Роль логистической информации в товародвижении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Товародвижением в маркетинге назы¬вается система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслужи¬вания покупателей. Зарубежные авторы под планированием товародви¬жения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 79.71 Кб (Скачать)

Логистический подход создает также условия  для улучшения многих других показателей  функционирования материалопроводящей  системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный  экономический эффект от использования  логистики, как правило, превышает  сумму эффектов от улучшения перечисленных  показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств; т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны  ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать  конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

  • продукт — нужный продукт;
  • качество — необходимого качества;
  • количество — в необходимом количестве;
  • время — должен быть доставлен в нужное время;
  • место — в нужное место;
  • затраты — с минимальными затратами.

Цель  логистической деятельности считается  достигнутой, если эти шесть условий  выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в  нужное место с минимальными затратами. Маркетинг представляет собой систему  управления, позволяющую приспосабливать  производство к требованиям рынка  в целях обеспечения выгодной продажи товаров. Маркетинг был  востребован практикой в связи  с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более  ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену  в более поздний период, логистика  дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и  поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную  систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший  спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой  товар нужен, где, когда, в каком  количестве и какого качества. Логистика  обеспечивает физическое продвижение  востребованной товарной массы к  потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место  в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к  организации товародвижения, при  эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически  построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в  первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных  систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее  существенные отличия между маркетингом  и логистикой представлены в таблице.

Таблица. Сравнение объекта  и предмета исследований в области маркетинга и в области  логистики

Сравниваемые  характеристики маркетинга и логистики Маркетинг Логистика
Объект  исследования Рынки и конъюнктура  конкретных товаров и услуг. Материальные  потоки, циркулирующие на этих рынках
Предмет исследования Оптимизация рыночного  поведения по реализации товаров  или услуг Оптимизация процессов  управления материальными потоками.
Методы  исследования Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения  по конкретным товарам и услугам Системный подход к созданию материалопроводящих  цепей, а также общеизвестные  методы, которые применяются при  планировании и управлении производственными  и экономическими системами.
Итоговые  результаты Рекомендации  по производственно-сбытовой стратегии  и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки  и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.

Примеры логистической оптимизации  материального потока в сфере обращения

Существо  логистического подхода к управлению материальными потоками заключается  в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить  необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается  в том, что в рамках единой системы  необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

В качестве примеров логистического подхода к  управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим два процесса:

  • процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети;
  • процесс доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

1. Пример применения  логистики в товародвижении  сахарного песка. Существуют три категории участников товародвижения сахарного песка: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты  на товародвижение, результат достигается  за счет осуществления различных  мероприятий. Остановимся здесь  на одном из них. Рассмотрим, что  необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации  упаковки товаров.

Традиционно при производстве сахарный песок  затаривается в мешки вместимостью 50 кг. Логистически не оптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка  в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

Логистическая оптимизация процесса доведения  сахарного песка до розничной  торговой сети предполагает наличие  тесных партнерских отношений между  всеми участниками логистического процесса, работу на так называемый общий результат.

Представим  ситуацию, когда все три участника  находятся в руках одного собственника, и зададимся вопросом: где этот собственник организовал бы расфасовку сахарного песка в пакеты?

Фасовку сахара в нашем примере можно  осуществлять в четырех местах:

  • за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя;
  • в магазине в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара;
  • на оптовой базе в цехе фасовки;
  • на заводе-изготовителе.

Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наименее производительной, а  значит, и наиболее дорогой, будет  организация фасовочных работ в  магазине, особенно на рабочем месте  продавца. Значительный эффект можно  получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа  складов, нельзя статочно эффективно использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, лишь установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.

В связи  с этим очевидно, что единый собственник  всех указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как  правило, находятся в руках разных собственников. Причем если розничная  торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, то для завода-изготовителя организация фасовки — лишние затраты. Поэтому для того, чтобы  сахарный песок не проходил всю логистическую  цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародвижения, необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений  участников.

В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть  возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно решить следующие задачи:

  1. Определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить экономическую задачу.
  2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят: тара-оборудование, которая будет заполняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов тары-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Это комплекс технических задач.
  3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фасовки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач.
  4. Решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например, задачу оптимизации запасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий и др.

В целом  — это комплекс математических задач, в результате решения которых  может быть создана интегрированная  материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения  управления материальным потоком.

Как следует  из данного примера, логистический  подход предполагает необходимость  решения задач в области техники, технологии, экономики и математики.

2. Пример применения  логистики в процессе  доведения железобетонных  конструкций с  заводов на строительные  объекты. Известная пословица «дорога ложка к обеду» в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.

Рассмотрим  принципиальную схему логистической  организации потоков железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

В информационном центре сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о  производственных мощностях заводов. Информационный центр ежедневно  разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием  поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего  перевозку. Графики разрабатываются  с точностью до минут. Железобетонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам  нужно устанавливать именно ее, и  подается на возводимый этаж здания прямо  «с колес», т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза.

Логистическая организация доставки железобетона позволяет устранить необходимость  выгрузки и хранения конструкций  на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться  среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными  или бракованными строительными  конструкциями. Сокращается потребность  в людях, технике, финансах. Экономические  и экологические преимущества очевидны.

Обязательные  условия функционирования системы:

  • наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);
  • четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);
  • решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);
  • экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

Информация о работе Роль логистической информации в товародвижении