Организация работы магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Трудовые процессы в магазине, их значение и содержание------------------------------------5
1.1. Организация материальной ответственности в магазине------------------------------------10
1.2. Режим работы и условия труда в магазине------------------------------------------------------13
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина------------------------17
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------21
Список литературы----------------------------------------------------------------------------------------22

Работа содержит 1 файл

организация работы магазина.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Агротехнический факультет

Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров

 

 

 

КИРШЕЕВА  АННА ИВАНОВНА

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАГАЗИНА

 Курсовая по дисциплине   «Организация торгового предприятия»

 

 

 Научный  руководитель:                                                                                                                               

                                                                                                                   Чистякова           

                                                                          

 

 

 

 

Петрозаводск  – 2012

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Трудовые процессы  в магазине,  их значение и  содержание------------------------------------5

1.1. Организация материальной  ответственности в магазине------------------------------------10

1.2. Режим работы и условия  труда в магазине------------------------------------------------------13

1.3. Оплата и  анализ производительности труда  работников магазина------------------------17

Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------21

Список литературы----------------------------------------------------------------------------------------22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Успех работы любой  организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому  современная концепция управления предприятием предполагает выделение  из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников. Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально  экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность  им всех членов коллектива.

Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности производства. На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.

Новые экономические  условия предполагают использование  не только

Новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его информационного обеспечения.

 

 

 

 

4

Внедрение достижений научно – технического прогресса  в большинстве случаев определяется профессионализмом сотрудников организации  и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий. И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов. Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового  обслуживания населения.

Цель данной работы: рассмотреть теоретические аспекты  организации труда работников магазина; рассмотреть основные направления совершенствования организации

труда работников магазина; режим работы для работников магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1. Трудовые процессы в магазине, их значение и содержание

Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология  включает операции по доставке, приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю. Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и выступает как труд производительный. В то время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров.

Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства. В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов. Как и в любой другой отрасли, в торговле  совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой формы собственности, составляет около  трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого  труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств  механизации и доля овеществленного труда выше.

Важная особенность  структурного состава трудовых ресурсов в торговле состоит в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость сокращения доли  ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

6

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это  относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам- кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив,  следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг. Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником  нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными ценностями, монотонность  труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей  в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену. В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.

В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло –

до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.  Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно гигиенических норм, стандартов безопасного труда.

Численность работников и структура штата магазина зависят  от типа предприятия

и размера его  торговой площади, объема, условий и  режима работы, методов

продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

 

 

7

В связи с  этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

Основными формами  разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное. Функциональное разделение предполагает  обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом  этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный. Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих  управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

Общее руководство  магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов. Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции. Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д. Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

 

 

8

 Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал -  продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д. Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д. Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает  товары покупателям.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного  персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д. Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение  труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование  квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, второю и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.

 

9

Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем больше число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина. Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания. Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного временим в течение рабочего дня.

Информация о работе Организация работы магазина