Информационные знаки и символы. Их роль и значение в товарообороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 04:37, курсовая работа

Описание работы

Множество знаков – различных графических изображений разнообразных по форме, размерам, цветовой гамме окружает нас повсюду: ими пестрят упаковки потребительских товаров, рекламные листовки, объявления. Одни из них более заметны и распространены, другие – менее. Однако эффективность тех и других может быть недостаточной из-за того, что разные люди интерпретируют встречающиеся знаки по-разному или вообще игнорируют из-за непонимания их смысла и значения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Средства товарной информации: маркировка и информационные знаки……………………………………………………………………………...4
1.1 Товарный знак………………………………………………………….6
1.2 Знак соответствия и знак обращения на рынке…………………........8
1.3 Предупредительные знаки…………………………………………...11
1.4 Экологические знаки…………………………………………………13
1.5 Эксплуатационные знаки…………………………………………….16
1.6 Манипуляционные знаки…………………………………………….17
1.7 Размерные знаки……………………………………………………...17
1.8 Штриховое кодирование………………………………......................18
2.Информационные знаки на упаковке игрушек…………………………….22
Заключение…………………………………………………………..................25
Список литературы…………………………………………………….............27

Работа содержит 1 файл

к защите.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………2 1.Средства товарной информации: маркировка и информационные знаки……………………………………………………………………………...4

    1.1 Товарный знак………………………………………………………….6

    1.2 Знак соответствия и знак обращения на рынке…………………........8

    1.3 Предупредительные знаки…………………………………………...11

    1.4 Экологические знаки…………………………………………………13

    1.5 Эксплуатационные знаки…………………………………………….16

    1.6 Манипуляционные знаки…………………………………………….17

    1.7 Размерные знаки……………………………………………………...17

    1.8 Штриховое кодирование………………………………......................18

2.Информационные знаки на упаковке игрушек…………………………….22

Заключение…………………………………………………………..................25

Список  литературы…………………………………………………….............27  

 

Введение

      Множество знаков – различных графических  изображений разнообразных по форме, размерам, цветовой гамме окружает нас повсюду: ими пестрят упаковки потребительских товаров, рекламные листовки, объявления. Одни из них более заметны и распространены, другие – менее. Однако эффективность тех и других может быть недостаточной из-за того, что разные люди интерпретируют встречающиеся знаки по-разному или вообще игнорируют из-за непонимания их смысла и значения.

         Между тем важная роль знаков как визуальных источников актуальной информации обусловлена  их способностью передавать необходимые сведения потребителям, предусмотренные законодательством или помещённые производителями добровольно, при отсутствии поясняющего текста или его краткости, что чрезвычайно важно, учитывая интернациональность современного мира.

      Поэтому целью данной работы является ознакомиться с информационными знаками и символами, определить их роль и место в товарном обороте.

     Задачи, необходимые для достижения поставленной цели следующие:

  1. ознакомиться с основными информационными знаками и символами, окружающими человека в повседневной жизни;

  2. научиться распознавать знаки и символы в зависимости от их выполняемых функций:

    - по  предметному признаку (инфо в  отношении отдельных свойств  предмета, инфо в отношении предмета  в целом);

    - по  назначению (для обеспечения безопасности товара для людей, для обеспечения охраны окружающей среды и т.д.);

    - по  статусу применения (обязательно,  добровольно);

    - по месту расположения (изделие, упаковка, сопроводительная документация и т.д.);

    - по  способу передачи информации (визуальные знаки, тактильные знаки).

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, восьми подглав, заключения и списка литературы.

 

1.Средства товарной информации: маркировка и информационные знаки

      Основные  термины, используемые в этой области – знак, условное обозначение, символ, пиктограмма, в принципе, имеют очень близкие по смыслу определения. Их применения на практике в большой степени зависит от традиционно сложившихся трактовок этих понятий конкретных сферах деятельности.

      «Знак»  в широком смысле понимается как некоторый объект, которому при определённых условиях (образующих знаковую систему) сопоставлено некоторое значение.

      Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (т.е. совокупностей знаков, построенных  определённым образом), называется СЕМИОТИКА или семиология.

      Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику, семантику и прагматику. Причём, если первые два направления рассматривают внутренние проблемы семиотики, то прагматика связана с такими науками, как психология, психолингвистика, социальная психология и др.

      СИНТАКТИКА  изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к их интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы). Её задача – описание запаса правильно построенных составных знаков для различных классов знаковых систем.

      СЕМАНТИКА рассматривает отношения знаков к обозначаемому (содержания знаков). В семантике знаковых систем различают  значение знака (денотат – то, что  данный знак обозначает в конкретной ситуации) и его смысл (десигнат, т.е. информация об объекте, которую несёт знак).

      ПРАГМАТИКА  исследует проблемы интерпретации  знаков теми, кто их использует, их полезность, ценность и понятность для пользователя. 

      МАРКИРОВКА  – комплекс сведений в виде: текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

      Важность  маркировки товаров, как основного способа передачи необходимой информации о них, признаётся во многих промышленных странах мира, что подтверждается её почти повсеместным регулированием на законодательном и нормативно-техническом уровнях, включая и Российскую Федерацию.

      Информация в составе маркировки по её основному значению и характеры передаваемых сведений условно разделена на следующие элементы:

  1. Общая потребительская информация о товаре;
  2. Предупредительная маркировка;
  3. Сертификационные знаки (знаки соответствия);
  4. Экологическая маркировка;
  5. Маркировка грузов (транспортная маркировка);
  6. Товарные знаки;
  7. Специальная маркировка и пр.

      Иногда  знаки могут быть отнесены сразу  к нескольким из перечисленных групп.

      То  есть, информационные знаки это условные обозначения, наносимые на упаковку или товар и предназначенные для идентификации характеристик товара (краткость, выразительность, наглядность).

      Они информируют человека:

      - о фирме (товарные знаки или знаки обслуживания);

      - о соответствии товара нормативным документам (знаки соответствия, сертификационные знаки);

      - о содержании отдельных компонентов;

      - о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке (манипуляционные знаки);

      - о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов (предупредительные символы);

      - экологические знаки.

      Порядок присвоения и правила нанесения  информационных знаков устанавливаются  стандартами или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет, форма изделия или его упаковка. 

1.1 Товарный знак

      Согласно  действующему законодательству, в соответствии со статьей I Закона РФ № 3520-1 от 23.09.1992г. «0 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.1

      Товарные знаки важны как для продавцов, так и для покупателей. Они являются своеобразным символом, позволяющим отличить один товар от другого и указывающим, на того, кто несёт за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак.

      Товарный  знак должен быть обязательно зарегистрирован  до его использования. Охрана товарного  знака осуществляется государством в течение 5 лет с момента его регистрации в комитете России по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и некоторые другие (звуковые - как позывные радиостанции «Маяк», световые - на машинах спецслужб и т. п. )2

      Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия. Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Темой словесных знаков могут быть астрономические названия (Весы, Близнецы, Галактика), имена собственные (Полиграф Полиграфыч, Дина), имена исторических личностей (Бербер, Основатель, Грущик), имена театральных героев (Санта-Барбара, Тоска).

      Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.

      Комбинированные товарные знаки содержат в себе знаки изобразительного и словесного вида. Композиция комбинированных товарных знаков может представлять собой сочетание: рисунка и слова; рисунка и букв; рисунка и цифр; слов и букв; букв и цифр и т.д.

 

1.2 Знак соответствия и знак обращения на рынке

      В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные  методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что выполняется третьей - независимой от изготовителей и потребителей - стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов. А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия.

      (До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р). 

      Подтверждение соответствия сертификации может носить:

      - обязательный характер ;

      - добровольный характер. 

      Формой  добровольного подтверждения соответствия является – добровольная сертификация.

      Существует  две формы обязательного подтверждения соответствия: 

      - декларирование соответствия;

      - обязательная сертификация. 

      Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической  силой независимо от схем обязательного  подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

      Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

      Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 ФЗ №184 от 27.12.2002г. «О техническом регулировании». Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль.

      Знаком  обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание этого знака: «Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.3Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

Информация о работе Информационные знаки и символы. Их роль и значение в товарообороте