Номативно-правовые акты и их разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:
Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………. 5
1.2.Классификация нормативно-правовых актов……………………….. 8
2.Нормативно-правовые акты Российского права…………………….. 15
2.1.Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……. 15
2.2.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации... 21
3.Систематизация нормативно-правовых актов……………………….. 24
Заключение………………………………………………………………... 31
Список используемой литературы......................................................... 35

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.77 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

реферат 
 

По  дисциплине: «Правовые информационные системы»

На  тему: ”Нормативные правовые акты и их разновидности”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………….. 3 

1.Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………. 5 

1.2.Классификация нормативно-правовых актов……………………….. 8 

2.Нормативно-правовые акты Российского права…………………….. 15 

2.1.Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……. 15 

2.2.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации... 21 

3.Систематизация нормативно-правовых актов……………………….. 24 

Заключение………………………………………………………………... 31 

Список используемой литературы......................................................... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

     С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

     Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и  обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

     Нормативные акты составляют единую иерархическую  систему. Она отражает иерархическую  систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

     Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком  смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

     Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

     Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

     Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С  помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

        Под источниками права понимаются  источники права в материальном  и формальном смысле. Под источником  права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Во время проведения своей исследовательской работы, я опирался на труды многих правоведов, как  настоящего, так и прошлого времени. При работе я, в основном, использовал труды таких ученых, как Хропанюка В.Н., Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и Шершеневича Г.Ф.. Особое предпочтение я отдал учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства и права», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова 

и учебнику для  вузов Шершеневича Г.Ф. Я посчитал, что именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты». Конечно, я изучил, еще несколько трудов по этой теме, к примеру, «Закон и формирование гражданского общества» Тихомирова Ю.А., но склонен считать, что он в своем труде он отразил «социалистическую концепцию» развития общества, что в современном мире малоприемлимо.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

      Задачи  работы:

  1. Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
  2. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
  3. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и  действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;
  4. Изучить систематизацию нормативно-правовых актов.

      Структура работы состоит из введения, четырех  глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов

 

      Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права1. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

     Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

     В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

     Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

     С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса.

     Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

     В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: 2

     1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

     Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

     Непосредственное  правотворчество осуществляется в  результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке  принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

     Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права  в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество  общественных организаций, которое  санкционируется государством. При  этом нормы, создаваемые общественными  организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

     2. В нормативно-правовых актах содержатся  только нормы права, то есть  правила общего характера, обладающие  государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

     Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

     3.   От нормативно-правового акта  как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

     4.  Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего  акт  (парламент,  президент,  правительство,  местный  орган власти).

     5.  В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

1.2. Классификация нормативно-правовых актов

 

     Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. 3

     По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

     В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Информация о работе Номативно-правовые акты и их разновидности