выпускает более 200 наименований продукции: сельдь, семгу, форель, горбушу, рыбу холодного и горячего копчения, салаты из морской капусты и др. Помимо производства продукции из атлантической сельди, оно выпускает новые виды пресервов, салаты из морской капусты, линию деликатесной продукции и т. д. Методы обработки рыбы включают целый комплекс мер, основанных на применении новейших технологий и современного оборудования.

Информация о работе Рынок рыбных товаров