Организация работы магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Трудовые процессы в магазине, их значение и содержание------------------------------------5
1.1. Организация материальной ответственности в магазине------------------------------------10
1.2. Режим работы и условия труда в магазине------------------------------------------------------13
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина------------------------17
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------21
Список литературы----------------------------------------------------------------------------------------22

Работа содержит 1 файл

организация работы магазина.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Условия труда  работников магазина во многом зависят  от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С.

 

16

 Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала. В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий  труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями. На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

 

17

1.3. Оплата  и анализ производительности  труда работников магазина

 

Заработная  плата является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в соответствии с условиями найма.

Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.

Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со

следующими  принципами:

1)  стимулирующая  функция оплаты труда. Этот принцип организации заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;

2)  дифференциация  окладов в зависимости от объемов  работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников.

В условиях различных организационно-правовых форм собственности торговые

предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты труда. Они самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты труда.   Существует повременная, сдельная и гибкая системы

оплаты труда.

    

Системы оплаты труда

       

Повременная

 

Сдельная

 

Гибкая

         

Простая повременная

 

Прямая сдельная

 

Остаточная

         

Повременно-премиальная

 

Сдельно-премиальная

 

Бестарифная

         

Повременная с контролируемой выработкой

 

Сдельно-прогрессивная

 

Контрактная

         

Система плавающих окладов

 

Комиссионная

   
         

 

                     

 

 

 

 

18

 Формы и  системы оплаты труда. При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом  за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых  заработная плата увязывается с конечным результатом. Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.

Гибкие системы  оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы).

После этого  рассчитывается коэффициент соотношения  прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части распределяется самостоятельно. Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.

Структура и  численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

 

19

При анализе  численности персонала, использования  рабочего времени и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность.

Списочная численность – это  численность всех работников, состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную работу. Явочная численность – это минимальное количество персонала, которое должно обслуживать торгово-технологический процесс. Среднесписочная численность – это численность персонала, определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).

Анализ численности  персонала производится во взаимосвязи  с анализом производительности труда, которая характеризует эффективность использования трудовых ресурсов. В процессе изучения  численности и состава  работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам.

Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут

использоваться  следующие показатели:

 

- численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);

 

- товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);

 

- производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одногоьработника – Во, В1).

При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен ит.д. Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).

     Чо = То / Во

                                                                   Чр - Чо

    

Чр = Т1 / Во

Ч

1 - Чо

                                                                    Ч1 - Чр

Ч1 = Т1 / В1

 

 

20

 

Численность персонала  зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp), где Jmp – индекс трудоемкости.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

Существенным  моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам: D Тч = (D Ч / D Т) * 100, где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности; D Ч – прирост численности, %; D Т – прирост товарооборота, %.

D Тп = 100 - D Тч, где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.

Критериями  оценки эффективности использования  трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей  торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле: Кпт = D ЧП / D ФП, где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника; D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.; D ФП – прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб. Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам.

 

 

21

Заключение

 

Качественно новый  уровень развития экономики не может  быть достигнут без эффективного использования персонала организаций и фирм всех форм собственности.

Социально –  экономическое значение управления персоналом в условиях рыночной экономики существенно изменяется. Оно перестает быть только организационно – административной работой, приобретая новое экономическое и социальное значение.

Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и  эффективной работы с

персоналом  является составной частью стратегии  и тактики выживания магазина при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Список  литературы

 

1. Бойдейл Т.  Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. – М.: АО «ИНФРА – М» - АОЗТ «Премьер», 1995. –  204 с.

2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М. ИНФРА – М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2000.

3. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность.Ч.1.Розничная торговля: Учеб.пособие.Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та,2000.-207 с.

4. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.:ИНФРА-М,2000.-295 с

5. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность.Ч.2.Оптовая торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос . экон . ун-та,1999.-104 с.

6. Абрютина  М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.-512с.

Информация о работе Организация работы магазина