Лекции по "Стандартизации, метрологии, сертификации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Основные документы национальной системы стандартизации. Краткая характеристика
Цели и принципы стандартизации.

Работа содержит 1 файл

ГОСЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

В зависимости от объекта  и аспекта стандартизации, а также  содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих  видов:

- стандарты на продукцию;

- стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации  продукции;

- стандарты на услуги;

- стандарты основополагающие (организационно-методические и  общетехнические);

- стандарты на термины  и определения;

- стандарты на методы  контроля (испытаний, измерений,  анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие  стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины  и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений  и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

 

ВОПРОС  №5. Национальный стандарт. Правила  разработки национального стандарта.

Национальный  стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

Национальный стандарт и  предварительный национальный стандарт применяются на  добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения  продукции, осуществления процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального  стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

 Национальный орган  по стандартизации разрабатывает  и утверждает программу разработки  национальных стандартов. Национальный  орган по стандартизации должен  обеспечить доступность программы  разработки национальных стандартов  заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального  стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в  электронно-цифровой форме и в  печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся  в проекте национального стандарта  положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных  стандартов.

Разработчик национального  стандарта должен обеспечить доступность  проекта национального стандарта  заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного  лица предоставить ему копию проекта  национального стандарта. Плата, взимаемая  разработчиком за предоставление указанной  копии, не может превышать затраты  на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц, проводит публичное  обсуждение проекта национального  стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц с кратким  изложением содержания данных замечаний  и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять  полученные в письменной форме замечания  заинтересованных лиц до утверждения  национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта  со дня опубликования уведомления  о разработке проекта национального  стандарта до дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем  два месяца.

 Уведомление о завершении  публичного обсуждения проекта  национального стандарта должно  быть опубликовано в печатном  издании федерального органа  исполнительной власти по техническому  регулированию и в информационной  системе общего пользования в  электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования  уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального  стандарта доработанный проект национального  стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

 Порядок опубликования  уведомления о разработке проекта  национального стандарта и уведомления  о завершении публичного обсуждения  проекта национального стандарта  и размер платы за их опубликование  устанавливаются Правительством  Российской Федерации.

 Проект национального  стандарта одновременно с перечнем  полученных в письменной форме  замечаний заинтересованных лиц  представляется разработчиком в  технический комитет по стандартизации, который организует проведение  экспертизы данного проекта. Срок  проведения экспертизы проекта  национального стандарта не может  быть более чем девяносто дней  с даты поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации.

 На основании указанных  в пункте 7 настоящей статьи документов  и с учетом результатов экспертизы  технический комитет по стандартизации  осуществляет подготовку мотивированного  предложения об утверждении или  отклонении проекта национального  стандарта. Данное предложение  принимается на заседании технического  комитета по стандартизации квалифицированным  большинством голосов его членов  и одновременно с указанными  в пункте 7 настоящей статьи документами  и результатами экспертизы направляется  в течение четырнадцати календарных  дней в национальный орган  по стандартизации. Срок подготовки  техническим комитетом по стандартизации  мотивированного предложения об  утверждении или отклонении проекта  национального стандарта не может  быть более чем сто двадцать  дней с даты поступления такого проекта в технический комитет по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом  по стандартизации, в течение шестидесяти дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

 Внесение изменений  в национальные стандарты осуществляется  в порядке, установленном настоящей  статьей для разработки и утверждения  национальных стандартов.

 В случае отсутствия  национальных стандартов применительно  к отдельным требованиям технических  регламентов или объектам технического  регулирования в целях обеспечения  соблюдения требований технических  регламентов к продукции или  к продукции и связанным с  требованиями к продукции процессам  проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,  наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации разрабатываются  своды правил.

ВОПРОС  №6. Понятие технический регламент. Содержание технических регламентов.

Содержание  технических регламентов

устанавливают минимально необходимые  требования, обеспечивающие:

    • безопасность излучений;
    • биологическую безопасность;
    • взрывобезопасность;
    • механическую безопасность;
    • пожарную безопасность;
    • промышленную безопасность;
    • термическую безопасность;
    • химическую безопасность;
    • электрическую безопасность;
    • ядерную и радиационную безопасность;
    • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
    • единство измерений.

Технический регламент должен содержать  перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в  целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

 

Объектами технических  регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент  должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические  регламенты, не являются обязательными  для исполнения и применения. Иными  словами, в технических регламентах  концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований;
  • область распространения.

По первому признаку — способу установления требований — технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.

Предписывающие  технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических  регламентах непосредственно в  виде конкретных характеристик могут  возникнуть ряд проблем: перегруженность  деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

 
           В  международной практике широкое  применение нашел второй способ  задания требований в технических  регламентах — в виде общих  требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран — участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность  реализации субъектами регулирования  конкретных апробированных решений  — с другой. Пример таких регламентов  — европейские директивы, разрабатываемые  в рамках Нового и Глобального  подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки»  установлены в шести Европейских  стандартах.

Информация о работе Лекции по "Стандартизации, метрологии, сертификации"