Организация торговли в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.
Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
  1. ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ

 

Типизация и специализация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

 

    1. Типизация розничной торговой сети республики

 

Под типизацией розничной  торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных  типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической  базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных  типовых проектов позволяет значительно  сократить сроки и затраты  на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается  в следующем: на основе всестороннего  изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической  точки зрения, наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие основные признаки:

  • ассортиментный профиль магазина;
  • мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;
  • формы и методы торгового обслуживания;
  • район деятельности магазина.

Типизация товарного  профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, то есть определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой площади  магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности  обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов – 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади; типоразмеры гастрономов – 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади; типоразмеры специализированных магазинов – 250, 400 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм торгового  обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и так далее).

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

  • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, то есть магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
  • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены  в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная номенклатура включает типоразмеры магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.

Номенклатура типов  магазинов распространяется на организации  розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

  • для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
  • для работ по рациональной специализации действующей торговой сети;
  • для разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
  • для планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
  • для улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся па основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно  в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

В действующей номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

В приложении А приведена характеристика основных типов розничных торговых предприятий.

 

 

 

 

 

    1. Специализация розничной торговой сети республики

 

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами  при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги и повышения культуры торговли.

Специализация розничной  торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной  деятельности магазинов и  способствует:

  • росту производительности труда;
  • улучшению изучения требований покупателей к товару;
  • повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования;
  • значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров;
  • улучшению работы с поставщиками;
  • обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров;
  • расширению дополнительных услуг;
  • повышению экономической и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети осуществляется по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или  отраслей, а именно:

  • предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности, ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;
  • предметы культурно-бытового назначения – писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спортивные товары;
  • предметы домашнего и хозяйственного обихода – мебель, электротовары, бытовые машины, хозяйственные товары и т.д.;
  • предметы производственно-хозяйственного назначения – строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.;
  • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

  • узкоспециализированные – реализуют отдельные товары той или иной товарной группы («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки», «Пуговицы», «Зонты», «колбасы», «Сыры», «Молоко» и так далее);
  • специализированные – осуществляют продажу товаров одной товарной группы («Промтовары», «Продукты», «Хозтовары», «Мебель», «Книги», «Обувь», «Ткани», «Рыба», «Кондитерские товары» и другие);
  • комбинированные – имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса («Галантерея- парфюмерия», «Мясо-рыба», «Овощи-фрукты» и другие);
  • универсальные – торгуют широким ассортиментом различных товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (дом торговли, универмаг, универсам);
  • смешанные – реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров без специализации по отделам и секциям («Товары повседневного спроса»).
  • неспециальные – реализуют различные группы продовольственных или непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций («Продукты», «Промтовары»).

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов. При специализации магазинов по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, полнее удовлетворяется спрос. Вместе с тем, при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Исследования показывают, что для предложения покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универмагах для этой товарной группы отводится в десятки раз меньшая площадь. Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети считаются: в продовольственной торговле – существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса; в непродовольственной торговле – возрастание роли универмагов, домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов и т.п.).

Уровень специализации  определяет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (постоянный или импульсивный);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов.

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАО «Магазин Таллин» размещен по адресу улица Бурдейного, 11 и работает ежедневно с 730 до 2330.

Эта организация осуществляет торгово-хозяйственную деятельность на основании устава. Устав составлен и утвержден учредителем. В уставе указан состав учредителей предприятия, местонахождение предприятия, оговорены цели и определены виды деятельности, размер уставного фонда. Кроме того, в уставе определен высший орган управления предприятием и его компетенция, порядок реорганизации, ликвидации предприятия и распределения имущества среди участников (см. приложение Б).

В уставе указано:

  • наименование юридического лица;
  • место его нахождения;
  • цели деятельности;
  • порядок управления деятельностью юридического лица;
  • предмет деятельности юридического лица;
  • порядок ликвидации юридического лица.

Все экземпляры устава прошиты, страницы пронумерованы. На обороте  последней страницы ставится заверительная  подпись руководителя предприятия  и печать. Устав подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Штат сотрудников магазина насчитывает 266 человек и представлен в приложении В.

Специализация торгового  предприятия осуществляется в рамках отдельных товарных отраслей путем ограничения ассортимента магазина до одной или нескольких товарных групп в целях лучшего и более полного удовлетворения потребностей населения.

По степени ограничения  ассортимента товаров ЗАО «Магазин Таллин» относится к универсальному продовольственному магазину, так как торгует всеми товарными группами продовольственных товаров и непродовольственными товарами первой необходимости.

Информация о работе Организация торговли в Республике Беларусь