Формирование ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров.
Предмет изучения – ассортимент товаров.
Цель работы – изучить являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров и пути совершенствования факторы формирования оптимального ассортимента товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 4
1 Факторы формирования ассортимента товаров……………………………. 6
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента …………………........ 6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров …………….. 15
2 Потребности как фактор формирования оптимального ассортимента товаров………………………………………………………………………….. 19
2.1 Спрос как способ выражения потребностей населения…………………. 19
2.2 Прогнозирование покупательского спроса: методы и приемы прогнозирования……………………………………………………………….. 24
3 Исследование факторов формирования ассортимента товаров в ОАО «ЦУМ-Минск»…………………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список используемых источников……………………………………………. 39
Приложение А Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации………………………………………………... 41
Приложение Б Графическое представление распределения товаров на области А, В, С……………………………………………...... 42
Приложение В График зависимости объемов продаж от структуры торгового ассортимента……………………………………... 43
Приложение Г Обязательный ассортиментный перечень товаров секции «Инструменты»………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

   Оршанский инструментальный завод  – предприятие  в своем роде уникальное.  Созданное  в 1974 году для выпуска металлорежущего  инструмента, оно по сей день остается единственным в Беларуси производством  этой специализации. В перечне производственных инструментов предприятия около 5 тысяч наименований.

     В 1992 году отличный имидж Оршанского  инструментального завода и качество  производимой на нем продукции  были отмечены почетной наградой  «Золотая арка Европы». За прошедшие  18 лет требования к качеству  инструмента изменились. Однако технологические возможности предприятия, опыт и квалификация персонала позволяют выпускать современную продукцию, способную удовлетворить разнообразные нужды потребителей в инструменте и услугах по металлообработке.Уже сегодня предприятие сотрудничает более чем с 500 постоянными покупателями, ежемесячно отправляет изделия по 250 адресам. Значительно вырос экспорт продукции. Его доля в общем объеме производства – 25-27 процентов.

   Недавно коллектив предприятия освоил выпуск продукции совместно с израильской  фирмой «ISCAR» и южнокорейской «TaeguTec». Она поставляется на ряд крупных предприятий Беларуси, среди которых Минский тракторный и Минский мотороремонтный заводы, предприятие «Гомсельмаш», «БелАЗ» и другие.[22]

   Кроме того следует также отметить, что  в Республике Беларусь активно развивается  порошковая   металлургия   -   одно   из  наиболее  эффективных направлений  создания  новых перспективных материалов и производства изделий  на их основе. Базовый вариант технологии включает получение порошков,   формование   заготовок,   их  спекание  и  окончательную обработку  (калибровка,  доуплотнение,  термообработка  и т.п.), что позволяет  получать  готовые  изделия  необходимой прочности, точных размеров   и   сложной   формы,   как  правило,  без  дополнительной механической обработки.

     Порошковой металлургией производят  материалы и изделия, которые  либо  невозможно  получить традиционными  металлургическими методами, либо   их   изготовление   этим   методом   обходится  дешевле,  чем традиционным  способом.  К  первым относятся: тугоплавкие  материалы и твердые сплавы; композиционные  многокомпонентные материалы триботехнического,    электротехнического назначения;   пористые  материалы  и изделия.  К изделиям второй   группы   относятся,   в  основном,  конструкционные  детали. При  этом по сравнению с обработкой  резанием повышается коэффициент  использования материала в 1,5-2  раза,  снижается трудоемкость  изготовления и потери металла  в стружку.   Практически   нет  такой  отрасли  в   народном  хозяйстве республики,  где  не  находили  бы  применение  изделия,  полученные методами   порошковой  металлургии.  Значительные  достижения  в области порошковой  металлургии были получены   в   Белорусском  государственном   научно-производственном концерне  порошковой  металлургии,  а   также  другими,  в  том  числе исследовательскими   и   вузовскими   организациями   республики,  в результате  выполнения  заданий  республиканских  и государственных научно-технических  программ,  работ  по программе фундаментальных и поисковых  исследований.  Так,  разработаны  фрикционные материалы и организовано  их  производство на основе порошка железа, в том числе стали ШХ-15.

   Основными факторами, препятствующими развитию порошковой металлургии, являются:  морально  и  физически устаревшее прессовое оборудование,  следствием  чего возможно изготовление деталей только простой формы, их низкая размерная точность и плотность, требующая в ряде  случаев  дополнительной  операции  -  калибровки; относительно высокая  стоимость  порошков  железа  и  низколегированных сталей по сравнению с ценой проката (прутков, листов) черных металлов, что при мелкосерийном и  серийном   производстве   делает   экономически нецелесообразной   замену   мехобработки  на  технологию  порошковой металлургии при изготовлении конструкционных деталей простой формы.

   На  производственном республиканском  унитарном предприятии «Молодеченский завод порошковой металлургии» износ  оборудования составляет 96 процентов, обновление материально-технической  базы предприятия осуществляется только за счет собственных средств. Такая  же ситуация на действующих специализированных  участках порошковой металлургии: ГП «БелОМО», АО «БАТЭ». Ряд участков прекратил существование: АО «Бобруйскагромаш», ГП ПО «Радиоволна», ОАО «Мотовело».[23]

   Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что в Республике Беларусь достаточно производственных возможностей для изготовления различного рода инструмента, ассортимент которого удовлетворит не только потребности населения  внутри страны, но и позволит импортировать  продукцию в соседние страны. Однако следует помнить, что производственное оборудование морально и физически  устарело и требует замены.

      В ОАО «ЦУМ-Минск» секции «Инструменты» используются такие методы стимулирования сбыта как:

  • свободная демонстрация и возможность проверки (эксплуатации, использования) продукта;
  • предоставление  гарантии на товар;
  • образование пакета из нескольких продуктов со скидкой;
  • объявления по радио о новых поступлениях и акциях;
  • продажа товаров в кредит;
  • приём предварительных заказов;
  • внемагазинная форма продажи:
    • установка мелкой розницы в местах интенсивного покупательского потока;
    • выезды на рынки для организации встречной торговли;
    • организация ярмарок и базаров.
  • дополнительные услуги.

   Свободная демонстрация и проверка продукта позволяет преодолеть невосприимчивость к новому, непривычному продукту.

   Гарантии  – письменное или устное заверение  продавца, что товар будет пригоден к употреблению в течение определенного  времени и что в противном  случае продавец восстановит качество товара или вернет покупателю деньги.

   Пакет из нескольких продуктов со скидкой способствует быстрому увеличению объемов продаж.

   Объявления  по радио о новых поступленияхи  акциях позволяет донести важную информацию до посетителей магазина.

      Приём предварительных заказов позволяет уменьшить складские запасы товаров, не пользующихся регулярным спросом, и поставлять их по мере необходимости для населения.

      Внемагазинная форма продажи позволяет расширить круг потребителей и тем самым увеличить объём продаж.

      Что касается дополнительных услуг, то в ОАО «ЦУМ Минск» оказывается покупателям 60 видов дополнительных услуг, в том числе 25 бесплатных и 35 платных.

      Таким образом, можно утверждать, что в ОАО «ЦУМ Минск» используются различные методы стимулирования сбыта, которые способствуют формированию оптимального ассортимента товаров, тем самым увеличивая товарооборот и, следовательно, прибыль торговой организации.

      Следует также отметить что, мероприятия по стимулированию сбыта требуют огромной изобретательности. Магазину необходимо отвлечься от вопросов, связанных с ценовой политикой, и сконцентрировать внимание на тех мероприятиях, которые увеличивают добавленную стоимость марки. Мероприятия по стимулированию можно рассматривать как рекламу, но они отличаются гораздо большей гибкостью, и их  необходимо испытывать на небольших сегментах рынка и оценивать количественно.

   Для формирования спроса на товары в ОАО «ЦУМ-Минск» секции «Инструменты» используются следующие его методы:

  • способы рекламы:
    • телефонные справочники;
    • радиореклама;
    • внешняя реклама.
  • другие способы:
    • демонстрационный показ;
    • упаковка;
    • товарный знак и торговая марка.

   При помощи этих методов ОАО «ЦУМ-Минск» формирует или увеличивает спрос потенциальных потребителей на товар, что способствует продвижению этого товара на рынке и формированию его ассортимента в зависимости от потребностей населения.

   Материально-техническая  база торговой организации также  оказываетбольшое влияние на формирование оптимального ассортимента товаров. В ОАО «ЦУМ-Минск» вся торговая площадь универмага  разделена на торговые зоны-секции – своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Кроме того эти секции-залы могут автономно работать и осуществлять материальный учет и обслуживание покупателей независимо от работы (или блокирования) соседних секций.

   Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара.Причем зоны торговых секций четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе.Кроме того, каждая секция имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада, что позволяет хранить товар вблизи от торговой секции и экономить время при доставке товара со склада.

   Планировка  торгового центра дает возможность  применять различные технологии обслуживания грузопотоков: через рампу, склад накопитель, имеющие два автономных выхода к подъездным путям непосредственно в зону разгрузки, складирования и др.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  в ОАО «ЦУМ-Минск» секции «Инструменты» на формирование ассортимента товаров оказывает влияние большое количество различных факторов. К наиболее значимым следует отнести спрос и производство товаров, сырьевую и материально-техническую базу производства, производственные возможности изготовителей и специализацию торговой организации, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, а также материально-техническую базу торговой организации. Исследование данных факторов позволит создать оптимальный ассортимент товаров, а значит максимально удовлетворить потребности населения и получить наибольшую прибыль от продажи товаров.

 

                                                                                                                                                                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

  Таким образом, формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

  На  формирование оптимального ассортимента товаров оказывает влияние большое  количество различных факторов: общие (спрос и рентабельность) и специфические (сырьевая и материально-техническая  база производства, достижения научно-технического прогресса для промышленного  ассортимента, а для торгового  ассортимента — производственные возможности  изготовителей, специализация (класс  и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая  база торговой организации).

  В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов: обеспечение  соответствия ассортимента характеру  спроса, рациональное построение ассортимента товаров в магазине, обеспечение  достаточной широты и глубины  ассортимента, обеспечение устойчивости ассортимента товаров, обеспечение  устойчивости ассортимента товаров  в магазине. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине должен осуществляется поэтапно и с  учётом деятельности торгового предприятия  по его совершенствованию.

  Основным  фактором формирования оптимального ассортимента товаров являютсяпотребности населения. Потребности, подкреплённые покупательской способностью, представляют собой покупательский спрос. Покупательский спрос весьма динамичен, поскольку он формируется  под влиянием множества факторов: уровень цен на рассматриваемый  товар; уровень цен на товары, заменяющие данный товар в потреблении; уровень  цен на товары, дополняющие данный товар в потреблении; величина свободного дохода населения; традиции потребления; интенсивность рекламной деятельности; сезон года; ожидания потребителей;  демографические характеристики потенциальных  покупателей (пол, возраст, национальность, профессиональный состав, религиозные  взгляды и т.п.); экономические (доходы населения, уровень цен, инфляции); социальные (уровень образования, культуры, мода); природно–географические (климат, сезонность) и другие.

  Покупательский  спрос и формирование ассортимента в своем развитии взаимосвязаны. Соответственно, существенные изменения  в спросе должны сопровождаться изменениями  в сформированном ассортименте, чтобы  максимально удовлетворить потребности  населения. Для этого следует разнообразные методы изучения покупательского спроса: учет неудовлетворенного спроса;  учет реализованного спроса; изучение формирующегося спроса; учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся  в  продаже;  определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков; организация покупательских конференций; организация выставок-продаж и выставок-просмотров. Кроме того следует проводить активную деятельность, связанную с  прогнозированием спроса, чтобы наиболее точно сформировать оптимальный ассортимент и максимально удовлетворить потребности населения.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров