Формирование ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров.
Предмет изучения – ассортимент товаров.
Цель работы – изучить являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров и пути совершенствования факторы формирования оптимального ассортимента товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 4
1 Факторы формирования ассортимента товаров……………………………. 6
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента …………………........ 6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров …………….. 15
2 Потребности как фактор формирования оптимального ассортимента товаров………………………………………………………………………….. 19
2.1 Спрос как способ выражения потребностей населения…………………. 19
2.2 Прогнозирование покупательского спроса: методы и приемы прогнозирования……………………………………………………………….. 24
3 Исследование факторов формирования ассортимента товаров в ОАО «ЦУМ-Минск»…………………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список используемых источников……………………………………………. 39
Приложение А Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации………………………………………………... 41
Приложение Б Графическое представление распределения товаров на области А, В, С……………………………………………...... 42
Приложение В График зависимости объемов продаж от структуры торгового ассортимента……………………………………... 43
Приложение Г Обязательный ассортиментный перечень товаров секции «Инструменты»………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

    П — поступление товаров в период изучения;

    Зн - запасы товара на начало изучаемого периода;

       Д — документированный расход  товаров за анализируемый период, не являющийся продажей;

    Зк  — запасы на конец периода.

   Исходной  информацией для расчета реализованного спроса являются данные о запасах  на начало и конец изучаемого периода, могут быть привлечены и данные инвентаризации. Данные о поступлении товаров  берут из счетов-фактур и товарно-транспортных накладных.

   По  товарам с длительными сроками  хранения изучение реализованного спроса дополняется анализом состояния  товарных запасов. Данные об уровне, ассортиментной структуре товарных запасов позволяют  судить о тенденциях реализованного спроса, соответствии товарного обеспечения  структуре спроса покупателей, выявлять товары замедленной оборачиваемости.

   Изучение  неудовлетворенного спроса осуществляется путем фиксации запросов покупателей. При этом важно фиксировать не только наименование товара и степень  регулярности и массовости спроса, но и характеристики товара, такие  как цвет, размер, фасон, сорт и т.д. Средний размер покупки, умноженный на количество случаев неудовлетворенного спроса, позволяет получить его объем, т.е.: 

                                                  Сн = Рср*К,                                                  (2.2)  

       где Сн — величина неудовлетворенного спроса;

       Рср — средний размер покупки;

       К — количество случаев неудовлетворенного спроса за период изучения.

   Необходимость ведения учета неудовлетворенного спроса возникает из-за временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. В магазинах неудовлетворенный  спрос регистрируется в специальных  журналах. В них заносятся такие  данные: дата записи, наименование и  краткая характеристика товара, отсутствующего в продаже, отметка о принятых мерах по завозу. Неудовлетворенный  спрос можно изучать и по сведениям  книги заказов покупателей. Обычно в книги записывают заказы на товары достаточного ассортимента. В крупных  магазинах заказы рекомендуется  оформлять на специальных открытках, которые посылаются покупателям, когда  необходимый им товар завезен  в магазин.

   Формирующийся спрос на различные товары можно  изучать с помощью таких методов, как выставки-продажи, выставки-просмотры, опросы покупателей (устные и письменные), проведение дегустаций, а также путем  специальных наблюдений за ходом  продажи новых или мало известных  товаров. Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые  могут произойти в связи с  появлением в продаже новых товаров  или же расширением потребности  в товарах, спрос на которые уже  сложился. Учет формирующегося спроса на товары новых моделей, конструкций, изготовленных из новых материалов, позволит выявить отношение покупателей  к этим товарам и более точно  определить потребность в них. Обычно вопросами изучения формирующегося спроса занимаются работники универмагов и специализированных магазинов. В этих магазинах ведутся специальные журналы учета спроса на новые и малоизвестные товары.[17]

   Универсальным методом изучения всех видов спроса является анкетный опрос. Он осуществляется с помощью специальных анкет, содержащих четко сформулированные вопросы, на которые предлагается ответить покупателям. Эти вопросы могут  касаться не только исследуемого товара или товарной группы, но и относиться к самому опрашиваемому. При проведении опросов анкеты могут заполняться  самими покупателями или специально выделенным сотрудником. Во втором случае информация будет более достоверной. 

2.2 Прогнозирование  покупательского  спроса: методы и  приемы прогнозирования 

   Прогноз представляет собой аргументированное  предсказание будущего. Он содержит научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта прогнозирования, тенденциях его развития и сроках существования. Прогнозы обеспечивают информацию, которая уменьшает неопределенность в процессе оптимизации структуры  ассортимента, и помогают принимать  управленческие решения.

   Прогнозирование спроса — деятельность, включающая в себя сбор и анализ информации по факторам, определяющим параметры  спроса, моделирование возможных  вариантов развития спроса и выбор  наиболее оптимального варианта для  последующей оптимизации ассортимента.

   Количественные  прогнозы начинаются с определенной последовательности прошлых значений данных, описывающих динамику спроса и определяющих его факторов, а  затем применяется определенный набор математических правил, с помощью  которых предсказываются будущие  значения. Самая простая информация, которая может быть полезна при  определении спроса, это частота  совершения покупок, сумма, которая  тратится в неделю или месяц, наиболее часто покупаемые позиции.

   Если  по каким-либо причинам магазин не может  воспользоваться программным обеспечением, то информация о спросе может быть получена по результатам итоговых продаж и периодических опросов потребителей. При этом необходимо выяснить не только то, что потребитель купил, но и  что он намеревался приобрести в  результате посещения магазина. Разница  и будет соответствовать степени  удовлетворенности потребностей: чем  выше разница между намерением и  реальной покупкой, тем ниже степень  удовлетворенности покупателя и  тем менее оптимальным является ассортимент. Чтобы такие опросы не носили разового характера, следует  организовать постоянно действующую  систему, которая из месяца в месяц  поставляла бы информацию об удовлетворенности  потребителей и изменениях в спросе и на основе которой менеджер принимал бы правильные решения об оптимизации  структуры ассортимента.

   Приемы  количественного прогнозирования  можно разделить на две категории: анализ временных рядов и причинные  модели.

   Диализ  временных рядов позволяет установить направление и скорость развития спроса, определить основные причины  его динамики, а также оценить  формы перемен спроса в хронологически упорядоченных данных. Формы перемен  определяются в терминах одной из следующих четырех категорий:

    • длительные тренды;
    • циклические формы;
    • сезонные колебания;
    • случайный разброс.

   Длительный  тренд — это общее поведение  переменной (величины спроса) в течение  длительного периода времени.

   Циклическая форма предполагает подъемы и  падения, имеющие периодическую  природу. Эта форма простирается на несколько лет и не может  всегда рассчитываться с постоянной точностью на основе повторяемости  цикла. Циклическая форма имеет  отношение к общим циклам роста  и слада бизнеса, однако с некоторыми модификациями может применяться  и при прогнозировании спроса тех групп населения, которые  получают заработную плату (или социальные выплаты) по определенным числам месяца.

   Сезонные  колебания — это регулярные изменения  спроса, которое укладывается в период одного года или менее. Сезонные колебания  могут вызываться климатическими изменениями, общественными и религиозными традициями.

   Случайный разброс описывает динамику такого рода, когда изменения в структуре  спроса (продаж) имеют место, но они  не предсказуемы. Менеджеры не могут  опираться на случайный разброс  для предсказания будущих изменений  спроса.

   Все методы прогнозирования, основанные на анализе временных рядов, пытаются установить тенденцию изменения  спроса и перенести ее в будущее. Они используются только тогда, когда  прошлое является хорошим индикатором  будущего, т. е. когда внешнее окружение  относительно стабильно. Например, их применение целесообразно при расчете  сезонных колебаний спроса и длительных тенденций. Но в условиях высокой  неопределенности внешней среды, когда  спрос изменяется под действием  множества случайных разнонаправленных  факторов, модели временных рядов  не дают достаточно точных результатов. Прием прогнозирования, называемый причинным (казуальным) прогнозированием — это попытка предсказать  будущее поведение спроса (зависимой  переменной) с помощью анализа  определяющих его факторов, именуемых  независимыми переменными.

   В отличие от временных рядов казуальное прогнозирование не пытается перенести  тенденцию спроса в будущее, а  берется предсказать объем продаж, оценивая факторы, вызывающие изменения  параметров спроса. Таким образом, казуальные модели обеспечивают информирование не только о будущем состоянии спроса, но и о том, каким образом можно  повлиять на такую зависимую переменную, как объем продаж. Методы причинного прогнозирования позволяют сравнить альтернативные возможности развития ассортимента, обосновать и конкретизировать стратегию его развития, выявлять в перспективе потребность в повышении (или сокращении) уровня финансирования некоторых товарных позиций, определить возможности и пути снижения издержек обращения и т. д.

   Схематично  алгоритм казуального прогнозирования  можно описать как ряд последовательных этапов: 

   1) сбор информации о состоянии спроса и определяющих его факторах;

   2) анализ и интерпретация полученной информации;

   3) характеристика внешнего и внутреннего  воздействия, оказываемого на  величину и структуру спроса;

   4) моделирование вариантов развития событий, определяемых влиянием коррелирующих (воздействующих) факторов;

   5) рассмотрение и оценка возможных вариантов развития спроса;

   6) выбор и оптимизация рационального варианта прогноза;

   7) координация прогнозов.

   В общем виде методология казуального  прогнозирования представляет собой  предплановую разработку многовариантных  моделей развития торгового ассортимента и его окружения, формирующую  условия для оптимального планирования. Поэтому при осуществлении причинного прогнозирования функции менеджера  по оптимизации структуры ассортимента сведены к определению и последующей  разработке наиболее рационального  варианта прогноза. Основными инструментами  данного типа прогнозирования являются методы корреляционно-регрессионного анализа и линейного программирования. [18, с. 142]

  Таким образом, из всего указанного выше можно  утверждать, что потребности населения  являются основным фактором формирования оптимального ассортимента товаров. Потребности, подкреплённые покупательской способностью, представляют собой покупательский спрос. Покупательский спрос весьма динамичен, поскольку он формируется  под влиянием множества факторов: уровень цен на рассматриваемый  товар; уровень цен на товары, заменяющие данный товар в потреблении; уровень  цен на товары, дополняющие данный товар в потреблении; величина свободного дохода населения; традиции потребления; интенсивность рекламной деятельности; сезон года; ожидания потребителей;  демографические характеристики потенциальных  покупателей (пол, возраст, национальность, профессиональный состав, религиозные  взгляды и т.п.); экономические (доходы населения, уровень цен, инфляции); социальные (уровень образования, культуры, мода); природно–географические (климат, сезонность) и другие.

  Покупательский  спрос и формирование ассортимента в своем развитии взаимосвязаны. Соответственно, существенные изменения  в спросе должны сопровождаться изменениями  в сформированном ассортименте, чтобы  максимально удовлетворить потребности  населения. Для этого следует разнообразные методы изучения покупательского спроса: учет неудовлетворенного спроса;  учет реализованного спроса; изучение формирующегося спроса; учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся  в  продаже;  определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков; организация покупательских конференций; организация выставок-продаж и выставок-просмотров. Кроме того следует проводить активную деятельность, связанную с  прогнозированием спроса, чтобы наиболее точно сформировать оптимальный ассортимент, что позволит магазину сформировать оптимальный ассортимент товаров и максимально удовлетворить потребности населения.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров