Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа
Целью данной работы является оценка и формирование конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке города Владивосток.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие взаимосвязанные задачи:
- изучили теоретические положения, характеризующие сущность конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке;
- исследование рынка общественного питания;
- факторы, влияющие на формирование рынка общественного питания;
- провели оценку показателей качества общественного питания;
- определили основные направления повышения конкурентоспособности общественного питания.
Введение……………………………………………………………………………….…..3
1 Анализ конкурентоспособности товаров и услуг……………………………….……....4
1.1 Особенности оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….…...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров и услуг…………..…….….8
1.3 Принципы и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……….…11
1.4 Выводы по главе………………………………………………………………….….18
2 Исследование показателей качества и расчет конкурентоспособности услуг мест
общественного питания г. Владивосток………………………………………….…….20
2.1 Состояние рынка общественного питания…………………………………..……..20
2.2 Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества
общественного питания г. Владивосток……………………………………….…...23
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности мест
общественного питания……………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………….……………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1
Анализ конкурентоспособности
1.1 Особенности оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….…...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров и услуг…………..…….….8
1.3 Принципы и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……….…11
1.4 Выводы по главе…………………………………………………………………
2
Исследование показателей
общественного питания г. Владивосток………………………………………….……
2.1 Состояние рынка общественного питания…………………………………..……..20
2.2 Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества
общественного питания г.
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности мест
общественного питания………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….……………
Введение
Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей.
В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. На рынке общественного питания города Владивостока за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано внутренними факторами развития торговли.
В
этих условиях успех хозяйствующего
субъекта напрямую зависит от достижения
конкурентоспособности и
Целью данной работы является оценка и формирование конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке города Владивосток.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие взаимосвязанные задачи:
- изучили теоретические положения, характеризующие сущность конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке;
- исследование рынка общественного питания;
-
факторы, влияющие на
-
провели оценку показателей
- определили основные направления повышения конкурентоспособности общественного питания.
Объектом исследования является места общественного питания, предоставляемые на рынке города Владивосток.
Предметом
определена конкурентоспособность
мест общественного питания на рынке города
Владивосток.
1
Анализ конкурентоспособности
1.1 Понятие конкурентоспособности товаров и услуг
В
условиях рынка удовлетворенность
конкретного потребителя
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно.[1]
Каждый
покупатель приобретает тот товар,
который максимально
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.[3]
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
1.2
Особенности оценки
Динамично
развивающийся рынок и
Конкурентоспособность - это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа.[4]
Одной из важнейших целей оценки конкурентоспособности является повышение эффективности деятельности фирмы.
На
сегодняшний день не существует однозначного
определения
В экономической литературе приводится несколько методик оценки конкурентоспособности предприятий сферы производства товаров, но большинство из них не дает полного объема информации, либо не могут применяться ко всем видам деятельности. В основе таких методик лежит использование различных коэффициентов и показателей. К таким методикам можно отнести: многоугольник конкурентоспособности, матричный метод, метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара и услуги предприятия, метод, основанный на теории эффективной конкуренции и др.
Относительно
методик оценки конкурентоспособности
предприятий сферы услуг
Действительно, если перед приобретением покупатель может внимательно рассмотреть товары, оценить, а в некоторых случаях даже попробовать, то потрогать услугу покупатель, конечно не может. Единственное, на что может положиться потребитель - это на мнение других людей, которым уже доводилось воспользоваться услугами этой фирмы. Все товары, произведенные в какой-то период времени, могут быть приобретены и потреблены в будущем. При этом товары не утрачивают своих свойств и не видоизменяются. Услуги же потребляются в момент их производства и не могут храниться. К тому же услуги неотделимы от своего источника, потребитель становится вовлеченным в процесс производства и оказания услуги. Товар существует независимо от производителя, потребитель приобретает уже конечный результат в виде готовой продукции. Что касается стандартов качества, то и здесь услуга существенно отличается от товара. К товарам предъявляются жесткие требования относительно их качества. Зачастую потребитель уже хорошо знаком с товаром и удовлетворен его качеством. Менее качественный товар не будет пользоваться таким спросом. Оценить качество услуги можно только после оказания. Потребитель не всегда будет удовлетворен результатом и это связано, прежде всего, с тем, что источником оказания услуг являются люди. Человеческий фактор оказывает большое влияние на качество и стандартизацию услуг.[5]
Наиболее распространенное направление анализа конкурентоспособности – это сравнительная оценка конкурентоспособности продукта данной фирмы. Такую оценку на практике провести наиболее легко, так как информация о потребительских свойствах и эксплуатационных характеристиках продуктов является доступной. Проводя исследование потребителей, торговых организаций, можно получить информацию о престижности торговых марок, предпочтениях потребителей, рыночной доле и т.д.
Оценка конкурентоспособности фирмы – гораздо более сложная задача. Проблемность такой оценки усугубляется невозможностью во многих случаях законными способами получить достоверную информацию о различных аспектах производственно-хозяйственной деятельности конкурентов.[6]
Вследствие
этого представляет определенный интерес
оценка изменения
Однако и такая неполная информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности, проанализировать улучшение или ухудшение в целом рыночной позиции фирмы. К тому же при использовании данного подхода не требуется информация о деятельности фирм-конкурентов.
Безусловно, создание универсальной методики оценки конкурентоспособности, применимой для любых фирм, вероятно, представляет собой невыполнимую задачу. Фирмы характеризуются разными сферами деятельности, различиями в производстве и сбыте, разными продуктами, имеющими несравнимые параметры. Речь, скорее, может идти только о неких общих методических подходах, которые в различных случаях могут воплощаться во множество конкретных методик оценки конкурентоспособности.
Все
вышеперечисленное доказывает сложность
оценки качества услуги, а как следствие
- и сложность оценки конкурентоспособности
самого предприятия, оказывающего услуги.
Сфера услуг сегодня стремительно развивается
и совершенствуется. Услуги сегодня являются
достаточно востребованными. Это является
причиной появления большого количества
предприятий, работающих в данной сфере.
С каждым днем конкуренция среди них усиливается
и управленческому аппарату приходится
постоянно разрабатывать способы повышения
конкурентоспособности. Для того, чтобы
определить способы и пути повышения конкурентоспособности
отдельно взятой фирмы, прежде всего, необходимо
провести анализ и дать оценку конкурентоспособности,
выявить внутренние сильные и слабые стороны.
Это те ключевые компоненты, которые должны
быть рассмотрены перед выработкой дальнейшей
конкурентной стратегии. Только располагая
данными о рыночной ситуации и собственном
уровне конкурентоспособности, предприятие
сможет принять правильное решение о стратегии
последующего развития.[4]
Информация о работе Формирование конкурентоспособности общественного питания