Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ устойчивости развития рынка, и как пример, анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Изучение устойчивости и цикличности рынка.
Исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Введение………………………………………………………………2
Анализ устойчивости развития рынка товаров и услуг…...3
Конъюнктура рынка…………………………………..3
Устойчивость и колеблемость рынка………………..6
Цикличность рынка…………………………………...8
Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………...42
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Данная работа посвящена
анализу конъюнктуры рынка, а
именно, анализу устойчивости развития
рынка. Конъюнктура рынка –
Эта тема актуальна на сегодняшний день, поскольку анализ конъюнктуры рынка позволяет определить данную ситуацию, а также предсказать дальнейшее развитие рынка. Центральным моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей развития рынка, его устойчивости или колеблемости, а также повторяемости, цикличности рынка.
Цель данной курсовой работы – анализ устойчивости развития рынка, и как пример, анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Объектом данного исследования является рынок хлеба и хлебобулочных изделий, а предметом – анализ устойчивости и колеблемости, а также цикличности данного рынка.
В процессе написания курсовой работы я опиралась на научную литературу по статистике рынка товаров и услуг таких авторов, как Беляевский И.К., Ярных Э.А, а также источники сайтов Интернета.
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
− степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
− сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
− уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
− масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
− уровень коммерческого (рыночного) риска;
− силу и размах конкурентной борьбы;
− положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Главная цель изучения конъюнктуры
рынка – определить характер и
степень его
Конъюнктура – сложное
и быстроменяющееся явление. Она
складывается из множества единичных
элементов и действий, развитие которых
подчиняется вероятностным
Статистика конъюнктуры
рынка (конъюнктурная статистика) представляет
собой раздел статистики рынка, изучающий
ситуацию, складывающуюся на рынке
под влиянием комплекса социально-
Предмет статистики конъюнктуры рынка – массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию и поддающиеся количественной и качественной оценке.
Конъюнктурная статистика отличается
оперативностью, широким использованием
качественных, атрибутивных и альтернативных
оценок, обзоров описательного
Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
Рынок по своей сути склонен
к конъюнктуре стихийности, а
следовательно, подвержен колебаниям,
как случайным, так и постоянно
проявляющимся: цикличным и сезонным.
Рынок динамичен, изменчив, его границы
расширяются или сужаются, происходят
различные структурные сдвиги и,
самое главное, меняются цены и объем
товарной массы, которая продается
и покупается на рынке. Состояние
рынка на данный момент времени всегда
связано с ситуацией
Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегрированным в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей страны и отдельных регионов, конъюнктура рынка всей товарной массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг).
Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры, государственные органы, общественные организации, научные учреждения.
Задачи, освещающие различные стороны и элементы рыночной ситуации:
− сбор и обработка конъюнктурной информации;
− интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации, качественная и атрибутивная градация состояния рынка;
− характеристика масштаба (объема) рынка;
− оценка и анализ основных пропорций рынка;
− выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
− оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
− оценка и анализ региональных различий рынка;
− оценка и анализ деловой активности;
− оценка коммерческого (рыночного) риска;
− характеристика степени
монополизации рынка и
Можно выделить два этапа
или уровня реализации этих задач. На
первом – оценочном – осуществляется
анализ рыночной конъюнктуры, который
должен охарактеризовать масштабы и
типологию рынка, его главные
пропорции, вектор и скорость изменения
основных параметров, уровень устойчивости
развития. Второй, более высокий
уровень анализа имеет целью
выявление причинно-
В анализе рыночной
ситуации одной из важнейших
характеристик состояния рынка
является оценка степени его
устойчивости. Устойчивое развитие
проявляется в предсказуемом,
равномерном изменении рынка
или в его стабильном
Для устойчивого развития
рынка характерно отсутствие или
низкий уровень стихийности, неупорядоченности.
Стихийность рынка, действие случайных,
непредсказуемых факторов как раз
проявляется в конъюнктурных
колебаниях его параметров, их отклонениях
от линии нормального, устойчивого
развития. Например, устойчивым развитием
рынка можно считать линию
тренда, практически совпадающую
или очень близкую к
Рыночные колебания проявляются
как во времени, так и в пространстве.
В первом случае они обнаруживаются
в динамике, в форме ломаной
линии тенденции изменения
Антиподом устойчивости является колеблемость, вариация. В динамике колеблемость развития рынка во времени измеряется как среднее значение суммы отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Этот показатель, выраженный в процентах к среднему уровню, известен как коэффициент аппроксимации. Он рассчитывается как среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда:
Где - среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамического ряда от тренда, которое вычисляется по формуле
Где – i-й уровень динамического ряда;
– тренд, сглаженный i-й уровень динамического ряда;
n – число i-х уровней динамического ряда;
– средний уровень
Коэффициент аппроксимации варьирует в диапазоне от 100% до 0 и таким образом показывает степень устойчивости развития рынка.
По эмпирическому
Развитие рынка товаров
и услуг подвержено такому явлению,
как цикличность, т.е. повторяемость
тенденций и интенсивность
Внутригодовая цикличность
имеет сезонный характер, как правило,
совпадая с климатическими изменениями,
поскольку обусловлена
Сезонные изменения спроса и предложения присущи не всем товарам, однако для многих из них характерен размах сезонных колебаний, которые вызваны спецификой товара. В связи с этим возникают экономические проблемы, например образование сезонных товарных запасов, неравномерность нагрузки на работников торговли и на торговое оборудование, простои транспорта и т.п. В сезонных колебаниях спады чередуются с подъемами спроса и предложения, и этот процесс происходит каждый год.
С целью выявления и отображения сезонных колебаний можно использовать различные методы. При этом чтобы исключить случайные колебания, берем среднемесячные или среднеквартальные данные за несколько лет (не менее 3-5 лет). Так, например, рассчитывается средний месячный уровень (i-го месяца) за три года:
где , , - месячные уровни (одного из месяцев), взятые за 3 года.
Наиболее простым способом выявления сезонных колебаний служит вычисление индекса сезонности. Индекс сезонности — отношение каждого месячного уровня к годовой / многолетней средней.
,
Где – средний уровень, исчисленный за n периодов всех наблюдаемых лет;
– уровень i-го периода;
n - число i-х периодов.
Индексы сезонности показывают
фактические колебания
Его суть заключена в расчете средней величины из 3-х (5-ти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку:
, , .
где , , - уровни динамического ряда, сглаженные по трехмесячной скользящей средней;
, , - эмпирические уровни динамического ряда (месячные).
Экономическая цикличность рынка присуща всем рыночным отношениям. В своем развитии рынок проходит ряд циклов, меняющих друг друга, а именно: спад, депрессию, оживление и подъем.
Подъем рынка ведет к его перенасыщению, кризису сбыта, затем его сменяет депрессия, деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой активности. Такая смена циклов повторяется постоянно.
Подъем завершается бумом, во время которого экономика работает на пределе своих возможностей, наблюдается полная занятость, инвестиции и расходы покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги, и когда предприятия заработают на полную мощность, рост спроса приведет к росту цен. За бумом через некоторое время последует спад, производство и занятость сократятся, безработица может достигнуть высокого уровня и появится много предприятий-банкротов.
Спад переходит в депрессию, когда производство и занятость, достигнув самого низкого уровня, начинают медленно и постепенно подниматься. В фазе оживления уровень производства повышается, производители товаров получают новые заказы, обновляется оборудование, появляются дополнительные рабочие места. Производство товаров достигает высшей своей точки. Таким образом, оживление переходит в подъем. Возрастают инвестиционные и потребительские расходы, создаются дополнительные рабочие места, безработица исчезает. Это ведет к росту потребительского спроса и к дополнительному увеличению загрузки производства. Как правило, экономика, и рынок в частности, из спада и депрессии автоматически не входят в фазу оживления и подъема, а могут находиться в таком состоянии долгое время, если не вмешается государство. Государство должно контролировать циклическое развитие производства и воздействовать на него.
Информация о работе Анализ устойчивости развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России