Классификация ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента товаров и факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
Классификация ассортимента товаров…………………………………………………… 4
Свойства и показателя ассортимента………………………………………………….... 10
Основные направления формирования ассортимента…………………………. 16
Факторы формирования ассортимента………………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………………………………... 23
Библиографический список………………………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

1.1Классификация ассортимента товаров.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить  разнообразные потребности. Когда  спрос превышает предложение, требуются  коммерческие усилия по созданию потребительских  предпочтений, что достигается в  числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев  конкурентоспособности фирм.

Таким образом, для изготовителей  и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.

Каково же отношение потребителя  к широте ассортимента?

С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные  потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного  товара. Поэтому широта не может  служить единственным показателем  рациональности ассортимента.

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут  быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством  товаров .

Коэффициент полноты (Kп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

 

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что  потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств  товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать  о них потребителей. Доведение  такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также  может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Устойчивость  ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Иногда устойчивость связывают  со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и  наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия  устойчивого спроса и постоянного  пополнения товарных запасов на эти  товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности  спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых  исследований методами наблюдения и  анализа документальных данных о  поступлении и реализации различных  товаров.

Потребители товаров устойчивого  ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и  привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить  количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в  виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется  действительным обновлением - количеством  новых товаров в общем перечне (H) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых  товаров улучшенного качества с  целью стимулирования их покупки  потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее  аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

Потребителями новых товаров  являются так называемые «новаторы», потребности которых часто меняются из-за желания ощутить новизну  объектов. Зачастую новые товары удовлетворяют  не столько физиологические, сколько  психологические и социальные потребности. Удовлетворяет в первую очередь социальные потребности.

Следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и  продавца связано с определенными  затратами и риском, что они  могут не оправдаться, например, новый  товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также  должно быть рациональным. С этой целью  целесообразно использовать метод  структурирования функции качества, позволяющий выбрать ассортимент, который наверняка будет пользоваться спросом [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Основные направления формирования ассортимента

 

         Формирование ассортимента -деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные  или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

При формировании ассортимента необходимо решить следующие задачи:

1) установление реальных  и предполагаемых потребностей  в определенных товарах; 

2) определение основных  показателей ассортимента;

3) выбор поставщиков товаров; 

4) поиск необходимых финансовых средств для формирования ассортимента;

5) определение основных  направлений формирования ассортимента.

Такими направлениями  могут быть: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют “друг друга " определяются рядом факторов.

  • Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

 Причинами сокращения  ассортимента могут быть падение  спроса, недостаточность предложений,  убыточность или низкая прибыльность.

 При производстве и/или  реализации отдельных товаров.  Например, в последние годы наблюдается  тенденция сокращения ассортимента  за счет дешевых продовольственных  и непродовольственных товаров,  невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю, у 

 

  • Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.  Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы — одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при  одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также со снижением их производства в целом.
  • Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующиеся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это  редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под Воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.
  • Обновление ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показания новизны.

 Основаниями выбора  этого направления могут быть: необходимость удовлетворения новых,  постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности;  стремление изготовителей продавцов  стимулировать спрос, побуждая  потребителей делать покупки   все новых товаров; изменения  моды; достижения научно-технического прогресса.

 Это направление основывается  на распространенном убеждении, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся ,однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть  хуже, чем уже известных, В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.

 Поэтому обновление  ассортимента очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров — один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций изготовителей и продавцов.

  • Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

 Это комплексное направление  изменений ассортимента товаров  может включать в себя перечисленные  выше в различных пропорциях  с конечной целью формирования  рационального ассортимента. Целевой  подход к формированию улучшенного  рационального ассортимента составляет  основную отличительную черту  этого направления. При этом  должны учитываться научно обоснованные  рациональные потребности, а также  требования общества : зашита природной среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.

Более того, иногда при производстве новых товаров используются более  дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование  и обновление одинаковыми направлениями  формирования ассортимента.

  • Гармонизация ассортимента  — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы формирования ассортимента

 

         Главная цель формирования ассортимента - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

Различают общие и специфичные  факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

  • Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
  • Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфичными  факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.

Информация о работе Классификация ассортимента товаров