Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа
Целью данной работы является оценка и формирование конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке города Владивосток.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие взаимосвязанные задачи:
- изучили теоретические положения, характеризующие сущность конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке;
- исследование рынка общественного питания;
- факторы, влияющие на формирование рынка общественного питания;
- провели оценку показателей качества общественного питания;
- определили основные направления повышения конкурентоспособности общественного питания.
Введение……………………………………………………………………………….…..3
1 Анализ конкурентоспособности товаров и услуг……………………………….……....4
1.1 Особенности оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….…...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров и услуг…………..…….….8
1.3 Принципы и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……….…11
1.4 Выводы по главе………………………………………………………………….….18
2 Исследование показателей качества и расчет конкурентоспособности услуг мест
общественного питания г. Владивосток………………………………………….…….20
2.1 Состояние рынка общественного питания…………………………………..……..20
2.2 Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества
общественного питания г. Владивосток……………………………………….…...23
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности мест
общественного питания……………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………….……………..32
- количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;
- особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);
- информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.;
- период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;
- длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;
- характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;
- экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;
- характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;
-
численный состав сотрудников, участвующих
в процессе обслуживания, а также их профессионально-
- этические качества обслуживания - ответственность, вежливость, чуткость и др.;
- эстетические качества обслуживания - комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др.
В таких местах общественного питания как, рестораны, высокоразрядное кафе, качество обслуживания отображают следующие характеристики:
- широкий ассортимент блюд и напитков;
- приготовление блюд из свежих, высококачественных или редких продуктов, требующих особой обработки и точной рецептуры;
- неукоснительное соблюдение всех технологий приготовления пищи;
- высокий уровень профессиональной подготовки работников важнейших служб;
- комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания;
- этика и предупредительность обслуживающего персонала;
- продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы и др.
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности
общественного питания
Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.
Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов).[22]
В качестве экспертов принимали участие в анкетировании десять специалистов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения.
При ранжировании некоторые специалисты присваивают одинаковые ранги нескольким показателям. В этом случае ранги рассчитываются как среднее значение соответствующих мест, а оставшимся показателям присваиваются последующие ранги.
Для оценки экспертов выбираем услуги предоставляемые общественным питанием. Показатели качества и услуги, которые участвуют в анкетировании: x1 -качество пищи; x2 - количество пищи; x3 - набор блюд в меню; x4 – разнообразие в меню; x5 - качество напитков; x6 - чистота помещения; x7 - методы обслуживания; x8 - заказы и система оплаты; x9 - профессиональная пригодность персонала; x10 - комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания; x11 - продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы; x12 - ценовая политика.
Таблица 1 – Результаты экспертной оценки показателей качества
Шифр экспертов, (m) | Ранговые оценки показателей качества, хi (n) | ∑р. | Тi | |||||||||||
x1 | х2 | х3 | х4 | х5 | х6 | х7 | х8 | х9 | х10 | х11 | х12 | |||
1 | 1 | 2 | 6 | 7 | 3 | 11 | 10 | 4 | 12 | 8 | 9 | 5 | 78 | 0 |
2 | 1 | 2 | 7 | 6 | 4 | 11 | 10 | 3 | 12 | 9 | 8 | 5 | 78 | 0 |
3 | 2 | 1 | 7 | 5 | 4 | 12 | 11 | 3 | 10 | 9 | 8 | 6 | 78 | 0 |
4 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 | 11 | 9 | 10 | 12 | 8 | 7 | 3 | 78 | 0 |
5 | 3 | 2 | 7 | 4 | 5 | 12 | 8 | 11 | 10 | 9 | 6 | 1 | 78 | 0 |
6 | 1 | 2 | 8 | 4 | 5 | 11 | 6 | 9 | 10 | 12 | 7 | 3 | 78 | 0 |
7 | 2 | 3 | 6 | 4 | 5 | 11 | 8 | 10 | 12 | 9 | 7 | 1 | 78 | 0 |
8 | 2 | 1 | 5 | 6 | 4 | 12 | 7 | 11 | 10 | 9 | 8 | 3 | 78 | 0 |
9 | 2 | 3 | 6 | 5 | 4 | 12 | 7 | 11 | 10 | 8 | 9 | 1 | 78 | 0 |
10 | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 9 | 10 | 11 | 12 | 7 | 8 | 3 | 78 | 0 |
Si | 17 | 19 | 62 | 51 | 44 | 112 | 86 | 83 | 110 | 88 | 77 | 31 | ||
nm - Si | 103 | 101 | 58 | 69 | 76 | 8 | 34 | 37 | 10 | 32 | 43 | 89 | ||
Yi | 0.156 | 0.153 | 0.087 | 0.104 | 0.115 | 0.012 | 0.051 | 0.056 | 0.015 | 0.048 | 0.07 | 0.134 | ||
Yio | 0,4 | 0,39 | 0,22 | 0,26 | 0,29 | 0,34 | ||||||||
δio | 1,8 | 1,7 | 1 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | ||||||||
(Si – S) | -48 | -46 | -3 | -14 | -21 | 47 | 21 | 18 | 45 | 23 | 12 | -34 | ||
(Si – S)2 | 2304 | 2116 | 9 | 196 | 441 | 2209 | 441 | 324 | 2025 | 529 | 144 | 1156 | =11762 |
Сумма рангов рассчитывается следующим образом:
Ri= 0, 5*n (n + 1)
где n=12 (число показателей качества, сумма рангов по вертикали). Ri =78.
Sin= (m1 + m2 + m3 + … + m10) – сумма рангов по вертикали
Si1= (1 + 1 + 2 + 2 + 3 + 1 + 2 + 2 + 2 + 1)=17 ; Si2=19; Si3=62; Si4=51; Si5=44; Si6=112; Si7=86; Si8=83; Si9=110; Si10=88; Si11=77; Si12=31.
Yi= (m*n – Sin)/ (0, 5*n*m (n – 1))
Yi1=0,156; Yi2=0,153; Yi3=0,087; Yi4=0,104; Yi5=0,115; Yi6=0,012; Yi7=0,051; Yi8=0,056; Yi9=0,015; Yi10=0,048; Yi11=0,07; Yi12=0,134.
Наиболее значимые показатели: Yi1=0,156; Yi2=0,153; Yi3=0,087; Yi4=0,104; Yi5=0,115; Yi12=0,134 так как Yi>1/n (Yi>0, 08334).
Для наиболее значимых показателей определяем коэффициенты значимости:
Yion= (m*n-Sin)/ (m*n*no-∑Sin)
где no=4;
∑Sin= (17+19+62+51+44+31) =224
Yio1=0,4; Yio2=0,39; Yio3=0,22; Yio4=0,26; Yio5=0,29; Yio12=0,34.
Далее определяем относительную весомость δio оставленных показателей:
δio =Yio/Yiomin
δio1=1,8; δio2=1,7; δio3=1; δio4=1,1; δio5=1,3; δio12=1,5.
Оценка общей согласованности мнений экспертов проводится путем вычисления коэффициента конкординации, W.
W= ∑(Si – S)2/ (1/12*(m)2*(n3-n)-m*∑Тi)
W=11762/14300=0,822.
Коэффициент конкординации измеряется в пределах от 0 до 1, W=0,34.
Находим критерий Пирсона х2, для оценки значимости показателей:
х2= W*m(n-1), х2=90,42.
Зная
величину критерия Пирсона, сравниваем
ее с табличным значением х2(рас.)
По диаграмме, представленной на рисунке, можно сказать, основываясь на полученные данные, что, по – мнению экспертов наиболее важные показатели качества это: качество пищи; количество пищи; набор блюд в меню; разнообразие в меню; качество напитков; ценовая политика. Наименьшие оценки, по результатам, набрали следующие показатели: чистота помещения; методы обслуживания; заказы и система оплаты; профессиональная пригодность персонала; комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания; продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы.
После ранжирования выбираются наиболее значимые показатели: качество пищи; количество пищи; набор блюд в меню; разнообразие в меню; качество напитков; ценовая политика.
На основе полученной информации составляется анкета для определения комплексной оценки качества услуг общественного питания следующих заведений: ресторан «Street bar», ресторан европейской кухни «Studio Coffee», ресторанный комплекс «Лесная заимка».
В
анкетировании принимали
Полученные с помощью анкет данные заносятся в таблицу для последующего расчета, алгоритм которого представлен ниже.
Определение коэффициента весомости показателей и расчета комплексного показателя и оценки уровня качества.
Расчет этих показателей приведен в таблицах. Для этого сумму каждого показателя, оцененную экспертами, делят на сумму показателей всех свойств.
Затем рассчитывается средняя оценка свойств:
Бi=∑Бij/10
где Бi – средняя оценка свойств;
∑Бij – сумма баллов по каждому свойству;
10 – количество экспертов.
Затем рассчитывается среднезвешанная оценка показателя:
Бimi= Бi*mi
где Бimi – среднезвешанная оценка показателя;
Бi – средняя оценка показателей;
mi – коэффициент весомости показателей.
Комплексный показатель складывается из всех среднезвешанных:
Кi=∑(Бimi)
где Кi – комплексный показатель;
∑(Бimi) – сумма среднезвешанных оценок показателей.
Оценка уровня качества рассчитывается по формуле:
Кk=Кi./К
где Кk – конкурентоспособность;
Кi – комплексный показатель оцениваемой модели;
К – эталон равный пяти баллам.
Результаты бальных оценок услуг общественного питания заведений представлены в таблицах 2, 3, 4.
Таблица 2 – Результаты балльной оценки ресторанного комплекса «Лесная Заимка»
Показатели качества | Оценка j -эксперта | ∑Бij | Бi | mi | Бimi | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 35 | 3,5 | 0,11 | 0,385 |
2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 43 | 4,3 | 0,2 | 0,86 |
3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 35 | 3,5 | 0,11 | 0,385 |
4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 43 | 4,3 | 0,2 | 0,86 |
5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 43 | 4,3 | 0,2 | 0,86 |
6 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 37 | 3,7 | 0,18 | 0,666 |
∑Бj | 25 | 24 | 22 | 23 | 26 | 25 | 27 | 26 | 25 | 26 | 236 | 1 | Кi=4,481
Кk=0,896 |
Информация о работе Формирование конкурентоспособности общественного питания