Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:09, доклад

Описание работы

В условиях коренных изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, торговые предприятия становятся важнейшим субъектом рыночных отношении. Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия торговли, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий и их экономическое поведение. Прибыль и рентабельность при полной экономической самостоятельности и самоуправлении становятся главными ориентирами.

На рынке всегда действуют продавцы и покупатели, и обмен результатами их труда происходит на основе взаимовыгодной купли-продажи. Это означает, что продавать, покупать и перепродавать нужные рынку и потребителю товары и услуги надо так, чтобы выручка от реализации была выше затрат на величину, обеспечивающую торговому предприятию получение прибыли. Стратегия и тактика поведения торговых предприятий в соответствии с рыночными законами должна быть ориентирована на такую маркетинговую политику, которая способствовала бы более полному удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

Понятия и сущность механизма  товародвижения в  условиях рыночных отношений

   В условиях коренных изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, торговые предприятия становятся важнейшим  субъектом рыночных отношении. Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия  торговли, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий  и их экономическое поведение. Прибыль  и рентабельность при полной экономической  самостоятельности и самоуправлении становятся главными ориентирами.

   На  рынке всегда действуют продавцы и покупатели, и обмен результатами их труда происходит на основе взаимовыгодной купли-продажи. Это означает, что  продавать, покупать и перепродавать  нужные рынку и потребителю товары и услуги надо так, чтобы выручка  от реализации была выше затрат на величину, обеспечивающую торговому предприятию  получение прибыли. Стратегия и  тактика поведения торговых предприятий  в соответствии с рыночными законами должна быть ориентирована на такую  маркетинговую политику, которая  способствовала бы более полному  удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей, ускорению оборачиваемости  оборотных средств, повышению конкурентоспособности.

   На  предприятиях торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

   Понятие товародвижения неразрывно связано  с появлением торговли как отрасли  хозяйства.

   Его необходимость обусловлена тем, что изготовлением продукции  на промышленном или сельскохозяйственном предприятии не заканчивается производство. К. Маркс говорил, что продукт  только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение.

   Товародвижение  представляет собой историческую категорию. Его существование связано с  особой формой обмена продуктами труда - товарной формой. Возникновение товарного  обмена относится к глубокой древности. При определенных исторических условиях обмен продуктами труда обособляется от непосредственного производителя, являющегося также и потребителем произведенного продукта, и начинает самостоятельно выступать в иной форме - форме обмена товара на рынке. Это происходит при возникновении  товарного производства, когда обмен  продуктами непосредственно в производстве становится невозможным в силу разобщенности  производителей. В этих условиях конкретной формой экономической связи между  различными товаропроизводителями  становится товарный обмен.

   Возникновение и развитие товарного обмена вызывает появление торговли как отрасли  хозяйства, обособившейся на основе общественного разделения труда  и обслуживающей товарное обращение. Как таковая, торговля возникает  не сразу, а имеет довольно длительную предысторию. Первоначально следует  указать на возникновение меновой  торговли излишками произведенного продукта /Т-Т/, в основе которого лежит первое крупное общественное разделение труда. Меновая торговля в разнообразных примитивных формах существует вплоть до второго крупного общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства. В результате этого «... возникает производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами».

   Возникновение товарного производства влечет за собой  и изменение форм обмена. Из массы  различных всеобщих эквивалентов, выделяются благородные металлы в качестве денег. Они становятся мерой стоимости  и всеобщей формой богатства.

   С появлением денег непосредственный обмен товара на товар, т.е. товарообмен /Т-Т/, уступает место товарному обращению, обмену товаров посредством денег /Т-Д-Т/, означающему раздвоение товара на товар и деньги, и расчленение  единого акта купли-продажи на два  самостоятельных акта: продажу /Т-Д/ и куплю /Д-Т/, которые отделяются друг от друга во времени и пространстве. Это и приводит к возникновению торговли, а следовательно и простейшей цепочки товародвижения.

   Товарное  обращение создает не только условия  для возникновения торговли, но и, более того, делает процесс товародвижения экономической необходимостью: поскольку  товарное обращение разрывает единый акт купли-продажи на различные  акты купли и продажи во времени  и пространстве, то появилась необходимость  посредничества между продавцами и  покупателями. Если при простом товарном обращении один товар продается  товаропроизводителем другому товаропроизводителю  для того, чтобы купить другой товар  по формуле Т-Д-Т, то с возникновением торговли и торгового капитала товародвижение начинает осуществляться в виде Д-Т-Д. Здесь авансируются определенные средства на покупку товаров с целью  их продажи.

   При товародвижении по формуле Д-Т-Д  происходит сначала купля, затем  продажа одного и того же товара. Движение начинается с денег и  кончается деньгами. Качественного  различия между крайними членами  нет, имеет место количественное различие. Деньги в конце процесса по сумме больше, чем в начале его. Они выступают здесь как  всеобщая материализация стоимости. Целью  обращения является самовозрастание  стоимости в процессе ее обращения, получение большей стоимости, чем  первоначально авансировано, т.е. получение  прибыли.

   Таким образом, история возникновения  процесса товародвижения идет от товарообмена к товарному обращению, на основе последнего возникает товародвижение в собственном смысле этого слова.

   Дальнейшее  историческое развитие общества на практике доказало необходимость процесса товародвижения при всех экономических формациях. Это обусловлено самой природой его возникновения. Являясь неотъемлемой частью развития товарного производства и связанных с ним товарно-денежных отношений, процесс товародвижения развивается и совершенствуется вместе с ними. При этом природа, сфера действия и роль его в  каждой системе общественного производства определяются господствующими производственными  отношениями.

   Современная наука определяет товародвижение, как  процесс доведения товаров от изготовителей через различные  промежуточные звенья до потребителей, представляющий собой совокупность системы организационно - хозяйственных (коммерческих) и производственных (технологических) мероприятий и  операций, направленных на удовлетворение потребностей населения.

   В основе процесса товародвижения лежит  физическое перемещение грузов от производства до потребителя, сопровождающееся рядом  необходимых операций транспортировки, хранения, обработки и отпуска  товаров в различных звеньях  цепи товародвижения. Эти процессы связаны с движением товара как  потребительной стоимости и выражают собой продолжение производства в сфере обращения. Совокупность перечисленных выше технологических  операций, образует так называемую технологическую цепь процесса товародвижения, которую можно представить в  виде следующей схемы.

   

   Схема 1. Схема технологической  цепи процесса товародвижения.

   Выполнение  технологических операций и мероприятий  связано с наибольшей частью материальных и физических затрат, поэтому для  получения максимального экономического эффекта необходимо постоянно совершенствовать технологическую сторону процесса товародвижения.

   С другой стороны, товародвижение состоит  из организационно - хозяйственных (коммерческих) процессов, которые связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.

   К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, рекламирование товаров, оптовая закупка и продажа товаров, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров и др.). Они являются объектом коммерческой деятельности в торговле, которая представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершенствование процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

   Коммерческая  деятельность торговых организаций  и предприятий охватывает вопросы  изучения спроса населения и рынка  сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков  товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, она включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовом звене), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

   Основой коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений является равноправие  торговых партнеров и их хозяйственная  самостоятельность, ответственность  сторон за выполнение принятых обязательств. Методом формирования товарных ресурсов становится свободная продажа, развитие прямых хозяйственных связей, повышение  роли договоров поставки.

   Исходя  из вышеизложенного, напрашивается  вывод о необходимости серьезных  исследований процессов, происходящих при доведении товаров народного  потребления от мест производства к  местам потребления. Целью их является выработка предложений по ускорению  доведения этих товаров до покупателей  в полном объеме и ассортименте, соответствующем спросу населения. При этом важнейшим условием должно быть сокращение материальных и трудовых затрат на эти цели. Эффективность  рациональной организации товародвижения зависит от следующих условий:

   - установление  оптимальной формы и звенности движения товаров;

   - эффективное  использование транспортных средств;

   - широкое  применение средств механизации  и тары-оборудования;

   - совершенствование  и оптимизация технологической  цепи товародвижения;

   - рациональная  организация хозяйственных связей  между поставщиками и покупателями  товаров.

   Соблюдение  названных выше принципов, позволяет  обеспечить высокую эффективность  всего процесса товародвижения, максимально  сократить материальные потери по доведению  товаров до потребителей, что в  рыночных условиях имеет первостепенное значение для предприятий торговли любой формы. Использование кратчайших путей движения товаров способствует сокращению разрыва во времени между  производством и потреблением товаров, тем самым ускоряется процесс  воспроизводства, а также уменьшению расходов по перемещению товаров. В  условиях рыночных отношений этот критерий рациональности товародвижения определяется самими товаропроизводителями и  торговыми предприятиями, так как  его соблюдение обеспечивает сторонам получение большей прибыли.

   Установление  оптимальной звенности товародвижения предполагает выбор минимально необходимого числа промежуточных оптово-складских звеньев при движении товаров из сферы производства в сферу потребления. Увеличение звенности товародвижения влечет увеличение расходов, связанных с их перемещением и обработкой. Складская форма товародвижения необходима для товаров сложного ассортимента, требующих создания торгового ассортимента и концентрации товарных запасов. Для товаров простого ассортимента целесообразно применять транзитную форму товародвижения, когда товары из производственных предприятий направляются в розничные торговые организации, минуя оптовые склады. Это позволяет сократить время продвижения товара, издержки обращения, ускорить оборачиваемость товаров, снизить товарные потери т.д. Складская форма товародвижения, в свою очередь, характеризуется также различной звенностью, которая зависит от количества складов, через которые проходил данный товар. Снижение звенности при складской форме товародвижения достигается путем организации прямых договорных связей оптовых предприятий торговли с промышленными предприятиями и централизованной доставкой товаров в розничную торговую сеть.

   Значительное  удорожание транспортных тарифов в  последние годы, выдвигает на одно из ведущих мест эффективное использование  транспортных средств, правильный выбор  видов транспорта, а также их использование  в зависимости от расстояния перевозки, вида и свойств товаров. При этом важное значение имеет максимальное использование технических возможностей транспорта.

   Широкое применение средств механизации  и тары-оборудования позволяет значительно  сократить ручной труд при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, ликвидировать  повторные операции по подготовке товаров  к отпуску покупателям, минимизировать товарные потери, облегчить учет и  контроль, а также сократить расходы  на упаковку грузов. Использование  тары-оборудования, по подсчетам специалистов, снижает расходы на доставку и  реализацию 1 т грузов на 40-45 %. Производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку  автомобилей сокращается в 5 раз. Ее применение для доставки и продажи  товаров позволяет сократить 8 технологических  операций в торговле и 13 - на предприятиях поставщиков и транспорте.

   Совершенствование и оптимизация технологической  цепи достигается приведением ее в соответствие с требованиями поточной обработки грузов, при которой  каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Поэтому современный процесс товародвижения основывается на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковывания, комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять на промышленных предприятиях или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Информация о работе Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений