Эффективность коммерческой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Постоянные изменения на рынке происходят и в области методов и форм розничной торговли. Данные изменения обусловлены тем, что выбор конкретного метода или формы розничной продажи определяет состав и последовательность всех операций технологического процесса продажи. От этого выбора зависит количество и характер торговых операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в торговых площадях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Организация торгово-технологического производства на предприятиях розничной торговли………………………………………4-7

1.1 Функции минимаркета………………………………………………........8

1.2 Технологические операции и процессы в минимаркете……………9-10

1.3 Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале минимаркета…………………………………………………………………11-13

1.4 Материальная ответственность работников на торговом предприятии…………………………………………………………………….14

Глава 2. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда………………………………………………………………………………15

2.1 Организационная структура торгового предприятия……………….16-18

2.2 Управление торгово-технологическими процессами………………19-20

2.2.1 Управление товарными запасами……………………………………21

2.2.2 Управление ассортиментом………………………………………….22

2.2.3 Управление покупательским потоком………………………………23

2.3 Организация труда на предприятии принципы управления персоналом……………………………………………………………………23-24

Глава 3. Эффективность коммерческой деятельности предприятия…………25

3.1 Издержки обращения…………………………………………………….25

3.2 Определение прибыли и рентабельности………………………………25

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая по организации!!!!!!!.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

   Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству",   Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов – счетов фактур, товарно-транспортных накладных, упаковочных листов. Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

  Приемка товаров по качеству является важнейшей операцией технологического процесса складской переработки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности, поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам. После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские  помещения.  
   Завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине является продажа товаров.

   Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций.

     К основным торговым функциям предприятий  розничной торговли следует отнести:

     - изучение покупательского спроса  на товары;

     - формирование ассортимента товаров;

     - оказание торговых услуг покупателям;

     Основными  технологическими функциями являются:

     - приемка поступивших товаров  по количеству и качеству;

     - хранение товаров;

     - выполнение операций, связанных  с производственной доработкой  товаров (фасовка, упаковка, маркировка  и др.);

     - внутримагазинное перемещение, размещение  и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

     -  продажа товаров;

     -  выполнение расчетов с покупателями.

     Рациональное  построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать  максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

   Существуют различные схемы торговли  на розничных предприятиях. Минимаркет, рассматриваемый в данной работе, имеет 1 схему торговли. Она включает в себя 4 этапа.

   1 этап. Поступление и приемка товаров: разгрузка, распаковка, приемка по  количеству и качеству, перемещение.

   2 этап. Хранение и подготовка  товаров к продаже: складирование  (укладка в помещения для хранения), хранение с учетом условий  и режимов, фасование, весоизмерение, консервация, упаковывание.

   3 этап. Размещение и выкладка  товаров в торговом зале: погрузка, перемещение, выкладка.

   4 этап. Продажа товаров (методы продажи: самообслуживание, через прилавок, по образцам и каталогам, по заказам): расчетно- кассовая операция (наличный расчет; магазинные карты; дисконтные и расчетные); оказание торговых услуг.

1.3 Принципы  размещения и выкладки товаров  в торговом зале    минимаркета.

   Выкладка и принципы оформления будут различаться в зависимости от типов розничных торговых точек. Супермаркет нельзя отождествлять с традиционным продовольственным магазином, а тот — с киоском. Поэтому в вертикальном маркетинге торговых каналов все розничные точки классифицированы. 
   Первый уровень характеризуется потребительской активностью. Это совокупность торговых точек, для которых характерно одинаковое поведение покупателей, а именно цели приобретения: для немедленного потребления или дальнейшего, например дома. 

Второй  уровень классификации — это  совокупность торговых точек, для которых характерен схожий ассортимент, уровень сервиса и одинаковый метод продаж (супермаркеты и минимаркеты, традиционные продовольственные  магазины  или  универсамы). 
   Третий уровень характеризуется показателями точки по ее стационарности (или мобильности), площади, количеству кассовых аппаратов и т. д. Это киоски, павильоны, минимаркеты, продовольственные и специализированные магазины, универсамы / универмаги, супермаркеты, гипермаркеты. А также лотки, автолавки, розничные и мелкооптовые рынки.   Четвертый и последующие уровни классификации определяются местом расположения торговой точки, скоростью оборота, профилем покупателей и другими  критериями. 
   Базой разделения розничных продавцов на торговые каналы  служат: 
а)  нужды  потребителя, 
б)  возможности  магазина, 
в)  активность  конкурентов. 
    Выкладка и оформление зависят от типа розничной точки, ее места расположения, оборота, возможностей торгового зала и профиля покупателей. Когда учтены все эти особенности, можно формировать ассортимент, объем партии и принимать решения по дополнительному торговому оборудованию для каждого типа магазина. Особое внимание следует обратить на определение так называемой минимальной группы товаров, которая должна быть представлена в каждой точке, вне зависимости от ее типа. Это относится в первую очередь к самым популярным маркам. 
   Места размещения в торговом зале подразделяются на основные и дополнительные. К первым принято относить полки клиента (производителя марки) в специализированной секции торгового зала. Дополнительными могут быть: мобильный стеллаж или стойка, дисплей, холодильник, др. конструкции, то есть все то оборудование, которое позволит производителю эффективно разместить свою продукцию. Такие обособленные места называются точками продаж. Зачастую количество товаров находящихся на дополнительных местах может быть больше, чем на основном. 
   Точки продаж необходимо расположить по ходу движения покупателей и в наиболее «заметных» и привлекательных местах торгового зала. Следует сразу получить большое «жизненное пространство» в специализированной секции, стремясь занять полки по вертикали и горизонтали. Добиться этого, значит, получить основное конкурентное преимущество в магазине. Дополнительную точку располагаем отдельно от основной, тем самым даем потребителю еще один шанс увидеть и выбрать определенную марку. Как правило, в основном месте производитель стремится разместить максимально возможное количество товарных единиц своих марок, а в дополнительном — самые популярные, которые призваны дублировать основные. Бывают и исключения, когда пространства в специализированной секции не хватает, тогда акцент может быть смещен в сторону его расширения за счет дополнительного торгового оборудования. 
   Среди основных правил принято выделять следующие критерии размещения  товара  на  полках: 
1)  по  уровню 
• стремимся занимать вертикальные блоки (легче выделить и найти продукцию  потребителю); 
• на уровне глаз (это полка, на которую чаще всего обращают внимание); 
• на один уровень ниже или выше глаз (соответственно занимают вторую и третью  позиции); 
• самый нижний уровень лучше не использовать (менее всего обращают внимание,  и  найти  товар  гораздо  труднее); 
2)  на  уровне  (на  полке): 
• на расстоянии вытянутой руки (самое доступное и удобное место); 
• слева направо (по размеру упаковки: от маленькой к большой). Это правило реже применимо при выкладке в вертикальных блоках; 
• от светлого к темному (в левой части продуктовой линейки выставляются товары со светлой упаковкой, далее, по мере сгущения красок, и правее — темные). Таким образом, продукция не раздражает глаза потребителя и воспринимается как единое целое — сравните с цветами радуги; 
3)  по  размеру  упаковки: 
• маленькие — вверху (так удобнее рассмотреть упаковку и достать товар); 
• большие — внизу (на большей упаковке и шрифт больше, его можно с наименьшими затратами рассмотреть на нижней полке); 
4)  среди  конкурентов: 
• рядом с сильным (чтобы заимствовать популярность); 
• подальше  от  слабого; 
•сами  по  себе.  
5)  дублирование: 
• повторение одной и той же позиции марки в слитном ряду (позволяет увеличить вероятность обратить на себя внимание); 
6)  доступность: 
• по сроку годности (товары с ограниченным сроком должны быть доступны в  первую  очередь); 
• по целостности упаковки (продукция с нарушенной упаковкой должна изыматься  из  продажи).

1.4 Материальная  ответственность  работников в торговом предприятии.

   Материальная ответственность - это один из видов юридической ответственности, который заключается в возмещении работником предприятия причиненного им данному предприятию ущерба, измеряемого в денежной форме.

   Возмещение причиненного предприятию ущерба предполагает, что виновному работнику придется расстаться с определенной суммой денежных средств (или, с согласия администрации предприятия, с равноценным поврежденному имуществом). Материальная ответственность работника предприятия может быть как ограниченной (когда установлен предельный размер возмещения и сумма ущерба, превышающая этот предел, взысканию не подлежит), так и полной (когда ущерб возмещается в полном объеме). При этом полная материальная ответственность в свою очередь подразделяется на индивидуальную (когда отвечать будет один человек) и коллективную (бригадную) материальную ответственность (когда сумма ущерба будет распределена между группой материально ответственных работников).

   Материальная ответственность за причиненный предприятию ущерб может быть возложена на любого работника, который заключил трудовой договор с предприятием. Трудовые обязанности работника могут быть определены нормами законодательства, трудовым и коллективным договором, должностной инструкцией, а также документами, регламентирующими порядок выполнения работ, устанавливающих требования к качеству выполняемых работ и качеству изготавливаемой продукции.

      На предприятии торговли работают различные категории работников с разным объемом должностных обязанностей: продавцы, товароведы, охранники, контролеры, уборщицы, складские работники и т.д. И для работников этих категорий законодательством предусмотрен различный объем ответственности.

Глава 2. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда.

     2.1 Организационная структура предприятия.

     Весь  персонал розничного торгового предприятия  подразделяется на 3 категории:

- управленческий,

- основной (торгово-оперативный),

- вспомогательный.

    Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессами. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора, администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, кассиры.

   Общее  руководство магазина осуществляет директор. Он руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность и соблюдение санитарных правил. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и зарплатой, бухгалтерского учета и финансов.

   Заместитель  директора руководит коммерческой  деятельностью, в его ведении  находятся вопросы организации  технологических операций и технологического  обслуживания.

   Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

   Администратор  следит за состоянием выкладки товаров и рекламным оформлением торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по презентациям.

   Товароведы  выполняют основные функции в  области коммерческой работы  и организации торговли. В них  входят изучения спроса населения  на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением. Подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи.

   Заведующие  товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей.

   Основной  персонал.

   Продавцы, контролеры, контролеры-кассиры, то  есть работники, занятые обслуживанием  покупателей в торговом зале.

   В обязанности  продавцов входит: подготовка  и  уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей.

   Контролер-кассир  готовит рабочее место к выполнению  расчетных операций (проверка исправности  ККМ, записывает показания счетчиков,  получают разменную монету), выполняют  расчетные операции с покупателями, осуществляют сдачу выручки.

   Контролер  проверяет сортность, компактность, размеры, эксплуатационные свойства, цены. Осуществляют перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

   Вспомогательный  персонал.

   Обеспечивает  обслуживание основного персонала,  поддерживает магазин в надлежащем  санитарно-гигиеническом состоянии  (рабочие, младший обслуживающий  персонал, уборщицы, фасовщики, электромонтеры, техники).

Площадь минимаркета - 200 м2

Режим работы- с 10:00 до 20:00 часов.

Форма продажи – через прилавок.

Продолжительность рабочего времени- 9 часов в день.

Торговое  предприятие работает с двумя выходными – суббота и воскресенье.

Отделы: Хлебобулочные и кондитерские изделия, молочный, бакалея, виноводочный, соки и воды.

Состав  персонала и расчет заработной платы:

Директор  – 16000 р.

Товаровед – 12500 р.

Бухгалтер – 15000 р.

Продавцы (2 чел.)- 10000 р.

Продавец по совместительству – 5000 р.

Кассиры (2чел.) – 11000 р.

Кладовщик – 13000 р.

Грузчики(2 чел.) – 9000 р.

Уборщица(2 чел.) –   6000 р.

Охрана (2 чел.) - 14000 р. 
 

Рис. 1 –  Организационная структура предприятия.

Расчет  товарного запаса:

Товарооборот = 1.350.000р.

Валовой доход =  30% от Т.О

В.Д. = 1.350.000 * 30%  = 405.000р.  
 
 
 
 

2.2 Управление торгово-технологическими процессами.

   Торгово-технологические процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Информация о работе Эффективность коммерческой деятельности предприятия