Гигиеническая экспертиза товаров: цель, задачи, показатели, методы оценки. Нормативная и правовая база гигиенической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

ЭКСПЕРТИЗА - (франц. expertise, от лат. expertus - опытный), исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. д.
Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими.

Содержание

1. Гигиеническая экспертиза товаров: цель, задачи, показатели, методы оценки. Нормативная и правовая база гигиенической экспертизы………………………………………………………………………...стр3.
2. Товарные знаки: определение, виды, значимость, правовые аспекты…………………………………………………………………..................7стр.
3. Покажите на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее:
- наличие на исследуемый товар сертификата соответствия на безопасность и на качество;
- нарушение каких факторов качества (сырье, технологические процессы, конструкция, упаковка, маркировка, хранение) вызвал перевод изделия в брак.
- по какому НД (полное обозначение и наименование стандарта или ТУ) производилась приемка по качеству и какие конкретно требования были нарушены (необходимо дать формулировку соответствующего пункта НД, где отражены эти требования).
- укажите величину приемочного и браковочного числа на исследуемый товар…………………………………………………………………………………12стр.
Литература………………………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 131.33 Кб (Скачать)

     Престижные  знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством. В качестве престижных фирменных  знаков используются также изображения  призов, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

     В ряде зарубежных стран такие престижные знаки (эмблемы) присуждаются государственными или общественными органами в  качестве специально утвержденного  приза — премии. Фирма-лауреат  получает право в течение определенного  времени помещать этот знак на своих  рекламных и деловых документах и материалах.

     Основанием  для присуждения премий-наград и  престижных знаков являются значительные успехи в экспорте товаров и услуг  или содействие экспорту национальных товаров в течение определенного  срока. Развивая экспорт своей продукции, фирма поднимает национальный престиж  страны, способствует стабильности ее экономики и обеспечению занятости  населения, улучшает торговый баланс. В свою очередь, государственные  и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

     К престижным знакам можно отнести  и медали, используемые как элемент  производственной маркировки на этикетках  марочных и коллекционных виноградных  вин, водки и другой продукции, полученные изготовителем на международных  выставках. Престижные знаки присваиваются  и не подлежат регистрации в патентных  органах.

     Ассортиментные  ТЗ — знаки, предназначенные для  идентификации ассортиментной принадлежности: видовые — по виду товара, а марочные — по торговой марке или наименованию.

     Примером  видового ТЗ могут служить словесная  информация о названии товара или  его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще - в комбинации с марочным знаком (торговая марка).

     Торговая  марка — имя, знак, присущие конкретному  виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.

     Марочный  знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или  комбинированной формы. Например, марочный знак шоколадных батончиков — Спикере, Марс, Баунти и пр. — имеет словесную  форму, причем идентифицирующие функции  выполняют и цветовая гамма, и  графическое исполнение надписи. Цифровые марочные знаки распространены в  России для ординарных вин (портвейн 33, портвейн 777 и др.), чая (№ 36, № 72 и  др.).

     Примером  изобразительного марочного знака  может служить изображение Московского  Кремля на Кремлевской водке, ячменного  колоса на пиве того же наименования и  др. Самыми распространенными являются комбинированные марочные знаки. Многие марочные товары неизбежно ассоциируются  у потребителя с марочными  знаками: шоколад Вдохновение, Сказки Пушкина, обувь фирмы Адидас и  др.

     Коллективным  ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной  ассоциации или иного добровольного  объединения предприятий, предназначенный  для обозначения выпускаемых  и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными  или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его  использование не могут быть переданы другим лицам. Эти нормы применения коллективных знаков регламентируются Законом РФ «О товарных знаках».

     Индивидуальные  товарные знаки не указываются в  действующем законодательстве и  нормы их применения не установлены.

     Другие  знаки мест происхождения товара — населенного пункта, местности, исторического названия географического  объекта — не имеют общепринятой символики, но они довольно часто  служат одновременно и марочным знаком. Например, в марочном знаке вина Букет Кубани используется наименование местности происхождения товара.

     Знаки соответствия или качества. «Знак  соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном  порядке знак, применяемый или  выданный в соответствии с правилами  системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая  уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют  конкретному стандарту или другому  нормативному документу».

     В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные  знаки соответствия.

     Национальный  знак соответствия — знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным  национальными стандартами или  другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и  регистрируется национальным органом  по стандартизации и сертификации.

     Знак  соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной  продукции. Заявители (изготовители, продавцы) любой страны могут маркировать  свою продукцию национальным знаком соответствия при наличии сертификата, выданного одним из национальных органов по сертификации, или при  наличии соглашений о взаимном признании  результатов сертификации (сертификатов), а также после получения лицензии на применение знака соответствия. Национальные знаки соответствия могут  быть общими для всех видов продукции  или групповыми, подтверждающими  соответствие определенной группы или  групп однородной продукции. 
 
 
 
 
 
 

3. Покажите на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее:

- наличие на исследуемый  товар сертификата  соответствия на  безопасность и  на качество;

- нарушение каких  факторов качества (сырье,  технологические  процессы, конструкция,  упаковка, маркировка, хранение) вызвал  перевод изделия  в брак.

- по какому НД (полное  обозначение и  наименование стандарта  или ТУ) производилась  приемка по качеству  и какие конкретно  требования были  нарушены (необходимо  дать формулировку  соответствующего  пункта НД, где  отражены эти требования).

- укажите величину  приемочного и  браковочного числа  на исследуемый  товар.

     Причиной  изменения естественного цвета  молока на предприятии ООО «Союз» явилось использование определенного вида кормов, а также некоторых лекарственных препаратов. Попадание в молоко после выдаивания посторонних микроорганизмов, дрожжей и плесеней также может привести к появлению не характерных для нормального молока оттенков (голубовато-синеватого, коричневого).

     В группу пороков технологических  свойств и консистенции выделено «сладкое» или сычужное свертывание  молока, нескисание или преждевременное  скисание молока, «пенящееся» и «бродящее» молоко. К переработке молоко с  такими пороками непригодно.

     Наиболее  обширную группу составляют пороки запаха и вкуса. Обычно различают пороки, возникающие в результате изменения  жировой фракции молока, в результате изменения белковой фракции, а также  кормового происхождения.

     Прогорклый, или липолизный, вкус молока, наиболее распространенный среди пороков  вкуса, является следствием гидролиза  молочного жира липазами при низких температурах хранения. Чаще встречается  в молоке стародойных коров. «Ответственны» за возникновение этого порока масляная, капроновая, каприловая, каприновая и  лауриновая кислоты. Липолизная прогорклость в молоке очень устойчива.

     При хранении иногда наблюдается окисленный, едкий вяжущий вкус, который ощущается  корневой частью языка. Данный порок  вызван окислением ненасыщенных жирных кислот. В результате образуются непредельные (с одной или двумя двойными связями) альдегиды и кетоны. Возникновению  этого порока в молоке способствует присутствие ионов меди, железа, селена.

     Под воздействием солнечных лучей молоко приобретает салистый, олеистый привкус, обусловленный образованием оксикислот из ненасыщенных жирных кислот в результате взаимодействия с пероксидами, а  также образованием насыщенных кислот под воздействием атомарного кислорода. В присутствии следов меди при  повышенных температурах, рН 6,6-6,7 могут  появляться неприятные металлический  и рыбный привкусы.

     Под действием света, кислорода, витаминов  В2 (рибофлавина) и С, а также меди метионин, входящий в состав сывороточных белков, окисляется в метионал, придающий молоку сладковатый, напоминающий вкус репы или капусты, так называемый солнечный вкус. Конечные продукты распада метионина могут придавать молоку пригорелый, солодовый или крахмальный привкус Солодовые запах и привкус формируются также в результате ферментативного распада аминокислот с образованием альдегидов и кетонов.

     В результате протеолиза белковых веществ  гнилостными бактериями и кишечной палочкой появляются гнилостный, сырный и затхлый привкусы.

     Пороки  кормового происхождения вызваны  веществами, попадающими в молоко вместе с кормами. Кормовые запахи и  вкусы при хранении обычно усиливаются. Среди пороков наиболее часто  встречаются горький вкус и специфический  запах, возникающие в результате поедания с кормом в большом количестве дикого лука и чеснока; горький вкус и полынный запах, вызванные поеданием  полыни; присутствие в корме в  большом количестве бобовых растений (в том числе люпина, содержащего  алкалоиды) также вызывает горький  вкус; ромашка придает молоку неприятный запах; при избытке в кормовом рационе капусты, репы, редиски молоко приобретает вкус и запахи, свойственные этим растениям.

     Для предотвращения появления пороков  в молоке прежде всего необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенический  режим получения, хранения и транспортирования  молока. Необходимо контролировать качество кормов и кормовые рационы, температурные  режимы хранения кормов. Нельзя допускать  использование замороженных, заплесневелых  и сильно загрязненных кормов. Для  устранения кормовых запахов и вкуса  молоко дезодорируют, при этом освобождаются  от абсорбированных химических соединений, не свойственных молоку. Необходимо избегать хранения молока на свету, а также  в неоловянированной таре, стараться  минимально подвергать его перемешиванию.

     Каждая  партия молока в магазине ООО «Континент» контролируется в течение 40 мин. после доставки. Первым этапом контроля является внешний осмотр тары: отмечают чистоту и целостность пломб, правильность наполнения емкостей, наличие уплотнителей под крышками цистерн и фляг, осматривают патрубки цистерн и наличие на них заглушек.

     Для получения точных результатов контроля заготовляемого молока определяющее значение имеет правильность отбора средних  проб и подготовки их непосредственно  к анализу. Техника отбора проб и  подготовки их к испытаниям определена ГОСТ 13928-84 «Молоко и сливки заготовляемые. Правила приемки, методы отбора проб и подготовки их к анализу».

     Отбор средних проб и определение качества молока в ООО «Континент» проводят в присутствии сдатчика, за исключением случаев доставки молока железнодорожным транспортом или водным путем.

     После вскрытия фляг и отсеков цистерн  скопившийся, но не сбившийся на крышках  и стенках жир снимают шпателем или лопаткой, счищают в те же фляги и цистерны и перемешивают. Перемешивание проводят очень тщательно, добиваясь равномерного распределения  жира по всему объему молока, не допуская его вспенивания и переливания  через край. Молоко, поставляемое в  автомобильных цистернах, при наличии  механических мешалок перемешивают в течение 3-4 мин., в железнодорожных  – 15-20 мин. Молоко во флягах, а также  в автомобильных цистернах при отсутствии механических мешалок перемешивают мутовкой, перемещая ее вверх и вниз 8-10 раз.

     После перемешивания в каждой емкости  проверяют органолептические показатели молока: цвет, запах, консистенцию, вкус (после кипячения). Затем измеряют температуру молока в соответствии с ГОСТ 25754-85 «Молоко. Методы измерения  температуры».

     Прежде  всего отбирают пробы молока для  контроля бактериальной обсемененности, затем для физико-химических исследований. Отбор проб для микробиологических исследований, а также собственно исследования проводят по ГОСТ 9225-84 «Молоко  и молочные продукты. Методы микробиологического  анализа». Пробы для физико-химических исследований маркируют, при необходимости  консервируют и хранят в соответствии с ГОСТ 13928-84.

     Для установления сортности в средних  пробах молока в соответствии с ГОСТ 13264-88 определяют кислотность, содержание жира, плотность, степень чистоты, бактериальную  обсемененность и содержание соматических клеток. При приемке молока, которое  в соответствии с санитарными  и ветеринарными правилами должно быть пастеризовано в хозяйстве, проводят испытания на эффективность  пастеризации по ГОСТ 3623-74 «Молоко и  молочные продукты. Методы определения  пастеризации». Средние пробы необходимо хранить до конца исследований. Для  испытания пробы хранят не более 4 ч при температуре не выше 6°  С.

Информация о работе Гигиеническая экспертиза товаров: цель, задачи, показатели, методы оценки. Нормативная и правовая база гигиенической экспертизы