Правовые аспекты использования товарного знака

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Товарный знак с позиций маркетинга формирует лицо фирмы, ее узнаваемости на рынке, являясь лишь одним из элементов рыночной символики товара. «Критерием оценки любого дизайна должно быть нахождение ответа на решаемую проблему: даёт ли он желаемый эффект, чёток ли он, запоминается ли он, оригинален ли он?». В мировой практике маркетинга используется довольно широкий набор понятийных категорий рыночной атрибутики товара, расширяющих возможности планирования продукта.

Содержание

Введение__________________________________________________ 4
1 Разработка товарного знака_________________________________ 8
2 Экономические аспекты использования товарного знака.________11
3 Правовые аспекты использования товарного знака._____________14
Список литературы__________________________________________17

Работа содержит 1 файл

Товарная политика печать.docx

— 33.42 Кб (Скачать)
  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА.   

         Товарные знаки важны как для  продавцов,  так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за   данный    товар   ответственность.    Однородные   товары   могут изготавливаться разными  производителями,   распространяться  разными продавцами -- и те, и другие могут использовать свои товарные знаки.

       При выборе товара   покупатель  ориентируется  на   товарный  знак.  В случае    удовлетворения   покупкой   в    следующий   раз   он  будет руководствоваться просто товарным знаком.    

         Товарный знак служит нескольким  целям.  С  точки  зрения  лица, заинтересованного  в  покупке,  он служит ориентиром при выборе того или иного товара.   Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара.  В этом случае функция товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара.    

         Другой функцией товарного знака  является выделение  товара  или услуги   конкретного предприятия из однородных товаров и услуг других предприятий. Кроме того, товарный знак позволяет определить источник происхождения товара,  так как сведения о владельцах товарных знаков внесены в Реестр товарных  знаков,  зарегистрированных  в   Патентном ведомстве.    

         Еще одной   немаловажной   функцией   товарного  знака  является рекламирование.  Товарные знаки  благодаря   связи  с  товарами  дают обществу   информацию  о  товарах и услугах,   помогая стимулировать и сохранять спрос на них,  а предприятию и товару обеспечивают широкую известность.    

         Таким образом,  продавцам   товарный  знак позволяет выделить их продукцию   среди   однородной    продукции,   выпускаемой     другими предприятиями, потребителям - указывает на то, что товар не является подделкой и обладает определенным качеством.  Товарный знак является важным вкладом в экономику предприятия,  так как позволяет занять на рынке определенное  положение,  основанное   на  признании  товарного знака.     

         Ошибочно думать,  что одно только использование товарного знака обеспечит предпринимателю сверхвысокие прибыли.  Для этого необходим целый  комплекс   мероприятий,  направленных на завоевание устойчивых позиций  на  рынках  сбыта.   Однако  следует  иметь  в   виду,    что значительное место среди этих мероприятий занимает товарный знак. [п.2, с.17].

       Одним из   важных  аспектов  коммерческой   деятельности является защита товарного знака. Сегодня в Беларуси уже на практике отработаны эффективные механизмы защиты прав владельцев товарных знаков. Выше мы уже перечисляли основные механизмы защиты.

       В судебном порядке дела о соответствующих  нарушениях рассматривает судебная коллегия по патентным делам при  Верховном суде РБ. В состав коллегии входят судьи, специализирующиеся в  области интеллектуальной собственности. На сегодняшний день уже известны и на слуху целый ряд судебных споров по фармацевтическим, кондитерским, ликероводочным и др. товарным знакам. При этом конфликтуют как белорусские  компании, так и иностранные. В  качестве примеров конфликтов товарных знаков, которые разрешались в  судебном порядке, можно назвать  споры по следующим товарным знакам: «Nimesil» и «Nimesin Plus», «Коровка» и  «Коровка городокская» (этикетка), «Богатыр»  и «Богатырский».

       Среди широко используемых во всем мире механизмов защиты прав владельцев товарных знаков можно назвать также механизм таможенного отслеживания продукции, маркированной знаком-нарушителем. Его осуществляют таможенные органы по заявлению владельца товарного  знака, чьи права нарушаются. К  заявлению должен быть приложен целый  ряд документов, подтверждающих факт нарушения. В нашей стране данный эффективный инструмент защиты используется пока не так часто.

       В итоге хотели бы подчеркнуть, что  товарные знаки во всем мире ценятся  как самый дорогостоящий объект интеллектуальной собственности. Аналогичная  ситуация складывается и в Беларуси. Настоящей статьей мы хотели бы обратить внимание читателей на важность рассматриваемого вопроса и призвать к компетентному подходу при обращении со всей своей интеллектуальной собственностью, а в частности - товарными знаками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА.
 

       Торговая  марка является важным нематериальным активом фирмы, который имеет  рыночную стоимость и может быть внесен в бухгалтерский баланс. Этим активом необходимо грамотно управлять, как и всеми другими активами фирмы.

       После второй мировой войны брендинг как  наука и искусство создания и  продвижения марки с целью  формирования долгосрочного предпочтения к ней становится одной из важнейших  частей маркетинга [п.1, с.17].

       Регистрация товара в качестве марочного является предпосылкой или начальным условием для его превращения в бренд. Дело в том, что пока товар не имеет  зримых признаков отличия, он сливается  с массой однотипных продуктов (например, докторская колбаса разных производителей выглядит примерно одинаково). В итоге  у потребителя не может сформироваться конкретный образ товара данного  производителя. Марочный же товар при  условии получения значительной известности брендом стать может.

       Характерный внешний вид и особое название превращают марочный товар в рекламу  самого себя. Фактически самореклама  марочного продукта повторяется  при каждом визите клиента в магазин. Попадая в поле его зрения, марочный товар напоминает о своем существовании  вне зависимости от того, за каким  продуктом покупатель пришел. В итоге  степень постоянства рекламы  резко возрастает. Не случайно в  наши дни почти все высококачественные товары продаются как марочные.

       Для успешной работы с торговыми марками  необходимы следующие предпосылки:

       фирма должна быть достаточно зрелой и уже  пересечь тот рубеж, когда эффективность  деятельности обсуждается только терминах финансов, т.е. приходит понимание важности рыночных позиций, доли рынка и других маркетинговых показателей;

       развит  современный менеджмент и присутствует четко выраженное стремление двигаться  вперед, которое в явной мере поддерживается руководством;

       на  такой фирме развита служба маркетинга, которая способна формировать имидж  торговой марки, отслеживать изменение  ситуации на рынке, в том числе  проводить оценку восприятия марки  фирмы потребителями [п.1, с.17].

       Неотъемлемым  элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров  и услуг. К таковым, в соответствии с Гражданским кодексом относятся  товарные знаки и знаки обслуживания. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Использование товарного знака  является своеобразным звеном между  изготовителем и потребителем, служит активным средством привлечения  внимания покупателей к маркируемым  товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного  производителя. В современном международном  бизнесе отмечается возрастающая роль торговых марок и знаков обслуживания в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. Отчасти это связано  с тем, что они (торговые марки) имеют  неограниченный срок жизни, получение  и поддержка правовой охраны дешевле, чем, например, для патентов. Дебаты относительно того, какой вид интеллектуальной собственности - патенты, товарные знаки, объекты авторского права или  ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном  планировании деятельности фирм, заканчиваются  зачастую в пользу торговых марок. Большая  буква "М" над ресторанами быстрого обслуживания McDonald обеспечивает их владельцам целое состояние, хотя, как известно, на гамбургеры нет патентов.

       Под исключительным правом на товарный знак, понимается абсолютное имущественное  право, возникающее на основании  государственной регистрации и  включающее комплекс прав разрешительного  и запретительного характера.

       Это определение основано на том, что  лицу, на имя которого зарегистрирован  товарный знак (правообладателю), принадлежит  исключительное право использования  товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право  на товарный знак). Правообладатель  может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

       Исключительное  право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении  которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

       - на товарах, в том числе на  этикетках, упаковках товаров

       - при выполнении работ, оказании  услуг;

       - на документации, связанной с  введением товаров в гражданский  оборот (т.е. использование товарного  знака любым не противоречащим  закону способом);

       - в предложениях о продаже товаров,  о выполнении работ, об оказании  услуг, а также в объявлениях,  на вывесках и в рекламе;

       - в сети "Интернет", в том числе  в доменном имени и при других  способах адресации.

       Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его  товарным знаком обозначения в отношении  товаров, для индивидуализации которых  товарный знак зарегистрирован, или  однородных товаров, если в результате такого использования возникнет  вероятность смешения.

       Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом  с товарным знаком, состоит из латинской  буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности (R) либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое  обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации

[п.4, с.17]. 

       ЛИТЕРАТУРА 

    1. Данченок  Л.А. Основы маркетинга/ Московский международный  институт  

        эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. - 239с.

    1. Коплер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Перевод с английского. - М.:

        Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656с.

    1. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. –

          656с.

    1. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. - СПб.:

          Издательство «Питер», 1999. - 224с

    1. А. М. Цапенко «Брендинг на IT рынке».

Информация о работе Правовые аспекты использования товарного знака