Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ структуры ассортимента чая на примере супермаркета «Мир продуктов». Для того чтобы добиться данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать исследуемое предприятие;
2. Проанализировать структуру ассортимента чая магазина «Мир продуктов»;
3. Рассчитать показатели ассортимента данного продукта
Введение 2
1.1. Классификация как метод товароведения 5
1.2. Классификация ассортимента товаров 6
1.3. Свойства и показатели ассортимента 11
1.4. Управление ассортиментом 20
1.5. Факторы формирования ассортимента 25
2. Практическая часть 28
2.1. Характеристика предприятия 28
2.2. Анализ структуры ассортимента чая, реализуемого в супермаркете «Мир продуктов» 30
2.3. Расчет показателей ассортимента 34
Выводы и предложения 37
Список используемой литературы: 38
Хабаровск 2011
Содержание
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента.
Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на выбор ключевых позиций ассортимента, постепенное удаление неперспективных марок, оптимизация выкладки на оборудование, т.е. на формирование ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения. От ассортимента товаров в магазине зависит объем продаж товаров и успешность бизнеса в целом. Таким образом, одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная. Чем шире ассортимент, тем выше, в конечном итоге, удовлетворительная прибыль.
Что касается ассортимента чая, то он является чрезвычайно интересным продуктом на российском рынке. За последние 4-5 лет потребители успели привыкнуть к широкому ассортименту типов и марок чая, которые предлагают им торговые организации. Черный, зеленый, ароматизированный, травяной и даже никому прежде неизвестные красные и желтые чаи нашли свое место в рационе россиян.
Потребителями чая в России является
96% населения. Начиная с 2006 года, ежегодное
сокращение спроса на чай в стране составляет
примерно 4%. Таким образом, отмечают аналитики,
за период с 2006 по 2010 года спрос на чай
в России уменьшился на 16%, со 167 000 до 140
000 тонн.
В нашей стране чай считается традиционным напитком. Кроме обычного, черного чая россияне пьют и другие сорта, например, зеленый чай, а также такие экзотические сорта, как чай пуэр. За отчетный период объемы продаж чая на российском рынке сократились на 17%, с 158 000 до 131 000 тонн в год. Аналитики считают, что в дальнейшем спрос на чай будет падать. За 2011 - 2015 года продажи сократятся до 117 000 тонн, — прогнозируется в исследовании.
Такую ситуацию эксперты объясняют насыщенностью рынка чая в России, ростом продаж пакетированного чая, а также сокращением числа потребителей, связанным с ежегодным снижением народонаселения в стране. В исследовании утверждается также, что уровень потребления чая не может увеличиваться дальше за счет роста среднего объема потребления на человека. По мнению аналитиков, рост потребления возможен с одновременным сокращением потребления кофе. [1].
Общий объем российского
рынка оценивается в 160 тыс. тонн.
Собственное производство в России сегодня менее 1% общего объема
потребления. Основными производителями
отечественного чая являются Адлерская и Дагомысск
Цель данной курсовой работы – анализ структуры ассортимента чая на примере супермаркета «Мир продуктов». Для того чтобы добиться данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать исследуемое предприятие;
2. Проанализировать структуру ассортимента чая магазина «Мир продуктов»;
3. Рассчитать показатели ассортимента данного продукта
1. Теоретическая часть
В условиях перехода на рыночные
отношения классификация
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами [3].
Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков.
По назначению все товары подразделяют на следующие роды: потребительские товары, товары промышленного назначения, товары для офиса.
Потребительские товары - товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования.
Товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение.
Товары для
офиса – товары, предназначенные
для улучшения организации
Род потребительских товаров делится на три подрода: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары.
Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
В зависимости
от используемого сырья и
Подкласс однородных товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа однородных
товаров – подмножество товаров,
удовлетворяющих более
Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.
Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров – совокупность одного вида, отличающихся рядом частных признаков.
Наименование товара – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией.
Принципиальные различия между товарами разных видов и наименований определяет ассортиментная характеристика.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо из признаков [3].
Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте и глубине охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.
Классификация ассортимента товаров представлена на рис.1.
По местонахождению товаров различаю ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
Рисунок1. Классификация ассортимента товаров
Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – набор
товаров, представленный небольшим
количеством групп, видов и наименований,
которые удовлетворяют
Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент _ набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Такой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Сопутствующий ассортимент – набор
товаров, которые выполняют
Смешанный ассортимент – набор товаров различных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент
Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Формирование рационального
Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
Информация о работе Анализ ассортимента чая в розничной торговой сети г.Хабаровск