Формирование конкурентоспособности общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и формирование конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке города Владивосток.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие взаимосвязанные задачи:
- изучили теоретические положения, характеризующие сущность конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке;
- исследование рынка общественного питания;
- факторы, влияющие на формирование рынка общественного питания;
- провели оценку показателей качества общественного питания;
- определили основные направления повышения конкурентоспособности общественного питания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3
1 Анализ конкурентоспособности товаров и услуг……………………………….……....4
1.1 Особенности оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….…...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров и услуг…………..…….….8
1.3 Принципы и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……….…11
1.4 Выводы по главе………………………………………………………………….….18
2 Исследование показателей качества и расчет конкурентоспособности услуг мест
общественного питания г. Владивосток………………………………………….…….20
2.1 Состояние рынка общественного питания…………………………………..……..20
2.2 Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества
общественного питания г. Владивосток……………………………………….…...23
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности мест
общественного питания……………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………….……………..32

Работа содержит 1 файл

Анализ общественного питания.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     - количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;

     - особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);

     - информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.;

     - период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;

     - длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;

     - характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;

     - экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;

     - характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;

     - численный состав сотрудников, участвующих в процессе обслуживания, а также их профессионально-квалификационные характеристики, включая умение, мастерство, опыт, коммуникабельность;

     - этические качества обслуживания - ответственность, вежливость, чуткость и др.;

     - эстетические качества обслуживания - комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др.

     В таких местах общественного питания  как, рестораны, высокоразрядное кафе, качество обслуживания отображают следующие  характеристики:

     - широкий ассортимент блюд и напитков;

     - приготовление блюд из свежих, высококачественных или редких продуктов, требующих особой обработки и точной рецептуры;

     - неукоснительное соблюдение всех технологий приготовления пищи;

     - высокий уровень профессиональной подготовки работников важнейших служб;

     - комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания;

     - этика и предупредительность обслуживающего персонала;

     - продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы и др.

     2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности

           общественного питания  

     Экспертный  метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.

     Экспертный  метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов).[22]

     В качестве экспертов принимали участие  в анкетировании десять специалистов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения.

     При ранжировании некоторые специалисты присваивают одинаковые ранги нескольким показателям. В этом случае ранги рассчитываются как среднее значение соответствующих мест, а оставшимся показателям присваиваются последующие ранги.

     Для оценки экспертов выбираем услуги предоставляемые общественным питанием.  Показатели качества и услуги, которые участвуют в анкетировании: x1 -качество пищи; x2 - количество пищи; x3 - набор блюд в меню; x4 – разнообразие в меню; x5 - качество напитков; x6 - чистота помещения; x7 - методы обслуживания; x8 - заказы и система оплаты; x9 - профессиональная пригодность персонала; x10 - комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания; x11 - продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы; x12 - ценовая политика.

Таблица 1 – Результаты экспертной оценки показателей качества

Шифр  экспертов, (m) Ранговые  оценки показателей качества, хi (n) ∑р. Тi
x1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 х10 х11 х12
1 1 2 6 7 3 11 10 4 12 8 9 5 78 0
2 1 2 7 6 4 11 10 3 12 9 8 5 78 0
3 2 1 7 5 4 12 11 3 10 9 8 6 78 0
4 2 1 6 5 4 11 9 10 12 8 7 3 78 0
5 3 2 7 4 5 12 8 11 10 9 6 1 78 0
6 1 2 8 4 5 11 6 9 10 12 7 3 78 0
7 2 3 6 4 5 11 8 10 12 9 7 1 78 0
8 2 1 5 6 4 12 7 11 10 9 8 3 78 0
9 2 3 6 5 4 12 7 11 10 8 9 1 78 0
10 1 2 4 5 6 9 10 11 12 7 8 3 78 0
Si 17 19 62 51 44 112 86 83 110 88 77 31    
nm - Si 103 101 58 69 76 8 34 37 10 32 43 89    
Yi 0.156 0.153 0.087 0.104 0.115 0.012 0.051 0.056 0.015 0.048 0.07 0.134    
Yio 0,4 0,39 0,22 0,26 0,29             0,34    
δio  1,8 1,7 1 1,1 1,3             1,5    
(Si – S) -48 -46 -3 -14 -21 47 21 18 45 23 12 -34    
(Si – S)2 2304 2116 9 196 441 2209 441 324 2025 529 144 1156 =11762  

     Сумма рангов рассчитывается следующим образом:

Ri= 0, 5*n (n + 1)

     где  n=12 (число показателей качества, сумма рангов по вертикали). Ri =78.

     Sin= (m1 + m2 + m3 + … + m10) – сумма рангов по вертикали

     Si1= (1 + 1 + 2 + 2 + 3 + 1 + 2 + 2 + 2 + 1)=17 ; Si2=19; Si3=62; Si4=51; Si5=44; Si6=112; Si7=86; Si8=83; Si9=110; Si10=88; Si11=77; Si12=31.

Yi= (m*n – Sin)/ (0, 5*n*m (n – 1))

     Yi1=0,156; Yi2=0,153; Yi3=0,087; Yi4=0,104; Yi5=0,115; Yi6=0,012; Yi7=0,051; Yi8=0,056; Yi9=0,015; Yi10=0,048; Yi11=0,07; Yi12=0,134.

     Наиболее  значимые показатели: Yi1=0,156; Yi2=0,153; Yi3=0,087; Yi4=0,104; Yi5=0,115; Yi12=0,134 так как Yi>1/n (Yi>0, 08334).

     Для наиболее значимых показателей определяем коэффициенты значимости:

Yion= (m*n-Sin)/ (m*n*no-∑Sin)

       где no=4;

     ∑Sin= (17+19+62+51+44+31) =224

     Yio1=0,4; Yio2=0,39; Yio3=0,22; Yio4=0,26; Yio5=0,29; Yio12=0,34.

     Далее определяем относительную весомость  δio оставленных показателей:

δio =Yio/Yiomin

     δio1=1,8; δio2=1,7; δio3=1; δio4=1,1; δio5=1,3; δio12=1,5.

     Оценка  общей согласованности мнений экспертов  проводится путем вычисления коэффициента конкординации, W.

W= ∑(Si – S)2/ (1/12*(m)2*(n3-n)-m*∑Тi)

     W=11762/14300=0,822.

     Коэффициент конкординации измеряется в пределах от 0 до 1, W=0,34.

     Находим критерий Пирсона х2, для оценки значимости показателей:

х2= W*m(n-1), х2=90,42.

     Зная  величину критерия Пирсона, сравниваем ее с табличным значением х2(рас.)=90,42 и х2(табл.)=24,7, где х2(рас.)> х2(табл.). Данное неравенство выполняется, следовательно, имеется согласованность экспертов.

         По диаграмме, представленной на рисунке, можно сказать, основываясь на полученные данные, что, по – мнению экспертов наиболее важные показатели качества это: качество пищи; количество пищи; набор блюд в меню; разнообразие в меню; качество напитков; ценовая политика. Наименьшие оценки, по результатам, набрали следующие показатели: чистота помещения; методы обслуживания; заказы и система оплаты; профессиональная пригодность персонала; комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания; продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы.

         

     После ранжирования выбираются наиболее значимые показатели: качество пищи; количество пищи; набор блюд в меню; разнообразие в меню; качество напитков; ценовая политика.

     На  основе полученной информации составляется анкета для определения комплексной оценки качества услуг общественного питания следующих заведений: ресторан «Street bar», ресторан европейской кухни «Studio Coffee», ресторанный комплекс «Лесная заимка».

     В анкетировании принимали участие  десять экспертов – специалистов. Экспертную оценку осуществляли по пяти бальной шкале.

     Полученные  с помощью анкет данные заносятся в таблицу для последующего расчета, алгоритм которого представлен ниже.

     Определение коэффициента весомости показателей  и расчета комплексного показателя и оценки уровня качества.

     Расчет  этих показателей приведен в таблицах. Для этого сумму каждого показателя, оцененную экспертами, делят на сумму показателей всех свойств.

     Затем рассчитывается средняя оценка свойств:

Бi=∑Бij/10

         где Бi – средняя оценка свойств;

         ∑Бij – сумма баллов по каждому свойству;

         10 – количество  экспертов.

         Затем рассчитывается среднезвешанная оценка показателя:

         Бimi= Бi*mi

         где Бimi – среднезвешанная оценка показателя;

         Бi – средняя оценка показателей;

         mi – коэффициент весомости показателей.

         Комплексный показатель складывается из всех среднезвешанных:

         Кi=∑(Бimi)

         где Кi – комплексный показатель;

         ∑(Бimi) – сумма среднезвешанных оценок показателей.

         Оценка уровня качества рассчитывается по формуле:

         Кki./К

         где Кk – конкурентоспособность;

         Кi – комплексный показатель оцениваемой модели;

         К – эталон равный пяти баллам.

         Результаты бальных оценок  услуг общественного питания заведений представлены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2 – Результаты балльной оценки ресторанного комплекса «Лесная Заимка»

Показатели  качества Оценка j -эксперта ∑Бij Бi mi Бimi
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5 4 3 4 5 4 5 4 5 5 35 3,5 0,11 0,385
2 4 4 5 4 5 5 4 4 4 4 43 4,3 0,2 0,86
3 3 4 3 4 5 4 5 3 4 4 35 3,5 0,11 0,385
4 4 4 5 4 4 5 4 5 4 4 43 4,3 0,2 0,86
5 5 4 3 3 4 4 5 5 5 5 43 4,3 0,2 0,86
6 4 4 3 4 3 3 4 5 3 4 37 3,7 0,18 0,666
∑Бj 25 24 22 23 26 25 27 26 25 26 236   1 Кi=4,481

Кk=0,896

Информация о работе Формирование конкурентоспособности общественного питания