Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа
Задачи курсовой работы – описать доступный для объектов торговли ассортимент мясных копченостей и охарактеризовать их классификацию, раскрыть значение и роль в питании данной группы товаров, охарактеризовать процесс формирования и сохранения качества и потребительских свойств мясных копченостей на всех стадиях технологического процесса, например, при производстве, упаковке и хранении субпродуктов, а также описать виды и формы товарной информации, используемой для идентификации мясных субпродуктов и охарактеризовать методы определения показателей качества мясных субпродуктов, проанализировать новые направления в совершенствовании ассортимента и качества данной группы мясных товаров.
Введение
1 Ассортимент и качество мясных субпродуктов
1.1 Роль в питании мясных субпродуктов
1.2 Классификация и характеристика ассортимента мясных субпродуктов
1.3 Потребительские свойства мясных субпродуктов
1.4 Пути обеспечения качества мясных субпродуктов
2 Ассортимент и качество мясных копченостей вырабатываемых и реализуемых в магазинах Адепт
2.1 Ассортимент мясных копченостей вырабатываемых и реализуемых в магазинах Адепт
2.2 Качество мясных копченостей вырабатываемых и реализуемых в магазинах Адепт
Заключение
Список литературы
Ассортиментный перечень магазинах «Адепт» разрабатывается с учетом следующих основных факторов: численности и половозрастного состава обслуживаемого населения, типа, месторасположения торгового предприятия, его торговой и складской площади, специализации близлежащих магазинов, форм и методов продажи товаров, сезонности.
Обязательный ассортиментный перечень товаров, включающий и мясные субпродукты, в магазинах «Адепт» оформляется по установленной форме.
В магазинах «Адепт» реализуется, на мой взгляд, довольно широкий ассортимент мясных субпродуктов, в частности, в данном магазине представлены субпродукты как I, так и II категорий.
Мясными субпродуктами I категории, реализуемыми в магазинах «Адепт» являются: языки свиные и говяжьи, печень свиная, говяжья и куриная, почки, мозги, сердце говяжье, свиное и баранье, вымя, диафрагма и мясокостные хвосты (говяжий). Наибольшую пищевую ценность среди данных субпродуктов имеют язык говяжий и телячий, печень, почки, мозги говяжьи и телячьи.
II категория мясных субпродуктов, реализуемых в магазинах «Адепт» включает в себя довольно большую группу субпродуктов. Наиболее ценными из этой группы являются: головы свиные и говяжьи без языков, ножки свиные, уши свиные, ножки говяжьи, мясокостный хвост, и желудок свиной, мясо пищевода (пикальное мясо).
Для создания широкого и устойчивого ассортимента мясных субпродуктов в магазинах «Адепт» необходимо организовать завоз из различных источников.
Основными источниками поступления мясных субпродуктов в данный магазин являются:
‒ районные оптовые базы и торгово-распределительные склады, межрайонные базы;
‒ предприятия агропромышленного комплекса;
‒ государственные и негосударственные мясокомбинаты;
‒ внесистемные оптовые базы.
2.2 Качество мясных копченостей вырабатываемых и реализуемых в магазинах Адепт
Изучение источников товароснабжения магазинах «Адепт» позволяет не только определить долю поступающих в него от каждого источника товаров, но и глубоко вникнуть в систему товароснабжения, а также формировать более рациональную организацию завоза товаров в изучаемый магазин.
Для рациональной организации товароснабжения мясными субпродуктами магазинов «Адепт» в нем четко соблюдается порядок представления заявок и обоснование в них количества и ассортимента мясных субпродуктов. Ответственность за своевременное составление и представление такой заявки несет руководитель – заведующая изучаемого магазина. Она осуществляет ежедневный контроль за наличием мясных субпродуктов (впрочем, как и иных товаров) в магазине и за соблюдением обязательного ассортиментного перечня.
Заявки составляют по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование мясного субпродукта и его краткая характеристика, единицы измерения, количество мясных субпродуктов к завозу, остаток мясных субпродуктов в магазине, отметка базы об исполнении заявки.
Важную роль в управлении ассортиментом товаров, в том числе и мясных субпродуктов, в магазинах «Адепт» играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.
Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.
Наряду со стандартами, ассортимент товаров, реализуемых в магазинах «Адепт», приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.
Согласно вышеперечисленным нормативно-техническим документам в магазинах «Адепт» осуществляется реализация и контроль качества различных товаров, в том числе и мясных субпродуктов. В частности, отдельные мясные субпродукты, реализуемые в магазинах «Адепт», в связи с наличием оставшейся в них крови, большим количеством весьма активных ферментов и микробной загрязненностью требуют тщательного контроля их качества. Данный контроль, на мой взгляд, в полной мере осуществляется в магазинах «Адепт».
Обработанные субпродукты в данном магазине реализуются без признаков порчи, тщательно очищенными от крови, загрязнений и, по-моему, удовлетворяют определенным требованиям по качеству обработки и отдельным органолептическим показателям. Например, язык говяжий и свиной в данном магазине реализуется освобожденным от жира, мышечной и соединительной тканей, гортани и лимфатических узлов.
Если в продаже имеются почки, то они реализуются целыми, коричневого цвета, без надрезов, капсулы, мочеточников и наружных кровеносных сосудов. Печень — без лимфатических узлов, крупных желчных протоков и желчного пузыря, коричневого или светло-красного цвета, с блестящей поверхностью, достаточно упругая. Мозги — целые, с неповрежденными оболочками, светло-серого цвета. Сердце — разрезано или надрезано вдоль, зачищено от выступающих кровеносных сосудов, темно-красного цвета и упругой консистенции. Вымя — разрезано на крупные куски, обезжирено, без остатков молока, светло-серого цвета. Свиные ножки – без рогового башмака, тщательно очищены от волос и щетины. Головы говяжьи и свиные — разрублены на симметричные части, без языка, мозгов, тщательно зачищены от волос, щетины и обгоревшего эпидермиса.
Не допускаются к реализации в магазинах «Адепт» оттаявшие и вторично замороженные субпродукты, с порезами и разрывами, потерявшие или изменившие цвет с поверхности.
Субпродукты для реализации в данный магазин транспортируют не более 12 часов. На дальние расстояния разрешается транспортировать только замороженные или соленые субпродукты. Для транспортирования субпродукты помещают отдельно по видам и термическому состоянию в чистые контейнеры, ящики и бочки, снабженные крышками. Печень обязательно транспортируют в водонепроницаемой таре. Мороженые субпродукты допускается транспортировать и в мешках из ткани, крафт-бумаги или рогожных кулях. Каждая партия субпродуктов, поступающая для реализации в магазины «Адепт» сопровождается документами установленной формы.
Хранят охлажденные субпродукты в магазинах «Адепт» на противнях или лотках, установленных в один ряд на стеллажах при температуре от 0 до 6 °С и относительной влажности воздуха 85 %; мороженые субпродукты в данном магазине могут храниться при этих же условиях до 48 часов. Однако некоторые разновидности мясных субпродуктов хранят в данном магазине при температуре от -12 до -25 °С в холодильных камерах и относительной влажности воздуха 95-98 %. Срок хранения мясных субпродуктов в данном случае возрастает до 6 месяцев.
В реализацию магазинах «Адепт» допускается только свежие мясные субпродукты, соответствующее требованиям ветеринарного контроля, правильно обработанные и имеющие маркировку.
Свежесть мясных субпродуктов, поступивших на реализацию в магазинах «Адепт», как правило, определяют органолептически в зависимости от вида субпродуктов по показателям, применяемым для определения качества мяса. В случае необходимости субпродукты дополнительно исследуют методами бактериологического анализа, однако это происходит крайне редко.
При органолептической оценке мясных субпродуктов в магазинах «Адепт» общими и основными признаками, характеризующими их качество, являются вкус и запах.
Как уже отмечалось выше, обычным методом оценки качества мясных субпродуктов в магазинах «Адепт» является органолептический метод. Это объясняется, в первую очередь, простотой и наибольшей доступностью данного метода, а также его низкой стоимостью. Тем не менее, в определенных случаях в рамках рассматриваемого магазина возможно применение и иных методов определения качества мясных субпродуктов. В частности в данном магазине измерительные (лабораторные) исследования качества мясных субпродуктов в определенных случаях проводятся параллельно с органолептическими. Они дают более полное представление о пищевой и технологической ценности мясных субпродуктов. Лабораторные методы отличаются объективностью, так как основаны на измерении и анализе показателей с помощью приборов, химических реактивов. Результаты анализов выражаются в количественных показателях.
Таким образом, исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что мясные субпродукты, реализуемые в магазинах «Адепт», представлены в довольно широком ассортименте. Их транспортирование, хранение и реализация осуществляются с соблюдением всех установленных требований к данным процессам. Качество мясных субпродуктов, представленных в данном магазине, находится на довольно высоком уровне. Для оценки качества данной продукции сотрудниками магазинах «Адепт», как правило, применяется органолептический метод и очень редко – лабораторные методы определения качества той или иной продукции. Учитывая то, что лабораторные методы анализа качества продовольственных товаров отличаются объективностью, так как основаны на измерении и анализе показателей с помощью приборов, химических реактивов, то, на мой взгляд, применение данных методов анализа мясных субпродуктов в магазинах «Адепт», таких как физических, физико-химических, химических, биохимических, микробиологических, товароведно-технологических, бактериологических и других современных более прогрессивных методов, позволит еще больше увеличить качество мясных субпродуктов, реализуемых в данном магазине и сделает эти продукты более полезными и безопасными для здоровья покупателей магазинов «Адепт».
Заключение
Субпродуктами называют внутренние органы и менее ценные части туши убойных животных. В торговые предприятия направляют наиболее ценные субпродукты.
В зависимости от вида скота субпродукты подразделяют на говяжьи, свиные и бараньи.
По пищевой ценности и вкусовым достоинствам субпродукты, поступающие в торговую сеть, подразделяют на первую и вторую категории.
К субпродуктам первой категории относят языки, печень, почки, мозги, сердце всех видов скота, вымя, диафрагму и мясокостные хвосты (говяжий и бараний). Наибольшую пищевую ценность имеют языки говяжий и телячий (меньшую — бараний и свиной), печень, почки, мозги говяжьи и телячьи.
К субпродуктам второй категории относят головы (без языка), головы говяжьи с языком и мозгами, ноги, легкие, уши свиные и говяжьи, свиной мясокостный хвост, губы, мясо пищевода, селезенку, желудок свиной, рубец, сычуг, книжку, калтык (горло), путовый сустав, горловину (трахею) всех видов скота.
По термическому состоянию субпродукты подразделяют на остывшие (остывавшие не менее 6 часов), охлажденные (температура от 0 до 4 °С) и мороженые (температура не выше -6 °С).
Упаковывают субпродукты в деревянную, металлическую, картонную или полимерную тару раздельно по видам, наименованиям, способам обработки (технологической и холодильной); мороженые — в мешки из ткани или крафт-бумаги массой нетто не более 30 кг. В торговую сеть они поступают охлажденными и замороженными.
Не допускаются в продажу субпродукты с порезами и разрывами, не соответствующие требованиям нормативной документации хотя бы по одному показателю, оттаявшие и вторично замороженные.
Маркировка на таре для мясных субпродуктов должна быть четкой, с указанием наименования предприятия и его подчиненности, вида и названия субпродукта, способа термической или технологической обработки, массы брутто и нетто, даты упаковки и номера нормативно-технической документации.
Хранят охлажденные субпродукты на противнях или лотках, установленных в один ряд на стеллажах, при температуре от 0 до 6 °С и относительной влажности воздуха 85 % не более 36 часов мороженые субпродукты могут храниться в этих же условиях до 48 часов, а при температуре от 0 до 8 °С — 24 часа. В условиях естественного охлаждения и в ледниках продолжительность их хранения — до 12 часов.
При температуре от -12 до -25 °С и относительной влажности воздуха 95—98 % мороженые субпродукты могут храниться до 6 месяцев.
И все же, несмотря на чрезвычайно важные достоинства мясных субпродуктов как пищевого продукта, ученые установили, что потребление избыточного их количества приводит к перегрузке организма экстрактивными веществами, которые нарушают обменные процессы в организме. Поэтому в суточном рационе человека количество потребляемых мясных субпродуктов должно быть разумно ограничено. Например, для взрослого человека, занимающегося легким физическим трудом при рациональном питании достаточно 150-200 г. мясных продуктов в день. Однако при некоторых заболеваниях, особенно при подагре, заболеваниях почек, сердечно-сосудистой и нервной системы, мясо и мясные субпродукты в таких количествах противопоказаны.
Список литературы
1. Габрильянц М.А. Товароведение мяса и мясных товаров: Учебник. – М.: Экономика, 2008. – 352с.
2. Габрильянц М.А., Козлов А.П. Товароведение мясных и рыбных товаров: Учебник. – М.: Экономика, 2009. – 408с.
3. Гончаров В.Н., Романенкова В.В. Товароведение пищевых продуктов: Учебник. – М.: Экономика, 2007. – 288с.
4. Горфкнкель И.И. и др. Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров: Учебник/Горфункель И., Кононова В., Крайнюков В. – М.: Экономика, 2007. – 328с.
5. Горфункель И.И., Кононова В.С., Крайнюков В.Д. Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров: Учебник. – М.: Экономика, 2008. – 288с.
6. Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: Экономика, 2008. – 143с.