Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:09, доклад

Описание работы

В условиях коренных изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, торговые предприятия становятся важнейшим субъектом рыночных отношении. Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия торговли, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий и их экономическое поведение. Прибыль и рентабельность при полной экономической самостоятельности и самоуправлении становятся главными ориентирами.

На рынке всегда действуют продавцы и покупатели, и обмен результатами их труда происходит на основе взаимовыгодной купли-продажи. Это означает, что продавать, покупать и перепродавать нужные рынку и потребителю товары и услуги надо так, чтобы выручка от реализации была выше затрат на величину, обеспечивающую торговому предприятию получение прибыли. Стратегия и тактика поведения торговых предприятий в соответствии с рыночными законами должна быть ориентирована на такую маркетинговую политику, которая способствовала бы более полному удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

   Рациональная  организация хозяйственных связей между поставщиками и потребителями  товаров предполагает установление прямых и долгосрочных договорных взаимоотношений  по поставкам товаров и стабильный характер этих связей. Отсутствие лишних посредников дает возможность снижать  цены на товары, тем самым, повышая  их конкурентоспособность.

   Важным  звеном в процессе товародвижения является оптовое звено, которое связывает  между собой производителей и  потребителей товаров.

   В условиях рыночных отношений оптовое  звено потребительской кооперации требует существенной перестройки. Исследования, проведенные в потребсоюзах Поволжского региона, показывают, что современная структура и организация работы межрайонных баз не соответствуют требованиям времени. Повсеместно наблюдается сокращение объемов оптовых операций, низкая рентабельность работы, а порой полное банкротство. Есть случаи продажи оптовых баз коммерческим структурам. В качестве примера можно назвать Энгельсскую межрайбазу Саратовского ОПС, которая в результате банкротства была продана коммерческим структурам и это не единичный случай. Такое развитие событий, если не принимать экстренных мер, может привести к ликвидации существующей системы потребительской кооперации и сильному социальному конфликту на селе, где и без того достаточно неразрешенных проблем.

   Из  этого следует вывод, что для  потребительской кооперации, выполняющей  важные социальные функции на селе, для выхода из кризисного состояния  необходим режим максимального  благоприятствования со стороны  структур властей всех уровней.

   Понимание этого Правительством и Президентом  России есть. Подтверждением может послужить принятие в 1994 году специального Постановления Правительства РФ № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», в котором определены меры поддержки и льготы предприятиям потребительской кооперации.

   В 1995 году принято Постановление Правительства  РФ № 734 «О неотложных мерах по государственной  поддержке сельскохозяйственного  производства в 1995 году». Этим Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  оказывать поддержку организациям потребительской кооперации в обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, проведении закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, предусмотрев для этих целей выделение необходимых ссуд за счет соответствующих бюджетов.

   В 1995 году Правительством проводилась  работа по подготовке Закона РФ «О потребительской  кооперации в Российской Федерации» в новой редакции для второго  чтения и его принятия. В этом же году 31 мая вышел Указ Президента РФ № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения  сельского населения товарами и  услугами», а 24 июня 1996 года было принято  Постановление Правительства РФ № 730 «О мерах по стабилизации обеспечения  сельского населения товарами и  услугами».

   В этих документах определен широкий  комплекс мер по улучшению торгового  обслуживания сельского населения, а также по совершенствованию  работы потребительской кооперации. В частности, ряду Министерств РФ совместно с Центросоюзом РФ и  органами исполнительной власти субъектов  РФ предписывается направить свою деятельность на:

   - обеспечение  выравнивания условий жизни сельского  и городского населения;

   - развитие  системы обеспечения сельского  населения товарами и услугами  на уровне, сложившемся для городского  населения;

   - развитие  транспортных коммуникаций и  систем связи на селе;

   - поддержку  организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные  производители и пенсионеры, проживающие  в сельской местности;

   - восстановление  имущественных прав граждан, исключенных  из потребительских обществ в  1991-1996 г.г.

   Кроме этого, ставится задача потребительской  кооперации активизировать работу по торгово-бытовому обслуживанию сельского  населения, заготовительной деятельности, закупкам сельскохозяйственной продукции  и сырья для государственных  нужд.

   Наконец 11 июля 1997 года был подписан Закон  Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», которым ранее действовавший  Закон приведен в соответствие с  Гражданским кодексом РФ. По сути дела, это новый закон, требующий глубокого  реформирования потребительской кооперации, в том числе по таким основополагающим направлениям, как отношения собственности, структура управления и контроля, укрепление демократии и дисциплины, повышение роли пайщиков и ответственности  руководителей, усиление материальных стимулов и другим. Закон гарантирует  потребительским обществам и  их союзам государственную поддержку. Он вносит принципиальные изменения  и по ряду других вопросов деятельности потребительских обществ и союзов. Он создает необходимые правовые, социальные и экономические предпосылки  для эффективного использования  мощного потенциала потребительской  кооперации, выхода из кризисной ситуации и достижения стабильной, безубыточной работы для каждой кооперативной  организации и предприятия.

   Однако  в нынешних условиях даже таких мер  недостаточно для выживания потребительской  кооперации, если не будут в полной мере включены ее собственные, внутренние резервы и механизмы повышения  эффективности работы и конкурентоспособности.

   В соответствии с новым Законом  о потребительской кооперации необходимо разработать стратегию развития предприятий потребительской кооперации, новую систему внешних и внутренних взаимоотношений, новые методы управления и структуры, новые технологические  решения и др.

Разработка  и эффективное внедрение всех этих методов и решений, является целью перестройки деятельности всех товаропроводящих звеньев.

   В связи с выдвигаемыми перед оптовой  торговлей новыми задачами, целями ее развития, по мнению ряда отечественных  и зарубежных ученых, должны стать:

   - проявление хозяйственной инициативы, гибкости, предприимчивости;

   - совершенствование хозяйственной  структуры оптовых предприятий;

   - создание развитой структуры  каналов товародвижения;

   - формирование на базе существующих  оптовых предприятий торговли  структур рыночного типа, таких  как информационные и коммерческие  центры, консалтинговые и маркетинговые  подразделения, страховые бюро;

   - диверсификация деятельности кооперативной  оптовой торговли;

   - обеспечение экономии совокупных  издержек обращения.

   В рыночно - ориентированной системе  хозяйствования претерпевают изменения  и функции оптовой торговли как  по отношению к поставщикам товаров, так и по отношению к оптовым  покупателям товаров. Наряду с уже  выполняемыми функциями, такими как  оценка потребностей и спроса, преобразование производственного ассортимента в  торговый, накопление и хранение товаров, доставка товаров, все большее значение приобретают функции по кредитованию, информационному и консалтинговому обслуживанию, инвестиционное обеспечение процесса товародвижения, минимизация коммерческого риска, маркетинговое обслуживание.

   Из  сказанного можно сделать вывод, что в связи с новыми условиями  хозяйствования, изменение целей  и функций оптовой торговли, позволит ей успешно конкурировать на потребительском  рынке и создать условия для  эффективного развития кооперативной  торговли.

   Не  менее важным звеном в процессе доведения  товаров от производителей к потребителям, является розничная торговля. Она  по своей сути является предпринимательской  деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного  пользования. Это - конечный этап сбыта  продукции. Будучи необходимым звеном системы распределения, розничная  торговля обеспечивает продвижение  товаров от изготовителя до конечного  потребителя. В условиях рыночной экономики  предприятия могут успешно развиваться, имея достаточно средств для развития хозяйственной деятельности.

   Розничная продажа - акт обмена денег на товар  и услуги, выгодный для участвующих  в нем сторон. Потребитель при  обмене стремится приобрести необходимый  ему товар (услуги) хорошего качества, а розничный торговец-прибыль. В  процессе совершения акта покупки потребитель  получает и определенное психологическое  удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус. Покупка способствует самовыражению и самоутверждению  покупателя.

   Являясь одним из важнейших звеньев в  процессе доведения товаров до конечных потребителей, розничная торговля создает  условия покупателям в приобретении широкого ассортимента товаров и  услуг с максимальными удобствами для них. В связи с этим в  научной литературе выделяются следующие  основные функции, выполняемые розничной  торговлей в условиях рыночных отношений: закупка товаров, их транспортировка  и хранение; принятие на себя риска, финансовая деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировка, подработка, придание закупленной продукции  товарного вида, продажа товара, послепродажное обслуживание покупателей.

   Розничная торговля - сложная система, функционирующая  в быстро меняющейся социально-экономической  среде. Для успешного выполнения своих функций она обязана  постоянно учитывать потребности  и желания покупателей, изменения  социально-экономической среды, конъюнктуру  рынка и обеспечивать необходимый  ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств. Чтобы хорошо торговать  в условиях рынка, надо знать, кто  покупатель, кто производит товары необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует  выяснить, какие товары продаются  в других магазинах конкурентов. В связи с этим основные цели розничной  торговли в условиях рыночных отношений  можно сформулировать следующим  образом - это получение прибыли, увеличение оборота и доли на рынке, создание условий для финансовой независимости.

   Перечисленные выше цели и функции розничной  торговли, в условиях рыночных отношений  характерны и для кооперативной  торговли. Вместе с тем она имеет  и свои особенности. Для кооперативной розничной торговли характерны: большая территориальная разбросанность, удаленность от источников товарного снабжения (поставщиков товаров), измельченность, большое влияние экономических, социальных и транспортных факторов на ее размещение и т.д., а это в конечном итоге приводит к удорожанию процесса доведения товаров народного потребления до сельского населения, т.е. увеличению их цены, что ставит ее в неравные экономические условия по отношению к конкурентам. Предприниматели, имея более гибкую систему регулирования цен, вынуждают предприятия кооперативной торговли снижать цены на товары ниже уровня рентабельности, что приводит к их убыточности, и порой и просто закрытию сельских магазинов.

   В этой связи, необходимо активизировать использование внутренних резервов снижения издержек по доведению товаров  народного потребления сельскому  населению.

   На  наш взгляд, такими резервами в  условиях рыночных отношений являются:

   - создание в райпотребсоюзах малых предприятий по производству товаров широкого спроса, непосредственно приближенных к обслуживаемому населению и работающих преимущественно на местном сырье;

   - создание оптово-розничных объединений  по совместной закупке и продаже  товаров;

   - взаимодействие кооперативных предприятий  с торговыми предприятиями других  форм собственности;

   - создание системы оказания услуг  предприятиям всех форм собственности  и населению. Таковыми могут  быть торгово-посреднические, бытовые,  коммерческие, транспортные, интеллектуальные  и другие виды услуг.

   - создание собственных высокодоходных  хозрасчетных предприятий для  поддержки малорентабельных или  заведомо убыточных видов деятельности.

   В качестве обобщения к изложенному  материалу можно сказать следующее. В условиях рыночной экономики для  всех звеньев процесса товародвижения справедливы четыре фундаментальных  принципа:

   - экономическая самостоятельность  предприятия, которая позволяет  определять, какой продукт и в каком количестве производить и продавать;

   - конкуренция - продукт может быть  предложен не одним предприятием; несколько производителей могут  принять решение о производстве  и продаже того же продукта. Благодаря этому каждое предприятие  стремится добиться наилучших  успехов, чтобы не потерять  своей доли на рынке, которая  может перейти к конкуренту;

   - свободное ценообразование;

   - принцип оплаты по труду - шанс  на получение высокой заработной  платы (для работающего или  служащего и прибыли для предпринимателя)  является движущей силой рыночной  экономики.

   Эти четыре принципа являются «определяющими»  в рыночной экономике. Все участники  технологической цепи процесса товародвижения должны знать эти правила и  согласовывать свои действия с ними. Это дает многообразие шансов и возможностей для каждого в отдельности  повысить свое благосостояние. Однако это требует от кооперативных  торговых предприятий постоянного  внимания к другим участникам рынка  и приспособления своего образа действий к постоянно изменяющимся условиям рынка.

Информация о работе Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений