Роль логистической информации в товародвижении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Товародвижением в маркетинге назы¬вается система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслужи¬вания покупателей. Зарубежные авторы под планированием товародви¬жения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 79.71 Кб (Скачать)

Результатом функционирования системы является наличие нужного изделия, в нужном количестве, нужного качества, в  нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами.

Так как  автор определил четкую связь  между логистикой и маркетингом, далее можно будет рассмотреть  понятие логистической информации, как было заявлено в задачах работы и оценить ее значение.

2. Понятие  логистической информации

Под логистическим  информационный потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что  у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена  логистической системы (отдел закупок) - источника в другое (производственный отдел) - адресат).

Модули - это  системные блоки обработки информации (скажем, прием заказов или выделение  запасов под заказ). Файлы данных - это инфраструктура информационной системы, где хранится информация, разбитая на функционально однородные группы, такие как <заказы> или <объем  складских запасов>. В прошлом  роль файлов выполняли картотеки. Управление и ввод данных - это своего рода интерфейс, через который логистическая  система получает <подпитку> из внешних  источников: от тех, кто принимает  решения в самой компании, или  от других фирм. Отчеты содержат информацию о логистических операциях и  межфункциональных связях. Коммуникационные каналы (каналы информационного обмена) обеспечивают взаимодействие элементов  информационной системы как между  собой, так и с внешним миром.

Поток логистической  информации проходит через следующие  пять модулей:

  • получение заказов;
  • обработка заказов;
  • транспортировка и грузопереработка (отгрузка);
  • распределение;
  • управление запасами.

Файлы содержат данные и информацию, обеспечивающие межфункциональное взаимодействие внутри логистической системы. Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

  • данные о заказах;
  • данные о запасах и складском хозяйстве;
  • данные учета дебиторской задолженности;
  • данные о плановых потребностях распределения.

Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда в ЛИС поступает информация извне или когда менеджеры  принимают то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

  • получение заказа;
  • получение запроса о состоянии заказа;
  • составление и согласование прогнозов;
  • установление транспортного тарифа;
  • поступление грузов на хранение.

Отчетность состоит  из многочисленных обобщенных, детализированных и особых справок, представляющих собой  информационное сопровождение логистических  операций. Движение информационного  потока, связывающее между собой  все эти компоненты, происходит по коммуникационным каналам.

Логистические информационные потоки характеризуются:

  • неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;
  • множественностью подразделений - поставщиков информации;
  • множественностью подразделений - потребителей информации;
  • сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;
  • множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;
  • многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального  и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток  генерирует информационный, т. е. постулировалась  первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и  информационного потоков, и в  настоящее время различают три  варианта их взаимодействия.

1. Информационный  поток опережает материальный. В  этом случае от информационного  потока поступают сведения о  достижении материальных потоков  (прямое направление) или он  содержит сведения о заказе (встречное  направление).

2. Информация  сопровождает материальный поток,  движется одновременно с ним.  Этим потоком идут сведения  о количественных и качественных  параметрах материальных потоков,  что позволяет правильно и  быстро оценивать их состояние  и принимать необходимые регулирующие  решения.

3. Информационный  поток отстает от материальных  потоков. В это случае информация  служит только для оценки результатов.

2.1. Принципы  формирования логистической информации

Для того чтобы  логистическая информация адекватно  отвечала требованиям логистических  систем и эффективно поддерживала процесс  управления и оперативного контроля, она должна опираться на соответствующие принципы, заложенные в основу ее формирования:

  • доступность;
  • точность;
  • своевременность;
  • оперативность реагирования на сбои и отклонения;
  • гибкость;
  • наглядность.

Доступность. Прежде всего важна легкость доступа к логистической информации.

В частности, любой  организации постоянно нужна  информация о прохождении заказов  и наличии запасов. Сведений такого рода обычно бывает в изобилии, но они  либо хранятся на бумажных носителях, либо их рудно извлечь из компьютерной памяти из-за несогласованности ведения  баз данных.

От быстрого доступа к информации зависят  отзывчивость к запросам потребителей и возможность совершенствования  управленческих решений. Так, потребитель  в любой момент вправе потребовать, чтобы его оповестили о наличии  запасов и перспективах исполнения его заказа. Но у доступности информации есть и другой, более общий аспект: нередко необходима информация о  состоянии заказов вне связи  с конкретным менеджером, клиентом или местом, где происходит обработка  того или иного заказа. Децеитрализованностъ логистических операций требует, чтобы  информация была доступна для считывания и обновления из любого места страны и даже мира. Это позволяет уменьшить  неопределенность хозяйственной деятельности, планирования и управления.

Точность. Логистическая информация должна точно отражать и текущие значения, и динамику функциональных показателей, таких как прохождение заказов и уровень запасов.

Для бесперебойной  работы системы логистики нужно, чтобы оценки запасов, выдаваемые информационной системой, совпадали с фактическим  уровнем не менее чем на 99%. Если такой степени точности достичь  не удается, приходится держать страховые  запасы, которые выполняли бы роль буфера для защиты от неопределенности. Как и в случае с доступностью, более высокая точность информации уменьшает неопределенность и потребность  в запасах.

Своевременность. Своевременность измеряется промежутком времени между моментом, когда происходит какое-либо событие, и моментом, когда оно находит отражение в информационной системе.

Например, в некоторых  ситуациях системе требуются  часы или даже дни, чтобы опознать новый заказ как реальный запрос на поставку, и все из-за того, что  заказ не всегда попадает непосредственно  в базу данных о предъявленном  спросе. Из-за такой задержки в распознавании  предъявленного спроса эффективность  планирования снижается, а объем  запасов увеличивается.

Другой пример того, как важна своевременность, связан с обновлением информации о составе запасов, когда продукция  переходит из разряда <незавершенки> в разряд <готовых продуктов>. Даже если товарно-материальный поток  непрерывен, информация может обновляться  с разными интервалами - ежечасно, в конце смены или в конце  рабочего дня. Лучше всего, естественно, обновлять информацию в режиме реального  времени, но это не самое простое  решение: оно требует очень тщательного  ведения базы данных. Своевременности  обновления информации способствуют штриховое  кодирование, сканирование и электронный  обмен данными .

Своевременность информации важна не только для оперативного управления запасами, но и для управленческого  контроля, осуществляемого на основе ежедневных или еженедельных отчетов. Своевременный контроль позволяет  вносить коррективы в работу, когда  еще есть время исправить ситуацию или минимизировать убытки. В общем, своевременная информация сокращает  неопределенность и помогает вовремя  выявлять проблемы, что уменьшает потребность в запасах и способствует принятию более надежных решений.

Оперативность реагирования на сбои и отклонения. Несмотря на постоянное повышение уровня автоматизации информационных систем, многие из них требуют, чтобы решения в экстремальных ситуациях принимались менеджерами самостоятельно, в результате анализа и интуиции. Причина в том, что предпосылки многих решений неформализованы, потому их принятие не может обойтись без активного участия пользователей информационной системы. Лучшие ЛИС умеют обнаруживать такие "экстренные" ситуации автоматически. Благодаря этому менеджеры имеют возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не поддающихся автоматическому решению задачах.

Дополнительными примерами исключительных ситуаций, которые должна бы обнаруживать ЛИС, являются очень крупные заказы, продукция  с нулевым или очень малым  уровнем запасов, задержка отправки или падение производительности. В общем, по-настоящему хорошая система  логистической информации должна обладать способностью выявлять ьсе исключительные ситуации, для чего она должна уметь  опознавать решения, требующие внимания менеджеров.

Гибкость. Способность удовлетворять информационные потребности как пользователей, так и конечных потребителей. Информационная система должна представлять данные в соответствии с особыми запросами потребителей. Например, клиенту может понадобиться, чтобы счет-фактура агрегировал все платежи по географическому или иным признакам. Компания розничной торговли А, скажем, хочет получать счета-фактуры по поставкам в каждый отдельный магазин, а сходная компания Б предпочитает, чтобы счет-фактура отражал сумму поставок во все магазины компании. Гибкая информационная система в состоянии выполнить требования всех клиентов. Структура информационной системы должна предусматривать возможность своего развития в ответ на периодически возникающие потребности предприятия, причем совершенствование без чрезмерных расходов и без полной замены программного обеспечения.

Наглядность. Выходные документы и отчеты должны быть должным образом офор

млены, т. е. содержать  нужную информацию и в нужной форме.

Например. ЛИС  часто выдают на монитор диаграмму, отражающую наличие какого-то продукта в отдельном распределительном  центре. Такая подача данных означает, что клиентам при поиске источника  снабжения нужно просмотреть  информацию о наличии этого продукта во всех распределительных центрах  компании. Скажем, если их пять, то нужно  рассмотреть и сопоставить пять диаграмм. При разумном оформлении экранного изображения информация о наличии продукта во всех пяти распределительных центрах будет  размещена на одной картинке, что  намного облегчает потребителям задачу поиска.

Другим примером является распечатка или изображение  на мониторе, содержащие всю информацию, нужную для принятия решения. Так, требуется  одновременно показать величину наличных запасов, минимальный уровень запасов, прогноз спроса на 12 недель вперед и  запланированные на ближайшие 12 недель поступления какого-либо продукта.

Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что в логистике  информация является одним из ключевых факторов сохранения конкурентоспособ- ности. Сегодня для этого мало просто иметь логистическую информационную систему. Конкурентоспособность в  настоящем и в будущем обеспечит  лишь такая информационная система, которая способна предоставить информационную поддержку не только базовых логистических  операций, но и управленческого контроля, анализа оперативных решений  и стратегического планирования. В правильно организованной ЛИС  информация должна быть легкодоступной, точной и своевременной. К тому же система должна оперативно реагировать  на сбои, быть гибкой и выдавать информацию в удобной для пользования (наглядной) форме. 
 

Информация о работе Роль логистической информации в товародвижении