Классификация товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Работа содержит 1 файл

1 Классификация товаров.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
 

      Большинство обязанностей может быть сохранено за производителем, передано посредникам, конечным потребителям, специализированным посредникам (консультант, рекламное агентство, транспортная компания) или даже поделено между участниками канала.

      С точки зрения производителя основными  критериями в распределении обязанностей являются: снижение издержек на сбыт; максимизация рыночной доли, доходов от продаж и прибыли; оптимизация отдачи от инвестиционных рисков при распределении; удовлетворение требований потребителей в отношении технической информации о товаре, доступности товара, подгонки товара в соответствии с требованиями заказчика и послепродажного обслуживания; сохранение источников информации о рынке.

      Учитывая  выше изложенное, рекомендуется определить достаточный объем информации для  фирмы и ее подразделений с  тем, чтобы они могли принимать  оправданные решения в области  выбора посредников.

      3 Функции товарного знака.

      Товарный  знак (торговая марка) обладает следующими основными функциями: отличительная (обозначение изготовителя, продавца) индивидуализирующая (выделяющая конкретный товар) рекламная (активно используется в рекламе) стимулирующая (качественная) охранная (защитная). Кроме того, товарный знак обладает еще целым рядом функций: облегчает опознание и запоминание товара, указывает на происхождение товара и может нести информацию о нем, стимулирует желание купить. С этими особенностями товарного знака связано такое явление в мире как подделка и продажа товаров под товарными знаками (сходными товарными знаками) известных фирм. На российском рынке - это одежда, обувь, бытовая техника и т.д., что приносит огромные прибыли "пиратам" и наносит фирмам - владельцам товарных знаков ощутимый ущерб, как материальный, так и моральный - плохое качество поддельных товаров отражается на престиже фирмы. Государство защищает владельцев товарных знаков от нарушения их прав другими лицами, а именно, исключительное право владельца товарного знака возникает после государственной регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) на определенную группу товаров и услуг. Товарный знак регистрируется на имя того, кто подал заявку первым. С 1992 года в России действует Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товара", в котором также предусмотрены гражданская и уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака, зарегистрированного в установленном этим Законом порядке. С введением этого Закона и становлением рынка в России началась бурная регистрация товарных знаков как зарубежных, так и отечественных производителей. Если фирма твердо и серьезно намерена работать на рынке товаров и услуг, то, разработав фирменное обозначение, его необходимо зарегистрировать в качестве товарного знака, т.к. проводя рекламную кампанию и затрачивая на нее определенные средства, владелец незарегистрированного обозначения рискует его потерять.

 

     4 Эволюция правового регулирования  качества безопасности товаров. 

     Развитие  правового регулирования качества товаров, эволюция законодательства, регулирующего  принципы и порядок утверждения  требований к качеству товаров, осуществление государственного контроля за его соблюдением показывают, что значение качества товаров в процессе государственного регулирования изменялось в зависимости от политических и социально-экономических условий внутри государства и за его пределами. Изменялась и роль, которую государство отводило этому явлению.

     Прежде  чем говорить о динамике процесса регулирования качества, необходимо охарактеризовать анализируемый критерий.

     Качество - одна из сложнейших категорий, с которой  приходится сталкиваться человеку в своей деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, при оценке результатов выполнения различных производственных операций, а также когда хотят характеризовать соотношение свойств, выражающих суть предмета, или соотношение предметов между собой, или соотношение между явлениями, или соотношение между предметами и явлениями.

     В научной литературе можно встретить  различные определения понятия  качества: философское, экономическое, юридическое и др.

     В философском понимании качество продукции - это совокупность свойств  изделия, характеризующая его существенную определенность, в силу которой оно  является данным, а не иным изделием.

     Международный стандарт ИСО 8402 определяет качество как «совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности».

     В ГОСТ 15467-79 "Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины  и определения" дана следующая формулировка понятия качества продукции: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

     Юридическое понятие качества продукции не всегда совпадает с технико-экономическим. Если качество продукции в техническом отношении не может быть статичным в процессе развития производства, науки и техники, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям. Иными словами, правовая оценка качества продукции означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных и закрепленных в соответствующем надлежаще оформленном документе.

     Соответствие  или же несоответствие указанным  требованиям является признаком  доброкачественности или недоброкачественности  продукции.

     Дело  в том, что понятиям "качество" и "безопасность" не всегда придавалось  равное значение при государственном  регулировании и контроле (надзоре). На этом этапе регулирования в нормативно-технических документах акцент делался на обеспечение и повышение качества продукции, которое являлось комплексным понятием. Понятие «безопасность» при этом воспринималось как гарантируемая в обязательном порядке составляющая понятия "качество". Поэтому ни в период плановой экономики, ни в начале развития рыночной экономики - нигде в нормативно-правовых и нормативно-технических документах безопасность товаров вообще не упоминается и нормативно не регулируется. Государственные стандарты как нормативные документы содержали в качестве обязательных и потребительские требования к продукции, и требования безопасности; при этом все эти требования в совокупности характеризовали качество товара. Объяснить это можно тем, что одним из показателей развития экономики являлось повышение качества продукции, а безопасность производимой и импортируемой советским государством продукции презюмировалась (необходимость гарантий и регулирования безопасности потребительских товаров возникнет значительно позднее - с развитием предпринимательства, когда потребительский рынок заполнится недоброкачественной, а порой небезопасной для жизни и здоровья продукцией).

     В связи с тем что Закон "О  техническом регулировании" коренным образом изменил всю действующую до него систему технического нормирования, сохранившуюся со времен плановой экономики, основные нормативные правовые акты, на которых эта система базировалась, и подзаконные акты, принятые для исполнения законодательства, утратили силу, в том числе упомянутые ранее Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг".

     Закон полностью изменил содержание понятия "стандартизация". Если по Закону "О стандартизации" (ст. 2) правовые основы стандартизации были обязательны для всех государственных органов управления, для предприятий и предпринимателей, для общественных объединений, а разработка и применение нормативных документов по стандартизации признавались мерой защиты государственных интересов потребителей и государства, то в рассматриваемом Законе правилам и характеристикам, разработанным в результате технического регулирования, придается статус добровольно применяемых документов. Соответственно меняется правовой статус стандартов: из обязательных они превращаются в добровольно применяемые. Иными словами, стандарты (даже государственные) перестают быть обязательными для субъектов хозяйствующей деятельности. Сам термин «государственный стандарт» выходит из обращения. Вместо него приняты понятия «национальный стандарт», «международный стандарт»1.

     Можно утверждать, что с принятием Закона о техническом регулировании  завершился переход от "качества" как основного объекта государственного нормирования и контроля к "безопасности" потребительских товаров.

     Вместе  с тем следует отметить весьма важный момент, связанный с этим Законом и касающийся мер юридической ответственности. После его вступления в силу действующее законодательство необходимо было привести в соответствие с положениями Закона и внести изменения в нормы, устанавливающие административную и уголовную ответственность за нарушение требований качества и безопасности. Однако до сих пор подобные изменения не внесены, и потому нормы КоАП и УК РФ противоречат требованиям Закона о техническом регулировании.

     Анализ  развития законодательства, определяющего правовое регулирование качества и безопасности потребительских товаров, позволяет сделать следующие выводы2.

     Порядок и способы обеспечения качества и безопасности товаров изменялись в зависимости от социально-экономических преобразований в стране.

     В период плановой экономики основным регулируемым и контролируемым параметром потребительских товаров являлось их качество, представляющее собой  совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии со своим назначением в течение оптимально установленного времени. Разнообразие способов административного регулирования качества продукции не обеспечило уровень высокого качества потребительских товаров, что подтверждается результатами контроля.

     С переходом к рыночной экономике  в связи с наполнением потребительского рынка недоброкачественными и опасными товарами область контроля смещается  в сферу безопасности товаров (состояние, при котором отсутствует риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу). Понятия "качество" и "безопасность" как объекты правового регулирования приобретают равный правовой статус и становятся равнозначными объектами государственного контроля (надзора). 
С появлением в нормативно-правовых актах понятия "безопасность" товаров как самостоятельной категории изменяется направленность ответственности за несоблюдение качества и безопасности: если для социалистического периода характерно применение уголовной ответственности за нарушение показателей качества (административная ответственность была введена в конце данного периода), то в период "свободного рынка" административная ответственность наступает за несоблюдение как показателей качества, так и показателей безопасности, а уголовная ответственность применяется только в случае нарушений требований безопасности.

     Поскольку на современном этапе государство  нормирует лишь требования по безопасности продукции, постольку предметом  государственного контроля должны стать  именно эти требования3.

 
 
 

     5 Доминирующе положение на рынке.

     Бурный  рост некоторых компаний зачастую приводит к тому, что они начинают доминировать на рынке. Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам.

     Характеризуют доминирующее положение хозяйствующего субъекта следующие признаки:

     - хозяйствующий субъект — это российская или иностранная коммерческая организация, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальный предприниматель;

     - производство товаров, т.е. продуктов жизнедеятельности, включая работы и услуги, предназначенные для продажи или обмена. Следовательно, не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта;

     - исключительность положения хозяйствующего субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Исключительность доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке этого товара.

     Если  доля хозяйствующего субъекта составляет до 35% на рынке определенного товара, его положение не может быть признано доминирующим.

     Если  доля хозяйствующего субъекта составляет более 35%, но менее 65% на рынке определенного  товара, его положение может быть признано доминирующим. Но такое положение не презюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом, причем хозяйствующий субъект заносится в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный, т.е. в случае злоупотребления хозяйствующего субъекта будет устанавливаться факт правонарушения.

     Если  доля хозяйствующего субъекта составляет 65% и более, то такое положение признается доминирующим.

Информация о работе Классификация товаров