Номативно-правовые акты и их разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:
Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………. 5
1.2.Классификация нормативно-правовых актов……………………….. 8
2.Нормативно-правовые акты Российского права…………………….. 15
2.1.Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……. 15
2.2.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации... 21
3.Систематизация нормативно-правовых актов……………………….. 24
Заключение………………………………………………………………... 31
Список используемой литературы......................................................... 35

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

     Особый  порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).8

     Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после  их опубликования. Акты, устанавливающие  более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).

     Порядок вступления в силу актов субъектов  федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

     Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые  на места, вступают в силу с момента  их получения адресатом.

     Действие  нормативных актов прекращается:  в случае прямой отмены;  по истечении  срока, на который принят нормативный  акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или  вышестоящим органом.

     С действием нормативных актов  во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

     Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.

     Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

     Действие  законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.

     Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

3. Систематизация нормативно-правовых актов

 

     Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. 9

     Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

     Систематизация  нормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

     В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

     В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

     Каноны  религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где  данные каноны являются господствующими  среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно - правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

     В настоящее время используются три  основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

     I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. 10

     В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь  созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование  определенной области общественных отношений.

     Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками.

     - кодификационной деятельностью  занимаются только компетентные  правотворческие органы на основании  конституционных или других законных полномочий.

     - в результате кодификации создается  новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

     -кодификационный  акт является сводным актом,  так как в нем сводятся воедино  нормы, находившиеся ранее в  различных актах, но регулировавшие  одну и ту же область общественных  отношений.

     - кодификационный акт является  основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

     - нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

     Кодификация — это наиболее сложная и совершенная  форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

     Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

     1.  Основы законодательства   —   это   нормативно-правовой акт,  устанавливающий важнейшие положения  (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма  кодификации  используется в  федеративных  (союзных)  государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

     2.  Кодекс — наиболее распространенный  вид кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной  жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),

     3.   Устав, положение —   это  кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством).   Кодификационными   актами   являются   общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

     Значительное  число кодификационных актов  в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

     II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

     В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

     1.  При внешней обработке нормативно-правовые  акты располагаются в  определенном порядке:  алфавитном,  хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

     2.  Содержание нормативно-правовых  актов, включаемых в ин-корпоративные  сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В  них не включаются лишь те  нормы, которые отменены в законном  порядке или признаны утратившими  силу.

     Инкорпорацию  производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий  полномочий отменять, изменять или  устанавливать правовые нормы. Он может  лишь отразить в сборнике изменения  и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

     Инкорпорация  бывает официальной и неофициальной.

     Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными  органами сборников действующих  нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

     По  своей юридической природе акт  официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

     Отличие официальной инкорпорации от кодификации  выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Информация о работе Номативно-правовые акты и их разновидности