Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза кофейных товаров, реализуемых магазином «Провиант-2» ИП Панфилова М.А
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
оценить нынешнее состояние и развитие рынка кофе;
рассмотреть конъюнктуру рынка натурального кофе и кофе;
собрать данные по ассортименту кофейных товаров реализуемых в магазине «Провиант-2»ИП Панфилова М.А и описать его структуру;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Литературный обзор 5
1.1 Конъюнктура рынка кофе 5
1.2 Характеристика и классификация ассортимента кофе 7
1.3 Требование к качеству кофе 10
2. Экспериментальная часть 13
2.1 Объекты и методы исследования 13
2.2 Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемых магазином «Провиант-2» ИП Панфилова М.А. 20
2.3. Экспертиза качества кофе реализуемых через магазин «Провиант-2» ИП Панфилова М.А. 23
3. Заключение 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
В нем содержится довольно большое количество других компонентов, которые, хотя и не входят в перечень контролируемых показателей, но играют важную роль в общей оценке качества напитка растворимого кофе. Так, установлено, что в растворимом кофе содержатся белки в количестве 9,69-10,19% (аминного азота 1,55-1,63 %), т. е. те же белковые вещества и аминокислоты, которые были обнаружены в сыром и обжаренном кофе.
Углеводы: арабиноза (2,5 %), галактоза (0,9 %), манноза (1 %), глюкоза (0,3 %), фруктоза (0,5 %), а также следы рибозы и ксилозы. Установлено, что арабиноза, галактоза и манноза образуются при гидролизе полисахаридов в процессе экстракции.
В растворимом кофе в значительных количествах присутствуют хлорогеновая кислота (2-3,7 %), дубильные вещества (2,7-3,5 %).
В отношении содержания общего количества летучих ароматических веществ растворимый кофе фактически не уступает обжаренному кофе. Методом газожидкостной хроматографии в нем идентифицировано и количественно определено более 300 ароматических соединений с точками кипения 160-250 "С.
В растворимом кофе присутствуют
свободные жирные кислоты с числом
углеродных атомов в молекуле от 3 до
24. В группе насыщенных жирных кислот
в нем количественно
Растворимый кофе является, пожалуй, одним из самых богатых меланоидинами продуктов, которые не только придают напитку цвет и вкус, но и обладают антиокислительными свойствами, ингибируя окисление липидов.
В 2003 г. введен новый идентификационный показатель кофе натурального растворимого — массовая доля углеводов, которая определяется методом жидкостной хроматографии. При превышении норм, указанных в НД (ГОСТ Р 1881-2003), хотя бы по одному из углеводов (общей глюкозе (более 2,6 %) или общей ксилозе (более 0,6 %)) исследуемый кофе должен быть расценен как фальсифицированный.
Таблица 1.1 Факторы, формирующие и сохраняющие качество товара
№ |
Наименование показателя |
Характеристика |
1 |
Исходное сырье |
Доброкачественные зерна |
2 |
Способ обработки зерен |
Мокрая или сухая обработка. Кофе мокрой обработки, прошедший ферментацию, ценится выше. |
3 |
Внешний вид и цвет |
Равномерно обжаренные зерна, в основном со светлой бороздой посередине. |
4 |
Аромат и вкус |
Аромат ярко выраженный, вкус приятный, насыщенный. |
5 |
Упаковка |
Пластиковая или жестяная банка, мягкие пакеты. |
6 |
Маркировка |
наименование изготовителя, его товарный знак (при наличии) и адрес; наименование продукта; сорт; массу нетто упаковочной единицы; количество упаковочных единиц ; дату изготовления; срок хранения с даты изготовления; обозначение настоящего стандарта. |
Объектом исследования является растворимый кофе, реализуемый ИП Панфилова М.А. магазин«Провиант-2», находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Федора-Попова 11/1. Режим работы с 9:00 до 22:00.
Магазин «Провиант-2» работает с 8-ми поставщиками, которые находятся в городе Якутске, и 1 с иногородним - это ИП «Попова Н.И», Намский улус.
Основные поставщики:
Таблица 2.1 Анализ торгового ассортимента магазина «Провиант-2» по поставщикам за июнь
Поставщики |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в асс-те, %. |
1. ООО «Аниган+» 2. ООО «Ремикс» 3. ООО «Легион» 4. ТД «Геоком» 5. ТД «Карамель» 6. ИП «Попова Н.И.» 7. ОАО. «ЯХК» 8. И.П. «Кириллов В.И.» |
92482 78235 74012 49007 42123 19249 17895 2986 |
24,60 20,80 19,70 13,03 11,20 5,12 4,75 0,80 |
Итого: |
375989 |
100 |
В магазине преобладает ассортимент
ООО «Аниган+» (удельный вес 24,60%), это
обусловлено широким
Таблица 2.2 Структура ассортимента магазина «Провиант-2» по географическому происхождению товара
Производитель |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес в ассортименте, % |
1. Республиканский 2.Федеральный |
17895 358094 |
4,75 95,25 |
Итого: |
375989 |
100 |
Из данной таблицы видно, что ассортимент магазина в основном составляют, продуты питания произведённые за пределами Республики, что соответствует покупательскому спросу.
Таблица 2.3 Структура ассортимента магазина по ассортиментному перечню товаров
№ |
Наименование группы ассортиментного перечня |
Количество артикулов |
Удельный вес в ассортименте, %. |
1 |
Продукты питания в фабричной упаковке, не требующие специальных условий хранения в т.ч. кофе |
136 |
30,5 |
2 |
Кондитерские изделия в фабричной упаковке, не требующие специальных условий хранения |
49 |
11,0 |
3 |
Алкогольная продукция, при наличии лицензии |
75 |
17,0 |
4 |
Безалкогольные напитки, пиво |
68 |
15,2 |
5 |
Колбасные изделия, копчености |
17 |
4,0 |
6 |
Свежемороженные мясные продукты |
6 |
1,4 |
7 |
Полуфабрикаты мясные |
21 |
4,1 |
8 |
Молочная продукция в фабричной упаковке |
14 |
3,1 |
9 |
Яйцо |
1 |
0,2 |
10 |
Рыбная продукция |
8 |
1,8 |
11 |
Средства личной гигиены |
26 |
6,0 |
12 |
Предметы личной гигиены |
18 |
4,0 |
13 |
Овощи, фрукты и картофель |
7 |
1,7 |
Всего: |
446 |
100 |
Из данной таблицы видно, что в магазине ассортимент продуктов питания в фабричной упаковке, не требующие специальных условий хранения, достаточно широкий.
Расчет основных показателей ассортимента
Коэффициент широты ассортимента:
Кш =Pф/Рн(1)
где, Рф - фактическое количество товарных групп
Рн – общее количество товарных групп
Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента. Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии.
Коэффициент полноты ассортимента
Полнота ассортимента - способность
набора товаров однородной группы удовлетворять
одинаковые потребности. Относительным
показателем полноты
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров представленных ассортиментным перечнем магазина:
Кп = Pф/Рн (2)
где, Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату.
Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки.
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Для более правильной оценки товарного ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина.
Коэффициент устойчивости ассортимента
Куст =Рф1 + Рф2 +
… + Рфn/Рн * n (3)
где, К уст – коэффициент устойчивости
ассортимента товаров в магазине за период
(месяц, квартал, год);
Рф1, Рф2 …Рфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей предусмотренных ассортиментным перечнем.
N – количество проверок.
Коэффициент новизны ассортимента кофе
Степень новизны ассортимента определяется как отношение количества видов к фактическому количеству изделий по формуле:
Кn = Н / Пд(4)
где, Н – показатель новизны, равный количеству новых видов изделий;
Пд – наличие видов изделий или действительная полнота ассортимента.
Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:Кр = (Вш *Кш + Вп *Кп + Ву *Ку + Вн *Кн) (5)
где, Кш, Кп, Ку, Кн – коэффициенты ширины, полноты, устойчивости и новизны; Вш, Вп, Ву, Вн – коэффициенты весомости ширины, полноты, устойчивости и новизны.
Данный коэффициент
Экспертиза качества кофе,
включает в себя проверку сопроводительной
документации, исследование состояния
упаковки и маркировки, идентификацию
продукции, определение соответствия
массы нетто, органолептических
и физико-химических показателей, а
также показателей безопасности
установленным требованиям. При
идентификации растворимого кофе проводят
определение массовых долей свободных
и общих углеводов методом
высокоэффективной
По органолептическим
показателям натуральный
Таблица 2.4Требования ГОСТ Р 51881-2002 КОФЕ НАТУРАЛЬНЫЙ РАСТВОРИМЫЙ.
Наименование показателя |
Характеристика натурального растворимого кофе |
Метод анализа | |||
Порошкообразного |
Гранулированного |
сублимированного |
|||
Внешний вид |
Мелкодисперсный, хорошо сыпучий порошок, без комков |
Хрупкие агломерированные частицы различных форм и размеров, с пористой структурой |
Частицы плотной структуры различных форм и размеров, с гладкой или слегка шероховатой поверхностью |
По 5.3 | |
Допускается наличие разрушенных до мелкодисперсного порошка гранул или частиц |
|||||
Цвет |
От светло- до темно-коричневого, однородный по интенсивности |
По 5.3 | |||
Допускается неоднородность по интенсивности |
|||||
Вкус и аромат |
Выраженные, с различными оттенками, свойственными данному продукту. Не допускаются посторонние привкус и запах |
По 5.3 |