Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:22, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса изомеризации парафиновых углеводородов и связанных с ним технологий. Исходя из поставленной цели, в ходе работы решается ряд задач:
Изучение основ процесса изомеризации;
Определение предназначения изомеризации, сырья и получаемой продукции, а также используемых в процессе катализаторов;
Изучение основных технологий процесса изомеризации;
Изучение требований к современным бензинам;
Выявление термодинамических и кинетических закономерностей процесса изомеризации;
Анализ современных технологий и технологических схем процесса изомеризации;
Выявление тенденций развития процесса изомеризации в России и в мире.
На сегодняшний день изомеризация возможна только легких алканов бутана, пентана и гексана. Это фракция нефти с пределами выкипания 28-70°С называется легкая нафта, петролейный эфир, газовый бензин. Проводятся серьёзные исследования возможности изомеризации более тяжелых алканов. В нефтеперерабатывающей промышленности реализовано два типа изомеризации:
В качестве примера взята одна из современных технологий изомеризации легких бензиновых фракций - IsomAlk-2SM.2
Процесс Isomalk-2SM (Изомалк) - это технология изомеризации широких фракций, разработанная российской компанией ОАО «НПП Нефтехим» и нашедшая успешное коммерческое применение на международном рынке. Этот гибкий процесс использует катализатор SI-2, комплексный оксидный катализатор на основе платины, который работает эффективно при низких температурах и обладает самыми высокими показателями по стабильности и защите от отравления. Процесс Isomalk-2SM- конкурентоспособная альтернатива любым современным схемам изомеризации бензиновых фракций, включая процессы с использованием цеолитных катализаторов, хлорированного глинозема и сульфатизированных оксидных катализаторов. Различные варианты этой технологии успешно эксплуатируются на многих предприятиях отрасли. Компания GTC Technology является партнером ОАО «НПП Нефтехим», способствует развитию и продвижению этой передовой технологии по всему миру.
Описание процесса. Процесс Isomalk-2SM предлагает нефтепереработчикам рентабельные варианты изомеризации, которые последовательно демонстрировали надежную работу со всеми стандартными схемами, включая:
Каждая из приведенных
схем имеет различный выход по
целевому продукту и его октановому
числу. Примеры, приведенные ниже, основаны
на результатах, полученных при переработке
легких прямогонных фракций, но эти
схемы также могут быть использованы
для переработки риформатов, легких
фракций каталитического
В однопроходной схеме
процесса изомеризации, легкая прямогонная
фракция смешивается с
Поток, выходящий из первого реактора, охлаждается и поступает во второй реактор для завершения реакции изомеризации до уровня близкого к химическому равновесию. Газопродуктовая смесь, выходящая из второго реактора, охлаждается и направляется в сепаратор, где отделяется водородсодержащий газ. Данный газ смешивается со свежим водородом и через осушители рециркулируется для смешения с сырьем. При этом стадия осушки сырья в процессе Isomalk-2SM не требуется.
Нестабильный изомеризат
из сепаратора нагревается и подается
в колонну-стабилизатор. Верхние
пары колонны-стабилизатора
В схеме процесса изомеризации с рециркуляцией низкооктановых гексанов полученный стабильный изомеризат направляется в колонну фракционирования. Верхний и нижний продукты колонны фракционирования охлаждаются и направляются на компаундирование бензинов. Низкооктановый боковой погон с высоким содержанием н-гексана рециркулируется в сырье процесса изомеризации.
Схема предфракционирования
с рециклом низкооктановых компонентов
объединяет все вышеперечисленные
методы: предфракционирование, изомеризация,
фракционирование изомеризата. Стадия
предфракционирования включает в себя
деизопентанизацию и/или
Преимущества процесса Isomalk-2SM:
в России и за рубежом
2.1. Требования к современным бензинам
В мировом производстве автомобильных бензинов наблюдается постоянная тенденция к ужесточению не только их эксплуатационных, но и экологических характеристик. При этом международные и отечественные нормативы на автобензины существенно ограничивают содержание бензола, ароматических углеводородов, олефиновых углеводородов и серы.
В феврале 2008 г. в России утвержден
специальный технический
Еще в 1970 годах были предложены варианты гидрирования бензола, содержащегося в риформате, протекающего без снижения октанового числа продукта, однако для снижения суммарного содержания ароматических углеводородов требуется разбавление риформата (являющегося базовым компонентом высокооктановых бензинов в России) высокооктановыми неароматическми компонентами. Это положение усложняет отказ от использования тетраэтилсвинца (ТЭС) и дефицит бутан-бутиленовой фракции (из-за недостатка мощностей каталитического крекинга), которая в мировой практике используется для производства высокооктанового алкилата.
В связи с этим, развитие процесса изомеризации – один из эффективных способов решения данной проблемы, позволяющий получать товарный бензин, соответствующий действующим и перспективным требованиям к топливам и обеспечивающий необходимую гибкость производства.
2.2. Термодинамические и кинетические закономерности процесса изомеризации
Схемы предлагаемых процессов,
в основном, аналогичны. Различия определяются
эксплуатационными
Прежде всего, реакции изомеризации углеводородов – равновесные, и с понижением температуры процесса равновесный выход изопарафинов повышается, но приблизиться к его значениям можно только при бесконечном времени пребывания сырья в зоне реакции или при очень низкой объемной скорости подачи сырья. С другой стороны, увеличение температуры всегда соответствует увеличению скорости реакции. Следовательно, при низкой температуре процесса действительный выход изокомпонентов будет намного ниже равновесного из-за низкой реакционной скорости. И, наоборот, при высоких температурах к равновесному выходу легче приблизиться из-за высокой скорости реакции. Таким образом, при высоких температурах выход изопарафинов ограничивается термодинамическим равновесием, а при низких температурах – низкой скоростью реакции (кинетическое ограничение) (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость конверсии н-парафинов от температуры реакции.3
Далее представлено сравнение различных типов катализаторов изомеризации по содержанию изопентанов в сумме пентанов от температуры (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительная характеристика катализаторов изомеризации.4
Степень конверсии (превращения) н-парафинов на цеолитных катализаторах низкая, т.к. лимитируется термодинамическим равновесием. В случае катализаторов на хлорированной окиси алюминия и на сульфатированных оксидах металла конверсия н-парафинов выше за счет высокого равновесного содержания изокомпонентов в продукте.
В настоящее время разработано три типа промышленных процессов изомеризации:
Цеолитные катализаторы наименее активны и используются при более высоких температурах по сравнению с катализаторами других типов, и как следствие – низкие октановые числа изомеризата. Однако они обладают высокой устойчивостью к отравляющим примесям в сырье и способностью к полной регенерации в реакторе установки. В технологической схеме данного процесса предусматриваются огневые подогреватели для нагрева газо-сырьевой смеси до температуры реакции. Требуется высокое отношение водорода к углеводородному сырью (наряду с изомеризацией водород тратится на гидроочистку и деароматизацию сырья), поэтому необходим компрессор для подачи циркулирующего ВСГ и сепаратор для отделения ВСГ (рис. 3).
Основными лицензиарами процессов изомеризации на цеолитных катализаторах за рубежом являются UOP (HS-10), Axens (IP-632), Sud Chemie (Hysopar). В России – ОАО «НПП Нефтехим» (СИ-1, технология Изомалк-1), ООО Научно-производственная фирма «Олкат» (CИП-2А), ОАО «ВНИИНефтехим» (ИПМ-02).
Рис. 3. Схема процесса изомеризации на цеолитных катализаторах.5
Среди цеолитных катализаторов следует выделить катализатор Hysopar, который значительно превосходит все другие катализаторы по устойчивости к действию ядов в сырье (допустимое содержание серы составляет 100 ppm на постоянной основе и 200 ppm – в короткие промежутки времени) и является наиболее прогрессивным на мировом рынке цеолитных катализаторов.
Катализаторы на основе хлорированной окиси алюминия наиболее активны и обеспечивают самый высокий выход и октановое число изомеризата.
Следует отметить, что в ходе изомеризации катализаторы теряют хлор, в результате активность снижается. Поэтому предусматривается введение в сырье хлорсодержащих соединений (обычно ССl4) для поддержания высокой активности катализатора, и как следствие необходима щелочная промывка от органического хлорида в специальных скрубберах. Существенным недостатком является то, что данный тип катализатора очень чувствителен к каталитическим ядам (к кислородсодержащим соединениям, включая воду, к азоту) и требует обязательной предварительной гидроочистки и осушки сырья. Кроме того, возникают проблемы при регенерации (рис. 4).
Основными лицензиарами этого процесса за рубежом являются UOP и Axens. Катализатор первого поколения у UOP, I-8, впоследствии был усовершенствован в более активный катализатор марки I-80. Последними разработками компании UOP являются высокоэффективные катализаторы I-8 Plus, I-82, I-84 для процесса Penex и катализаторы I-122, I-124, используемые в процессе Butamer (процесс изомеризации н-бутана с целью получения сырья алкилирования – изобутана). При разработке новых катализаторов UOP ставит цель уменьшить содержание в них платины, не теряя активности, тем самым, значительно снизить эксплуатационные расходы, что является немаловажным для современной нефтепереработки.
Рис. 4. Схема процесса изомеризации на хлорированных катализаторах.6
Катализатор IS-614A - это одна из первых разработок фирмы Axens, впоследствии на его базе был создан более совершенный катализатор – ATIS-2L продукт совместной работы с фирмой Akzo Nobel. ATIS-2L отличается более высокой активностью (октановое число изомеризата выше на один пункт), более низкой насыпной плотностью (загрузка катализатора снижается на 22 %), меньшим на 10 % содержанием платины. Следовательно, его применение является экономически наиболее привлекательным решением. Первая промышленная загрузка была в 2003 г.