Анализ и оценка планировки магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
· изучение требований, предъявляемых к помещению торгового розничного предприятия, которое осуществляется на основе рассмотрения нормативно-правовой документации и ГОСТов, действующих в данной области;
· рассмотрение состава и взаимосвязи помещений магазина, основ устройства и панировки торгового зала, а так же рассмотрение данных аспектов на примере конкретно предприятия;
· изучение торгово-технологического оборудования;
· рассмотрение вариантов размещения и выкладки товаров в торговом зале, обеспечивающих оптимальную заинтересованность покупателей в их покупке.

Содержание

Введение………………………...……………………………………...…………….3
Глава 1. Теоретические основы устройства и планировки магазина…………….5
1.1 Требования, предъявляемые к помещению торгового розничного предприятия…………………………………………………………………………..…5
1.2 Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса…………………………………………..…….….….…..10
1.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале………………………….17
1.4 Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров-контролеров……………………………………………..………………..…………..…20
1.5 Пути совершенствования устройства и планировки магазина……….…..23
Глава 2. Оценка эффективности планировки магазина………………………..26
2.1 Технико-экономические показатели здания магазина……………………..26
Заключение ……………………………….…………………………………….…27
Список использованной литературы…………………………………….…..….31

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему: «Анализ и оценка планировки магазина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студент 3513-51 группы                                                                              С. А. Князева 
 

Проверила:

к.э.н., доцент                                                                                              И. А. Семенова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2011 год 

    Содержание

    Введение………………………...……………………………………...…………….3

    Глава 1. Теоретические основы устройства и планировки магазина…………….5

    1.1 Требования, предъявляемые к помещению торгового розничного предприятия…………………………………………………………………………..…5

    1.2 Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса…………………………………………..…….….….…..10

    1.3  Размещение и выкладка товаров в торговом зале………………………….17

    1.4 Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров-контролеров……………………………………………..………………..…………..…20

    1.5   Пути совершенствования устройства и планировки магазина……….…..23

    Глава 2. Оценка эффективности планировки магазина………………………..26

    2.1 Технико-экономические показатели  здания магазина……………………..26

    Заключение  ……………………………….…………………………………….…27

    Список  использованной литературы…………………………………….…..….31 
 
 
 

 

    

Введение

    В настоящее время национальная экономика  России характеризуется такими процессами, как развитие рыночных механизмов, вовлечение в торговлю значительного  числа населения, развитие конкуренции. Так же ее важными чертами является многообразие организационно-правовых форм предприятий торговли и необходимость  широкого внедрения современного оборудования и новых технологий. Все это  требует новых подходов к организации  и планированию торговых предприятий.

    Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров с целью удовлетворения потребностей рынка.

    Основной  целью современного этапа экономических  преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий  для эффективной деятельности торговых предприятий.

    Достижение  этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой, среды, в которой  работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

    Основная  задача торговых предприятий, особенно розничных - это максимальное приближение  торговой сети к покупателям, обеспечение  необходимого ассортимента товаров  на торговом предприятии, обеспечение  каждому торговому предприятию  необходимого объема товарооборота  при высокой прибыльности и рентабельности

    Достижение  этих целей невозможно выполнить  без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации и реконструкции, без учета новых современных  требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при  продаже, высокую культуру обслуживания, и т.д.

    Очевидно, что для этого необходимо, чтобы  торговое предприятие розничной  торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих  трудовых площадей, имело современное  оборудование, развитую сеть рекламы  и т.д.

    Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей  курсовой работы. В связи с этим основная цель работы - исследование и  анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений  и рекомендаций по совершенствованию  деятельности предприятия в целях  оптимизации прибыли, преодоления  конкуренции и др.

    Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:

    · изучение требований, предъявляемых  к помещению торгового розничного предприятия, которое осуществляется на основе рассмотрения нормативно-правовой документации и ГОСТов, действующих  в данной области;

    · рассмотрение состава и взаимосвязи  помещений магазина, основ устройства и панировки торгового зала, а  так же рассмотрение данных аспектов на примере конкретно предприятия;

    · изучение торгово-технологического оборудования;

    · рассмотрение вариантов размещения и выкладки товаров в торговом зале, обеспечивающих оптимальную заинтересованность покупателей в их покупке.  

1 Требования, предъявляемые  к помещению торгового  розничного предприятия

    Здания, которые используют для размещения магазина, классифицируют по следующим  основным признакам:

  • капитальности сооружения;
  • размещению;
  • особенностям объёмно-планировочного решения;
  • материалу стен и конструктивных элементов.

    По  капитальности сооружения торговые здания и сооружения подразделяют на два вида:

    • капитальные;
    • облегчённые.

    Капитальные - представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объём, прочно связанные фундаментом с  земельным участком и подсоединённые к инженерным коммуникациям. Они  служат для размещения магазинов. Облегчённые - для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

    В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроено-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие  здания специально предназначены для  магазинов. Встроено - пристроенные помещения  находятся на первых этажах жилых  домов или в пристроенных к  ним специальных блоках. Торговые комплексы - это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный  ассортимент товаров и оказывающих  широкий набор услуг.

    В зависимости от особенностей объёмно-планировочного решения различают:

    • одноэтажные;
    • многоэтажные;
    • здания с подвальными помещениями.

    По  материалу стен и конструктивных элементов торговые здания делят  на:

    • кирпичные;
    • каменные;
    • гипсоблочные;
    • шлакоблочные;
    • железобетонные;
    • деревянные.

    Согласно  ГОСТ Р 50-99 в магазинах всех типов  должны обеспечиваться безопасность жизни  и здоровья потребителей и сохранность  их имущества при условии соблюдения правил продажи товаров, утверждённых Постановлениями Правительства  РФ.

    Здания  и сооружения, в которых размещают  магазины, должны отвечать ряду требований:

    • технологических;
    • архитектурно-строительных;
    • экономических;
    • противопожарных;
    • санитарно-гигиенических;
    • требования зоны для посетителей и т.д.

    Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создаёт возможность  рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением  современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи. С учётом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

    Архитектурно-строительные требования предполагают прочность  здания, строительство индустриальными  методами с использованием готовых  элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура  здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

    Экономические требования предусматривают оптимизацию  материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С  этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных  строительных материалов с использованием унифицированных деталей и это  должно обеспечивать необходимую эффективность  капитальных вложений на развитие розничной  торговли и оптимальный уровень  дохода.

    Что касается противопожарных требований, то основными нормативно-правовыми  документами, устанавливающими их, являются Правила пожарной безопасности в  Российской Федерации ППБ-01-93,утверждённые Приказом МВД РФ от 14 декабря 1993 года № 536, и Приказ МВД РФ от 1 июля 1996 года « Пожарная охрана предприятий. Общие требования НПБ201-96». Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать  освещение, и пожарную сигнализацию обеспечивающие нормальный режим работы в ночное время на всей территории магазина.

    Санитарно-гигиенические  требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации и сбора мусора для  этого устанавливают контейнеры, мусоросборники с крышками. Как правило, предприятия торговли для решения  задач уборки и содержания в надлежащей чистоте прилегающей территории заключают договоры на обслуживание с соответствующими службами муниципальных  образований. Они необходимы не только для создания надлежащих условий  работы торгового персонала, но и  для нормального осуществления  торгово-технологического процесса в  магазине.

    Зона  для посетителей предусматривает  наличие нескольких подзон:

    • подхода и ознакомления с витринами;
    • паркинга индивидуального транспорта и отдыха.

    Постоянное  расширение парка автотранспортных средств покупателей требует  устройства у магазинов специальных  стояночных площадок.

    Магазин должен иметь вывеску с указанием  фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса и прилегающая к магазину территория должна быть освещена в  вечернее время по СН и П 23-05-95 «Естественное  и искусственное освещение».

    Также немаловажной частью торгового предприятия  является витрина, которая должна отвечать правилам техники безопасности, санитарным нормам, установленным для предприятий  соответствующего типа и оформляться  декоративными и рекламно-художестввенными элементами. Оформление витрины товарной продукцией, раскрывающий вид данного предприятия, соответствующей его фирменному названию и предлагаемой для реализации в данном месте.

    Часть площади торгового зала отводится  под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными  нормами и правилами. Однако при  определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать  плотность покупательского потока, на примере в таблице 1 показано, какой должна быть ширина проходов в торговом зале.

Информация о работе Анализ и оценка планировки магазина