Номативно-правовые акты и их разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:
Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………. 5
1.2.Классификация нормативно-правовых актов……………………….. 8
2.Нормативно-правовые акты Российского права…………………….. 15
2.1.Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……. 15
2.2.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации... 21
3.Систематизация нормативно-правовых актов……………………….. 24
Заключение………………………………………………………………... 31
Список используемой литературы......................................................... 35

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

     Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

     Хронологическая инкорпорация — это такая форма  систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

     Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов  по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, 5толовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

     Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка  законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

     III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

     Особенность консолидации состоит в том, что  она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

 

Заключение

 

      Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.  В  результате проведенного анализа, я  пришел к следующим выводам:

      1) Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

      2) По результатам проведенного  анализа нами  был сделан вывод,  что назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм.

      3) Источниками права являются официальные  государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.

      Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

      4) По результатам проведенного  анализа нами  был сделан вывод,  что нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

     5) Признаками нормативно-правового  акта является то, что он: создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом);  в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

     6) По  основным субъектам государственного  правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

     Законом является нормативно-правовой акт, принимаемый  высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

     Подзаконными  нормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

     7) Законы Российской Федерации   подразделяют по субъектам, их  принимающим, по юридической силе  и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на: а)  принятые на референдуме; б)  принятые Федеральным Собранием РФ; в) законы субъектов федерации.

     Путем референдума могут быть приняты  как федеральные законы, так и  законы субъектов федерации. Нормативные  договоры и  международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются  источниками  российского права.

     8) Судебная практика выступает  источником права в тех случаях,  когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

     9) Действие нормативных актов во  времени определяется двумя временными  моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

     По  результатам проведенного анализа  я пришел к выводу, что момент начала действия нормативных актов  определяется следующими правилами:

     а) если в нормативном акте указано  время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени  он и вступает в силу;

     б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

     10) Систематизацией нормативно-правовых  актов, (законодательства) является деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

     11) Инкорпорацией называется объединение  в сборники или собрания действующих  нормативно-правовых актов в определенном  порядке без изменения содержания, в результате которой производится внешняя обработка действующего законодательства.

       Консолидацией является форма  систематизации, при которой происходит  объединение нескольких нормативно-правовых  актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

      Так как все политические процессы в  правовом государстве должны осуществляться в рамках права, то нами сделан вывод  о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается ее главное значение как формы права. 

             

Список  используемой литературы

      I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая)     
    от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3302.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ
  6. Конституции зарубежных государств /Сост. В.ВЛикликов. -М., 1996.-456 с.

          II. Специальная литература 

  1. Бабаев  В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002. -592 с.
  2. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. -1994. -№3.-с.23.
  3. Образование и развитие СССР как союзного государства //Сборник законодательных и других нормативных актов. -М., 1972. -С. 99-101.
  4. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. -  М.: 2003. -654 с.
  5. Теория государства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.: Право и закон.- 2001.- 576 с.
  6. Тихомиров ЮА. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. 1991.- № 8.- С. 26.
  7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.- 367с.
  8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с.
  9. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. II.- М., 1911. – 470с.

Информация о работе Номативно-правовые акты и их разновидности