Классификация ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента товаров и факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
Классификация ассортимента товаров…………………………………………………… 4
Свойства и показателя ассортимента………………………………………………….... 10
Основные направления формирования ассортимента…………………………. 16
Факторы формирования ассортимента………………………………………………… 20
Заключение…………………………………………………………………………………………... 23
Библиографический список………………………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

1.1Классификация ассортимента товаров.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………….. 3

Классификация ассортимента товаров…………………………………………………… 4

Свойства и показателя ассортимента………………………………………………….... 10

Основные направления формирования ассортимента…………………………. 16

Факторы формирования ассортимента………………………………………………… 20

Заключение…………………………………………………………………………………………... 23

Библиографический список………………………………………………………………….. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Классическое товароведение, начиная с середины 19-го века, развивается экстенсивно, вовлекая в сферу своих научных интересов новые виды товаров, методы исследования их свойств, способы сохранения их качества. Эти процессы не завершены и в настоящее время, адекватно реагируя на широкомасштабное увеличение видов и разновидностей товаров.

Управление ассортиментом  товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основными элементами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение  ассортиментной политики организации  и формирование ассортимента, Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента измеряются в зависимости от конъюктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально- экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации). Основные направления формирования - это сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов [1].

        Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента товаров и факторы ,влияющие на формирование ассортимента.

  1. Классификация ассортимента товаров

 

         Ассортиментная характеристика - это одна из важнейших характеристик товара. Ассортимент - определенная совокупность, набор товаров разных видов, объединенных по какому-либо признаку.

Ассортимент  товаров  -набор товаров ,формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Термин произошел от французского слова “ assortiment ”,что означает подбор различных видов и сортов товаров.

 Ассортимент потребительских  товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы  - по широте охвата товаров,  на виды - по степени удовлетворения  потребностей, на разновидности - по характеру потребностей [2].

Таблица №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По местонахождению  товаров различают ассортимент : промышленный и торговый.

  • Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Промышленный ассортимент  товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий  общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами министерства здравоохранения .

  • Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости  от широты охвата товаров различают  следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

  • Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах  проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.

  • Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным  торговым организациям типа универсамов  или универмагов, ориентирующимся  на покупателей с разным спросом.

  • Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например: группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, взрослых - социального. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий.

  • Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
  • Внутривидовой ассортимент – разновидности продукции. К примеру, пастеризованное молоко может быть разной жирности. Внутривидовой ассортимент может иметь разную глубину, детализацию.
  • Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей.
  • Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
  • Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
  • Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени  удовлетворения потребностей различают : рациональный и оптимальный ассортимент.

  • Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Формирование рационального  ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и  других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения  рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса  стимулируют разработку новых товаров  и формируют новые потребности.

  • Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Приведенный расчет учитывает  в основном функциональное назначение товаров и экономический, эффект от потребления, но при этом не принимается  во внимание социальный эффект. Этот расчет применим в основном для непродовольственных  товаров и неприемлем для пищевых  продуктов, так как невозможно рассчитать в денежном выражении выгоды для  здоровья, получаемые потребителем.

В этой связи следует отметить, что рациональный и оптимальный  ассортимент характеризуют в  основном его качественную сторону.

В зависимости  от характера потребностей ассортимент  может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

  • Реальный ассортимент - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
  • Прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
  • Учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей [3].

 

 

 

 

 

  1. Свойства и показателя ассортимента

 

          При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента .

Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента - количественное выражение свойств  ассортимента, при этом измерению  подлежит количество видов и наименований товаров.

Номенклатура  свойств и показателей ассортимента.

 Расшифровка условных  обозначений: 

д - количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;

б - базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;

Ai-количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;

Si- суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;

м - минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;

у - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

н  -   количество новых видов и наименований товаров;

вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.

 

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

  • Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
  • Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового- показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного  количества видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп к базовому.

Широта может служить  косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости  от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь  узкий ассортимент товаров, поскольку  при большой широте требуются  дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме  того, производство разнообразных товаров  требует более обширных закупок  сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

Информация о работе Классификация ассортимента товаров