Анализ и оценка планировки магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
· изучение требований, предъявляемых к помещению торгового розничного предприятия, которое осуществляется на основе рассмотрения нормативно-правовой документации и ГОСТов, действующих в данной области;
· рассмотрение состава и взаимосвязи помещений магазина, основ устройства и панировки торгового зала, а так же рассмотрение данных аспектов на примере конкретно предприятия;
· изучение торгово-технологического оборудования;
· рассмотрение вариантов размещения и выкладки товаров в торговом зале, обеспечивающих оптимальную заинтересованность покупателей в их покупке.

Содержание

Введение………………………...……………………………………...…………….3
Глава 1. Теоретические основы устройства и планировки магазина…………….5
1.1 Требования, предъявляемые к помещению торгового розничного предприятия…………………………………………………………………………..…5
1.2 Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса…………………………………………..…….….….…..10
1.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале………………………….17
1.4 Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров-контролеров……………………………………………..………………..…………..…20
1.5 Пути совершенствования устройства и планировки магазина……….…..23
Глава 2. Оценка эффективности планировки магазина………………………..26
2.1 Технико-экономические показатели здания магазина……………………..26
Заключение ……………………………….…………………………………….…27
Список использованной литературы…………………………………….…..….31

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

    Таблица 1. Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов

Расположение  проходов  Ширина, м 
Между прилавками для хранения личных вещей  покупателей и стеной (проход для  покупателей в торговый зал)  1,7
Между параллельно расположенными островными горками  1,4
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием  1,6
Между кассовыми прилавками обслуживания и установленными параллельно им горкам  2,0
Между кабинами контролёров-кассиров  0,6
Между кассовыми кабинами и торцами  островных горок  2,0
При доставке товаров в торговый зал  с использованием подъёмно-транспортного  оборудования ширина проходов увеличивается  до  2,3
 

    Немаловажным  требованием является площадь предприятия. В таблице 2 указаны минимальные  площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов  предприятий. 

Таблица 2. Площади для оказания услуг покупателям в магазинах (кроме услуги реализации товаров) 

№ п/п  Виды  услуг  Площадь, м2. 
1. Приёмки и исполнение заказов на товары, в том числе комплектование подарочных наборов  12
2. Приём стеклопосуды  18
3. Организация приёма заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретённых в различных  отделах магазина  6
4. Консультация  продавцов-консультантов, диетологов, косметологов и других специалистов при продаже товаров покупателям  6
5. Аудио-видеозаписи, их прослушивание и просмотр  6
6. Раскройка тканей  12
7. Мелкая  переделка швейных изделий, купленных  в магазине  8
8. Растяжка  обуви и головных уборов  6
9. Нарезка стекла  18
10. Пункт приёма заказов на изготовление кино -и фото- продукции  3
11. Выполнение  заказов на изготовление кино- и  фото- продукции  6
12. Проведение  рекламных презентаций товаров (продовольственных  с дегустацией)  18
13. Гравировка  изделий  3
14. Бюро  обслуживания покупателей: доставка товаров  на дом; приём на хранение вещей и  продуктов; упаковка товаров, приобретённых  в различных отдела магазина; заказ  такси; справочное бюро  7
15. Предоставление  услуг комнаты матери и ребёнка (при наличии комплекса товаров  для детей)  15
16. Организация мест отдыха покупателей  10
17. Хранение  купленных товаров покупателей ( сумок, колясок)  10
 

    В торговых предприятиях запрещается:

  • проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговом зале;
  • устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и других целей;
  • размещать игровые аппараты и торговать на площадках лестничных клеток;
  • хранить более 15 000 аэрозольных упаковок.

    Общим условием для всех торговых предприятий  является то, что временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах  и на путях эвакуации не допускается. 

2 Планировка торгового  зала магазина  и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса

    Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

    Требования, предъявляемые к планировке магазина:

  • торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для

   подготовки  товаров к продаже;

  • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть

   проходными;

  • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
  • помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны

   обеспечивать  кратчайшие пути движения товаров в  торговый зал;

  • планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;
  • предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
  • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и способствовать лучшей обозримости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

    Виды  технологических планировок торгового  зала в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи:

    • линейная — размещение товаров и  проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;

    • боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга.

    Используется  в крупных магазинах, при продаже через прилавок:

    • смешанная — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

    • выставочная — размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

    • свободная — расстановка оборудования без определенной гео­метрической системы в соответствии с формой торгового зала.

    Важно иметь в виду, что взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть распланировано таким образом, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими  путями, исключались пересечения  движения потоков товаров и покупателей.

    Кроме того, при планировке должна быть учтена возможность увеличения площади  торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно  тары-оборудования площадь торгового  зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

    Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

    • разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
    • помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;
    • помещения для хранения товаров не должны быть про­ходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
    • помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;
    • служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;
    • взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
    • помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

    Требования, предъявляемые к устройству торгового зала. Рассмотрим их подробнее.

    Торговый    зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина.

    Устройство  и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

    • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
    • создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;
    • удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
    • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
    • обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
    • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

    Наиболее  распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

    Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

    Торговые  залы магазинов, расположенных в  отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований.

    Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн.

    Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

    Величина  сетки колонн зависит от площади  торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6x6, 6x9, 6х12м.

    При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

    В магазинах самообслуживания вход и  выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

    Всю площадь торгового зала можно  условно разделить на:

    • установочную площадь;
    • площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
    • площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
    • площадь контрольно-кассового узла.

    Установочная  площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

    Об  эффективности использования площади  торгового зала судят по коэффициенту установочной площади.

    Если  значение коэффициента установочной площади  низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

    Этот  показатель может изменяться в зависимости  от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

    Наряду  с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Информация о работе Анализ и оценка планировки магазина