Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:35, реферат
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.
Задачи работы:
Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………. 5
1.2.Классификация нормативно-правовых актов……………………….. 8
2.Нормативно-правовые акты Российского права…………………….. 15
2.1.Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……. 15
2.2.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации... 21
3.Систематизация нормативно-правовых актов……………………….. 24
Заключение………………………………………………………………... 31
Список используемой литературы......................................................... 35
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).8
Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие
нормативных актов
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.
Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.
Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. 9
Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно - правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. 10
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.
-
кодификационной деятельностью
занимаются только
-
в результате кодификации
-кодификационный
акт является сводным актом,
так как в нем сводятся
- кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.
- нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1.
Основы законодательства —
это нормативно-правовой акт,
устанавливающий важнейшие
2.
Кодекс — наиболее
3.
Устав, положение — это
кодификационные акты
Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.
II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:
1.
При внешней обработке
2.
Содержание нормативно-
Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.
Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.
Информация о работе Номативно-правовые акты и их разновидности