Особенности развития международной торговли кофе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Хотя русские по-прежнему считаются «чайной» нацией, в течение последних лет на рассматриваемом рынке наблюдались определенные изменения. Так, в период с 2002-го по 2006 год продажи кофе в России постоянно росли, и в прошлом году они достигли 129,837 тысячи тонн и $2,5 млрд (рис. 1, 2). Рост российского рынка кофе в основном обеспечивался увеличением продаж в крупных городах – в наибольшей степени благодаря эффективному развитию системы общественного питания в Москве и Санкт-Петербурге.

Содержание

Основные тенденции и динамика.
Формы и механизмы регулирования.
Фирменная структура рынка.
Другие обеспечивающие факторы.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

контр раб МТ.docx

— 81.88 Кб (Скачать)
 

                           
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1 

по  дисциплине «Международная торговля» 

тема  №1: «Особенности развития международной  торговли кофе» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                

   Выполнил студент 

4-го курса  ОЗО

                                                                             

                                   Проверил:

д. э. н. 
 
 
 
 
 

Химки

2010 
 

Содержание:

  1. Основные тенденции и динамика.
  2. Формы и механизмы регулирования.
  3. Фирменная структура рынка.
  4. Другие обеспечивающие факторы.
  5. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основные  тенденции и динамика.

ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ

     Хотя  русские по-прежнему считаются «чайной» нацией, в течение последних лет  на рассматриваемом рынке наблюдались  определенные изменения. Так, в период с 2002-го по 2006 год продажи кофе в  России постоянно росли, и в прошлом  году они достигли 129,837 тысячи тонн и $2,5 млрд (рис. 1, 2). Рост российского рынка кофе в основном обеспечивался увеличением продаж в крупных городах – в наибольшей степени благодаря эффективному развитию системы общественного питания в Москве и Санкт-Петербурге.

     Согласно  данным Euromonitor International, в 2006 году рост российского рынка кофе в стоимостном выражении несколько превысил объемные показатели. Причиной стал растущий потребительский спрос на премиальные продукты, который в свою очередь стал возможен благодаря повышению уровня жизни, растущей покупательной способности населения и успешному развитию розничных сетей. Стоит также отметить, что потребность в более изысканных продуктах с добавленной стоимостью вдохновила российских производителей обновить дизайн упаковки и улучшить качество выпускаемой продукции. 
 

    ДИНАМИКА  РЫНКА КОФЕ

     Первая  половина 1998 года обозначила спад активности на кофейном рынке. На оборотах кофейных компаний отразились сложности с  таможенным оформлением кофе и весенний финансовый кризис в России. Сегодняшняя доля растворимого кофе приблизительно 85 % и предположили, что этот сегмент сможет удержать наибольшую часть кофейного рынка России. Несколько компаний активно работают над продвижением категории зернового кофе в России, но, по расчетам, на его долю в будущем едва ли будет приходиться более 20 % рынка.

     Тем не менее, формирование устойчивого  спроса на зерновой и молотый кофе остается основной тенденцией отечественного кофейного рынка. Эти позиции представляют все больший коммерческий интерес и реализуются во все больших объемах.

     В  крупных промышленных российских городах, которые являются основными потребителями зернового и молотого кофе, в последнее время обозначилась тенденция изменения пропорций между продажами этих двух ассортиментных категорий. Если раньше преобладал объем зернового кофе, то сейчас молотый кофе почти поднялся до его уровня.

     Продвижение зернового и молотого кофе в регионах - перспективное, но очень непростое дело, -  там не только меньше платежеспособность населения, но и ниже культура потребления кофе.

Размышляя о перспективах развития кофейного рынка, надо отметить, что натуральный кофе сохранил характер "доступной роскоши" - продукта не повседневного, но позволительного - и подобное восприятие его потребителем во многом обеспечивает стабильность продаж.

     Работа  с зерновым кофе представляет интерес  для компаний, ориентирующихся на заполнение различных рыночных ниш.

Так, например, компания "Амадо кофе", работающая со свежеобжаренным зерновым кофе, избрала в качестве приоритетного сектор обслуживания ресторанов, гостиниц и офисов. На несколько крупных московских магазинов, присутствие в которых "Амадо" рассматривает, в основном, как элемент продвижения своего имиджа, приходится лишь не более 5-10 процентов продаж компании.

     Разница между продажами в Москве и  в российских регионах до сих пор  очень велика: если на столичном рынке в течение последних нескольких лет наблюдался ежегодный прирост объемов почти на 100 %, то в регионах продажи увеличивались  медленнее.

     Успех продвижения зернового кофе можно  видеть  в комбинации двух подходов: прямой рекламы и, обязательно, дегустаций на местах продаж, которые позволяют  конечному потребителю знакомиться с новым для него вкусом достаточно дорогого продукта.

     Говоря  о перспективности кофе верхнего ценового сегмента, нужно отметить и рост объемов реализации в России дорогостоящего сублимированного кофе. Однако и более дешевый кофейный продукт - порошок, произведенный методом "spray-dried" - по-прежнему прочно удерживает позиции в регионах, где покупательная способность населения значительно ниже, чем в Москве и нескольких развитых городах.

     Повышение требований конечного потребителя  к качеству (как самого кофе, так  и его упаковки) отразилось на запросах оптовых компаний, что, в свою очередь, вынудило поставщиков привести свое производство в более точное соответствие нормам российского рынка.

Проблемы, с которыми в 1998 году столкнулись  дистрибьюторы кофе, заставили их не только задуматься о степени сбалансированности своего кофейного ассортимента, но и подключить к кофе дополнительные товарные группы.

     Сегодня торговым компаниям становится все  труднее работать с каким-то одним продуктом, поэтому они пошли по традиционному дистрибьюторскому пути и начали работать с широким ассортиментом продуктов питания: бакалейными товарами, плодоовощными и рыбными консервами.

     Рынок кофейных компаний консолидируется  и небольшим его участникам становится сложнее выдерживать условия конкурентной борьбы. Привлекательность кофейного бизнеса для небольших фирм снижается: ужесточаются требования таможенных, фискальных и прочих органов, а норма прибыли сокращается.  Происходит увеличение степени концентрации в кофейном сегменте, когда маленьким компаниям приходится занимать свою более или менее обособленную рыночную нишу и там приспосабливаться ко все более жестким условиям рынка.

     Сегодня налицо ослабление спроса на те товары, которые не относятся к группе «первой необходимости». В России, где основная масса потребителей ориентирована на чай, такая рыночная ситуация сразу отразилась на продажах кофе.

     Тем не менее, согласно данным маркетинговых  исследований, число торговых марок и представляющих их компаний на рынке кофе в России в настоящее время едва ли сокращается.

     По  данным исследовательской компании GfK MR,  доля первых четырех компаний на кофейном рынке Москвы и Санкт-Петербурга в настоящее время составляет 72.1 процента - тогда как в 1997 году она равнялась 73.5 процента.

     Выйти на кофейный рынок России с новой  маркой сегодня, по общему мнению участников и наблюдателей этого рынка, становится все сложнее. А место в лидирующей группе компаний для "новичков" становится все более дорогим.

     К числу сравнительно новых и претендующих на место в лидирующей группе участников кофейного рынка можно отнести компанию "Май", которая в конце 1997 года представила на суд российского потребителя свой Майский кофе. Расчет компании "Май" строился  на том, что продажам нового продукта будет способствовать "раскрученная" торговая марка и знакомый потребителю логотип Майского чая, которые побудят потребителя совершить первую покупку. 

  1. Формы и механизмы регулирования.

     Необходимость стабилизации мировых товарных рынков путем координации политики как производителей и экспортеров сырьевых товаров, так и их потребителей и импортеров, в частности, стабилизации резких колебаний цен, возникла и была реализована не без воздействия Великой депрессии в начале 30-х гг. XX в.

     Первые  международные товарные соглашения были заключены по пшенице в 1933 г. и по сахару в 1937 г.

     В 50-е гг. XX в. товарные соглашения и  специальные товарные группы стали  интенсивно создаваться, заключаться, продлеваться и перезаключаться; по множеству сырьевых товаров, в том числе с созданием организаций рабочих групп: по какао, кофе, по каучуку и по натуральному каучуку, сахару, джуту, тропической древесине, по зерновым, по оливковому маслу, олову, хлопку, по вольфраму, по свинцу и цинку, по никелю, меди, по бананам, цитрусовым, рыбе, шкурам и коже, по мясу, по масло-семенам и жирам, по рису, чаю, жестким волокнам, по нефти.

     Разумеется, каждый соответствующий товар, его  производство и торговля подпадали  под различного рода международное целевое регулирование. Обобщение же цели такого регулирования можно выразить в решении проблем сбалансированного производства, потребления и нормализации международной торговли сырьем, посредством координации политики, как производства, так и потребления; маркетинга; сбалансирования колебаний мировых цен, взаимоприемлемых и для экспортеров, и для импортеров.

      Другим  концептуальным направлением является сотрудничество стран-производителей и экспортеров в интересах  в основном поддержания на достаточно высоком уровне мировых цен на тот иной сырьевой товар.

           С 1 января 1995 года в  качестве организационного механизма  по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) начал свою деятельность Международных торговый центр ЮНКТАД/ВТО – МТЦ.

     Расширяя  сферу деятельности, ГАТТ постепенно переросло во всемирную экономическую  организацию по гармонизации существующей международной торговой системы. Главной задачей ВТО стало создание правовой основы для проведения дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами, а также либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы. ВТО – постоянно действующая международная межгосударственная организация, которая является специализированным учреждением системы ООН. Для достижения поставленных целей ВТО вырабатывает и устанавливает правила и соглашения, касающиеся торговли между странами-членами.

     Немаловажная  роль межгосударственным организациям отводится при регулировании  мировых  товарных рынков. Под мировым  товарным рынком понимается рынок определённого  товара, например, рынок кофе, рынок оливкового масла и т.д. Целью направления данной деятельности является наблюдение за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состояния мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки рекомендаций правительствам стран-участниц.

Межгосударственные  организации по регулированию мировых товарных рынков именуются Международными товарными организациями (МТО). Деятельность МТО в определённой степени ограничивает возможности для односторонних действий некоторых стран – производителей сырья, препятствует образованию международных объединений экспортёров картельного типа.

К основным МТО, относитсяи Международная организация по кофе – МОК.

3.Фирменная структура рынка.

     Как показывают результаты исследований, в последние годы российский рынок  кофе оказался ареной довольно активных структурных процессов. Однако, несмотря на этот бурный событийный фон, структура  рынка пока остается прежней - к настоящему моменту базой всего российского  рынка кофе остается сегмент растворимого напитка: на эту категорию приходится около половины натурального объема кофе. При измерении в условных чашках эта доля еще более внушительна: 8 чашек из 10, которые выпивает средний россиянин, - это растворимый кофе.

     Структура потребления кофе на протяжении рассматриваемого периода оставалась достаточно стабильной. Некоторые колебания долей сегментов  происходили, но они не были столь  существенны, чтобы можно было говорить об изменении общих пропорций  российского рынка кофе и переменах  в привычках потребления этого  напитка.

Информация о работе Особенности развития международной торговли кофе