Анализ показателей ассортимента и потребительских свойств сти-ральных порошков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется большим многообразием марок стиральных порошков, видов и разновидностей внутри отдельных марок, и в связи с этим возникающими трудностями в выборе для потребителя.

В данной работе ставится следующая цель:

1) изучить основные потребительские свойства стиральных порошков;

2) классифицировать весь ассортимент данного товара;

3) провести коэффициентный анализ ассортимента;

4) сделать соответствующие выводы.

Объектом исследования данной курсовой работы являются стиральные порошки.

Содержание

Введение 4

1 Товароведная характеристика стиральных порошков 5

1.1 Понятие о стиральных порошках

1.2 Классификация ассортимента 5

1.3 Характеристика потребительских свойств 9

2 Расчет показателей ассортимента синтетических моющих средств 13

2.1 Коэффициент широты 13

2.2 Коэффициент полноты 14

2.3 Коэффициент новизны 15

2.4 Коэффициент устойчивости 17

2.5 Коэффициент рациональности 18

Заключение 21

Библиографический список 22

Приложение А. Общая классификация моющих средств 23

Приложение В. Расчет коэффициентов весомости 24

Работа содержит 1 файл

курсовая - стиральные порошки.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Для расчета коэффициента новизны необходимо вычислить показатель новизны. Путем опроса продавцов о поступлениях новинок за последние 4 месяца было установлено, что новых марочных наименований стирального порошка поступило 3.

      Расчет  коэффициента новизны выполняется  по следующей формуле: 

      Кн = (Н : Шд) ,          (3) 

где  Кн – коэффициент новизны;

      Н – количество новинок, поступивших  в продажу за последние 4 месяца;

          Шд – фактическая широта ассортимента.

      Расчет:

      Кн = (6 : 24) = 0,25

      Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,25. Столь малое значение коэффициента объясняется тем, что в настоящее время рынок СМС насыщен и новые марки моющих средств и, соответственно, порошков практически не появляются. Обновление ассортимента данного товара происходит в основном за счет появления новых видов порошков в рамках отдельных марок. Например, поступают в продажу порошки, в состав которых входит кондиционер, ряд добавок, либо отдушки с новым запахом и т.д.

            2.4 Коэффициент устойчивости

      Устойчивость  ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары /3, с. 56/.

      Среди потребителей встречаются такие, которые  редко меняют свои вкусы и предпочтения на протяжении всей жизни. В большей степени к данной категории потребителей относятся люди старшего возраста, которые вообще с недоверием относятся ко всему новому. Исходя из этого, задачей торговой точки является ко всему прочему и удовлетворение спроса со стороны данной категории потребителей.

      В исследуемой торговой точке «Светлый»  представлены марки порошка, которые постоянно пользуются спросом и находятся в продаже. Число устойчивых марок составляет в данной торговой точке 16. Значение было дано продавцом.

      Коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается по следующей формуле: 

      Ку = (У : Шд) ,                                                                                     (4) 

где    У (показатель устойчивости) – число  марок стиральных порошков, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;

         Шд – действительная широта  ассортимента;

      Ку  – коэффициент устойчивости.

      Расчет:

      Ку = (13 : 24)  = 0,54 .

      Коэффициент устойчивости ассортимента, рассчитанный по формуле (4) составил 0,54. То есть устойчивым спросом со стороны потребителей пользуется больше половины всего ассортимента торговой точки «Светлый». В основном это стиральные порошки известных марок. Именно данную часть ассортимента предприниматель заказывает в первую очередь при приобретении очередной партии. Торговой точке нужно учитывать тот факт, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

      2.5 Коэффициент рациональности

      Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей /3, с. 56/.

           Важно правильно  и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:

     1) в меру широким, чтобы потребителю  было из чего выбрать, с другой  стороны, чтобы огромное многообразие  товаров не затрудняло выбор  нужного товара;

     2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;

     3) новым, что связано со стихийным  развитием науки и технологий, изменением вкусов потребителей;

     4) устойчивым, что представляет определенные  гарантии реализации части ассортимента, пользующейся устойчивым спросом, а для потребителя удовлетворение спроса на данный товар.

     В результате проделанной работы по расчету  основных показателей ассортимента были получены следующие данные:

     Кш (коэффициент широты) = 0,8;

     Кп (коэффициент полноты) = 0,57 ;

     Кн  (коэффициент новизны) = 0,25;

     Ку (коэффициент устойчивости) = 0,54.

     Далее на основе этих данных целесообразно  рассчитать коэффициент рациональности ассортимента, то есть способность данного набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Таким образом, станет возможным оценить рациональность ассортимента торговой точки /6,c.56/.

     Коэффициент рациональности рассчитывается по следующей  формуле: 

      Кр = (Кш х Вш + Кп х Вп + Ку х Ву + Кн х Вн) : 4,                                (5)                                 

где     Кр – коэффициент рациональности;

      Кш, Кп, Кн, Ку – коэффициенты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента соответственно;

      Вш, Вп, Вн, Ву – коэффициенты весомости показателей широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента соответственно. 

      Для того, чтобы определить рациональность необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов для расчета коэффициентов весомости были приглашены пять потребителей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому респонденту было предложено оценить ранг (степень важности) каждого из указанных показателей ассортимента. Данные исследования занесены в таблицу В1/приложение В/.

      Расчет  коэффициента рациональности:

      Кр = (0,8 x 0,244 + 0,57 x 0,242 + 0,25 x 0,25 + 0,54 х 0,26) : 4 = 0,54 :  4 = 0,135.

      Полученный  результат коэффициента рациональности, равный 0,135, свидетельствует о том, что исследуемому магазину требуются следующие направления в области формирования ассортимента

  • углубление, - владельцам исследуемого магазина рекомендуется углубить ассортимент стиральных порошков за счет предложения новых видов в рамках марок, пользующихся наибольшим спросом у покупателей;
  • совершенствование, – также следует изменить состояние набор предлагаемых порошков путем его сокращения, т.е. изъятия из оборота порошков марок, пользующихся ограниченным спросом;
  • стабилизация, - следует учитывать предпочтения потребителей, и увеличивать количество наименований продукции, пользующихся устойчивым спросом.

      В целом, работу магазина можно назвать  эффективной, что связано с тем, что данная торговая точка имеет  выгодное месторасположение, располагает  широким ассортиментом не только стиральных порошков, но и других непродовольственных  хозяйственных товаров, пользующихся неизменным спросом у жителей данного района.  Все же владельцам магазина следует большее внимание уделять реальным предпочтениям и потребностям постоянных покупателей и формировать ассортимент в соответствии с этими предпочтениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В данной работе был рассмотрен и проанализирован  материал по ассортименту и потребительским свойствам стиральных порошков.

      Выполнив  основные задачи можно сделать вывод:

  1. стиральные порошки имеют строго определенное место в номенклатуре товаров (род – потребительские товары; класс – непродовольственные товары; подкласс – хозяйственные товары; группа – моющие средства; подгруппа – синтетические моющие средства);
  2. для стиральных порошков представлена определенная фасетная классификация по следующим критериям: в зависимости от состава, по назначению, по способу применения;
  3. после анализа товара, выяснилось, что стиральные порошки обладают такими потребительскими свойствами (показателями) как: моющая способность, универсальность, сохраняемость, вредность для природной среды и др.;
  4. владея данными о широте, полноте, новизне и устойчивости ассортимента можно определить рациональность ассортимента (и в дальнейшем использовать эти данные для повышения конкурентоспособности торговой точки).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1 Алексеев  Н.С. Введение в товароведение  промышленных товаров/Н.С.Алексеев, В.Г. Зайцев, Т.И. Курянин, С.С. Палладов. – М.: Экономика, 1975.–231с.

  1. Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров: конспект лекций/М. Бурова. – М.: Приор, 2001. -158с.

3 Голубятникова  Н.Б. Товароведение и экспертиза  потребительских товаров:учебник/ Н.Б.Голубятникова. – М.: ИНФРА-М, 2001. -544с.

- №10.- С.44-48.

  1. Неверов А.Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник/Под ред. А.Н.Неверова. – М.: МЦФЭР,2006. – 848 с.
  2. Непродовольственное товароведение // Рефераты [Сайт].2006.http:// www.referat.ru. document 23914 (10/03.06).
  3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы/М.А. Николаева. – М.:НОРМА, 1998. -279с.

8 Паршикова  В.Н. Товароведение и экспертиза  бытовых химических товаров:учебное пособие для студентов высш. учебных заведений/В.Н. Паршикова. – Издательский центр «Академия»,2005. – 224 с.

9 Шевченко  В.В. Товароведение и экспертиза  потребительских товаров/В.В.Шевченко, И.А.Ермилова, В.А.Герасимова. – М.: ИНФРА – М, 2001.– 544с.

10 Шепелев  А. Ф. Товароведение и экспертиза  электротоваров: уч. пособие/ А. Ф. Шепелев. – Ростов н/Д: Феникс,2002.- 192с. 
 
 
 
 
 
 

          ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

           Общая классификация моющих средств 

             

 

 

 

 

 
 

 

 
 
 

Рисунок А.1 – Классификация моющих средств 

                     ПРИЛОЖЕНИЕ В 

           Расчет  коэффициентов весомости

Таблица В.1 – Оценка показателей ассортимента стиральных порошков

        экспертным методом

Характеристика

ассортимента

Ранги, проставленные экспертами Оценки, проставленные экспертами Средние значения коэффициентов весомостей Коэффициент

весомости

 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5

Широта

3 4 2 3 2 9 8,5 9,5 9 9,5 0,25 0,23 0,25 0,24 0,25 0,244
Полнота 4 4 3 1 3 8,5 8,5 9 10 9 0,23 0,23 0,24 0,27 0,24 0,242
Новизна 3 2 1 4 2 9 9,5 10 8,5 9,5 0,25 0,26 0,27 0,23 0,25 0,25
Устойчивость 2 1 3 1 2 9,5 10 9 10 9,5 0,26 0,27 0,24 0,27 0,25 0,26

Информация о работе Анализ показателей ассортимента и потребительских свойств сти-ральных порошков