Информационные знаки и символы. Их роль и значение в товарообороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:37, курсовая работа

Описание работы

Множество знаков – различных графических изображений разнообразных по форме, размерам, цветовой гамме окружает нас повсюду: ими пестрят упаковки потребительских товаров, рекламные листовки, объявления. Одни из них более заметны и распространены, другие – менее. Однако эффективность тех и других может быть недостаточной из-за того, что разные люди интерпретируют встречающиеся знаки по-разному или вообще игнорируют из-за непонимания их смысла и значения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Средства товарной информации: маркировка и информационные знаки……………………………………………………………………………...4
1.1 Товарный знак………………………………………………………….6
1.2 Знак соответствия и знак обращения на рынке…………………........8
1.3 Предупредительные знаки…………………………………………...11
1.4 Экологические знаки…………………………………………………13
1.5 Эксплуатационные знаки…………………………………………….16
1.6 Манипуляционные знаки…………………………………………….17
1.7 Размерные знаки……………………………………………………...17
1.8 Штриховое кодирование………………………………......................18
2.Информационные знаки на упаковке игрушек…………………………….22
Заключение…………………………………………………………..................25
Список литературы…………………………………………………….............27

Работа содержит 1 файл

к защите.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

1.6 Манипуляционные  знаки

      Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами, грузами.

      До  сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».

      Например: «Хрупкое. Осторожно!», «Беречь от нагрева!», «Беречь от влаги!», «Ограничение температуры!», «Верх», «Открывать здесь!» и так далее.

1.7 Размерные знаки

      Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

      В нашей стране такие размерные  знаки ранее не применялись. Физические величины обозначали полным названием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ). Однако на упаковке некоторых импортных товаров размер может быть выражен в национальных единицах. Например, в США и Великобритании массу указывают в унциях (1 унция = 28,34 г). 
 Появление на российском рынке импортных товаров, на маркировке которых было множество «загадочных» для потребителя знаков, заставило многих отечественных изготовителей также применять некоторые из этих знаков. Тем более что они очень кратко характеризуют физическую величину, название которой состоит из одного или нескольких слов. 
 Наиболее часто для обозначения массы нетто применяется размерный знак «е» (от англ. exactly, нем. exart - точно, ровно, одинаково), объема - знак «V».

      Код размерных знаков чрезвычайно прост. К условному обозначению физической величины (е, V и др.) добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются единицы измерения по системе СИ, гораздо реже - национальные единицы измерения страны-импортера (фут, дюйм и т. п.). 
 Довольно часто несложно расшифровать размерные знаки по числовому значению размерной характеристики и применяемым единицам измерения. Например, если на маркировке нанесено обозначение 450 ge, это означает, что масса нетто равна 450 г.
 

1.8 Штриховое кодирование

      Штрих-код - это товарный номер, закодированная информация, наносимая на товар или упаковку в виде штрихового кода, считываемого при помощи специальных устройств.

      Штриховой код наносится на транспортную или  потребительскую упаковку многих импортных  и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

      Причина этого заключается в том, что  система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

      Структура кода EAN-13:

      Штриховой код представляет собой чередование  темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. За единицу ширины принимается модуль - самый узкий штрих или пробел (ширина - 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела.

      Функции штрихового кода:

  • автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
  • автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
  • оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%);
  • повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.
 

      В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских  государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации - EAN. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.

      Различные штриховые коды имеют различное  применение. EAN-8 используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера. От EAN-13 этот тип штриховой код отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера. EAN-13 наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь. EAN-14 применяется только для транспортной упаковки. Этот штриховой код крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать. Предназначен, в основном, для транспортируемых грузов. Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13, так как EAN-14 не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине.

      Широкое распространение штрихового кода привело  к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, штриховые коды сами стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную). 

      Признаки, позволяющие отличить подлинный штриховой код от фальсифицированного:

  • размеры штрихового кода (минимально допустимые — 21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые — 52,5 х 74,6 мм);
  • цветовое исполнение отдельных элементов штрихового кода: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются жёлтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;
  • место нанесения штрихового кода: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки. Штриховой код не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);
  • нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC. Нанесение двух штриховых кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях, тогда штриховой код EAN и штриховой код UPC наносят на противоположные концы упаковки.
 

      Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а  код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

 

Информационные  знаки на упаковке игрушек

      Каждый  производитель или непосредственный поставщик его товара в Европейском  Содружестве должен ставить знак СЕ на свои игрушки для того, чтобы показать, что игрушка сделана в соответствии с требованиями о безопасности игрушек (рис.2). Это дополнительный знак, который вовсе не является знаком качества или безопасности, но он разработан для обеспечения свободных перевозок по всему Европейскому Сообществу. Этот знак - своего рода паспорт для игрушки. Обычно он ставится рядом с названием фирмы производителя (или поставщика) и ее адресом в «заметной и легко распознаваемой форме» на упаковке или прямо на самой игрушке. 

Рис.2 Знак CE 

      Маркировка  «Знак Лев» была разработана в 1988 году Британской Ассоциацией Игр  и Хобби (British Toy & Hobby Association или BTHA), чтобы обратить внимание рядового покупателя на необозначенные знаком СЕ качество и безопасность игрушки (рис.3). Для того чтобы иметь возможность ставить маркировку «Лев» на своей продукции, член BTHA должен подписать договор с Ассоциацией на лицензию, которая предъявляет жесткие требования к безопасности и качеству игрушки. В случае нарушения параграфов лицензии, производитель может ее лишиться.

      Маркировка  «Знак Лев» также показывает, что  производитель поддерживает практические правила ведения бизнеса BTHA, которые  включают в себя и правила по рекламе  и подделкам. В то время как СЕ является специальным знаком, Маркировка «Лев» предназначена для покупателя. Она значит то, что покупатель может быть уверен в соблюдении производителем игрушки, носящей этот знак, всех правил безопасности игрушки.  

Рис.3 «Знак Лев» 

      В 1991 году Британская Ассоциация продавцов  игрушек (British Association of Toy Retailers или BATR) объединилась с BTHA для вывода на рынок нового знака: Подтвержденный «Знак Льва» для торговых сетей. Члены BATR стали также следовать жестким правилам ведения бизнеса BTHA, которые требуют продажи товара только с грифом BS EN 71. Обычно, члены ассоциации BATR обозначают на вывесках своих магазинов Подтвержденный «Знак Льва» (рис.4). Конечно, это не означает, что все игрушки в магазине соответствуют жестким правилам безопасности, но этот знак удостоверяет посетителей, что все игрушки прошли через тесты на Стандарт Безопасности Игрушки. 

Рис.4 Подтвержденный «Знак Льва»  

      Эта пиктограмма стала появляться на игрушках с 1995 года (рис.5). Она обозначает предостережение о попадании игрушки в руки ребенка меньше 3 лет, но при этом в эту игрушку ребенок может играть в присутствии родителей. Вместе с символом на упаковке или в инструкции указываются причины предостережения, например, «из-за мелких деталей». Этот знак заменил собой устаревшее предостережение: «не рекомендуется детям до 3 лет», которое покупатели часто путали с конкретным возрастным запретом, что часто дискредитировало продукцию, предназначенную на самом деле и для детей меньше 3 лет ввиду ее познавательности и доступности для маленького ребенка. 

Рис.5 Пиктограмма

 

Заключение

      Среди всех функций маркировки (информационной, идентифицирующей, мотивационной, эмоциональной) самой важной является идентифицирующая, так как именно с идентификации  товара начинается его экспертная оценка. Установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке, в товарно-сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым требованиям, определяется с помощью идентификации.

      Широкое распространение, например, штрихового кода привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, штриховые коды сами стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).

      Или размерные знаки - способны помочь кратко охарактеризовать физическую величину, название которой состоит из одного или нескольких слов.

      Иногда  мы можем встретить товар, этикетка или упаковка которого без единого слова на родном языке. Тогда нам и придут на помощь информационные знаки, возможно присутствующие на товаре.

      Говоря  о практическом применении знаков, нужно подчеркнуть особое значение технологичности самого знака, процессов маркирования и возможности выразить необходимую информацию с помощью знаков.

      Можно выделить также следующие основные принципы создания и оценки знаков с точки зрения потребителей: они  должны быть по возможности простыми графически, понятны пользователю и следовать определённой логике для обеспечения их идентификации и размещения на объекте маркирования. При этом целесообразно стремиться к соблюдению следующих требований:

    • Знаки должны быть легко распознаваемы и понимаемы, отличны друг от друга, а в особых случаях и осязаемы;
    • Одни и те же знаки должны иметь одинаковое значение независимо от вида маркированного предмета и его функции.

      В то же время на начальных этапах внедрения знаков в обращение (учитывая необходимость определённого периода  для запоминания и усвоения графического образа знака и его значения) может быть целесообразно сопровождать знаки вспомогательным текстом, особенно в случаях, затрагивающих безопасность людей, окружающей среды и материальных ценностей.

Информация о работе Информационные знаки и символы. Их роль и значение в товарообороте