Зубоврачебная помощь на Белгородчине

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:44, реферат

Описание работы

После окончания гражданской войны и завершения корот¬кого периода военного коммунизма руководство страны было вынуждено перейти к новой экономической политике. Безус¬ловно, это отразилось и на системе оказания бесплатной меди¬цинской помощи, в том числе и зубоврачебной.

Содержание

1. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в 20е годы 20 века.
2. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в послевоенные годы.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Зубоврачебная помощь на Белгородчне.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   После освобождения оккупированной территории, уже в сентябре 1943 года, С.В. Кустова приехала в Белгород. Вскоре поступила на работу в местную зуболечебницу, где уже работала П.И. Либерт. Первый зубоврачебный кабинет, как отмечалось выше, составлял 9 квадратных метров и находился в здании городской санэпидстанции. Несколько позже зуболечебницу перевели в городскую поликлинику на ул. Фрунзе, где помещение было несколько больше, что позволило поставить два железных зубоврачебных кресла. Штат лечебницы к тому времени состоял из двух зубных врачей, медицинской сестры и санитарки. Появление второй бормашины несколько разгрузило прием каждым из врачей, но ненадолго. Потребность в стоматологической помощи была столь велика, что через небольшой промежуток времени явная перегрузка пациентами считалась нормой.

   По  воспоминаниям Серафимы Владимировны, прием был смешанным с нагрузкой  до 30-40 посещений в день. Рабочий  день не нормировался, начинался с  раннего утра и заканчивался к вечеру. Объем помощи был минимальным. В основном преобладало удаление зубов, к тому же проводимое без анестезии. Однако в отдельных случаях лечили и кариес. В основном использовали медную амальгаму, которую замешивали прямо в кабинете, не соблюдая при этом правил безопасности. Вентилировали воздух простым открыванием дверей и окон, но только в летнее время года.

   Так практически на энтузиазме сотрудников  кабинет работал до 1945 года, когда  его в очередной раз перевели на ул. Красина, где зуболечебница делила полуподвальное здание детской поликлиники с женской консультацией. Ситуация существенно улучшилась, когда под стоматологию было выделено два помещения, что позволяло расширить сферу услуг, присоединив к ним зубопротезирование. Приступила к работе первый послевоенный протезист Ульянцева Надежда Михайловна. В это же время появились два техника — Фридман Геннадий Азарович и Левин Исаак Александрович. Необходимо отметить, что зубопротезирование организовывалось на хозрасчетной основе и находилось в непосредственном подчинении горздравотдела. Располагаясь рядом с зубоврачебным кабинетом, протезисты, тем не менее, имели свой штат сотрудников, состоявший из одной ставки врача-протезиста, половины ставки заведующего кабинетом, одной ставки медсестры, двух ставок техников и одной ставки санитарки.

   При организации зубопротезной лаборатории  составлялась смета спецсредств  и открывался спецсчет. Право на распределение кредитов по зубопротезной лаборатории предоставлялось заведующему отделом здравоохранения.

   Организация зубопротезной помощи проводилась  на всей территории Белгородчины. Так, из протокола заседания исполнительного комитета Алексеевского районного Совета депутатов трудящихся за № 27 от 1 сентября 1947 года явствует открытие подобной службы при Алексеевском райздравотделе. 29 июня 1948 года документом № 518 датируется открытие зубопротезной амбулатории при Краснояружской райбольнице.

   События военного времени породили множество  социальных проблем, отразившихся на стоматологии.

   Вчитываясь  в воспоминания зубного врача  С.В. Кустовой, особо следует отметить условия и организацию труда  в г. Белгороде. Из-за полуподвального расположения кабинетов освещение их было крайне плохим, что существенно затрудняло организацию приема. Низкая температура в помещениях также осложняла труд зубных врачей. Работать приходилось в верхней одежде, надев на нее белый халат. Топили печи дровами и торфом, здесь же стерилизовались инструменты. Удивительно, но, несмотря на экстремальные условия, антисанитарии, частых осложнений, требующих госпитализации, не было. Тем не менее, в отдельных случаях осложнения возникали. Таких больных направляли на лечение в областную больницу, где за стоматологией уже было закреплено несколько коек хирургического отделения.

   К началу 50-х годов после реконструкции  здания городской поликлиники по ул. Новомосковской, 28 (ныне это угол ул. Б. Хмельницкого и ул. «Преображенской) зубоврачебный кабинет перевели в одно из ее помещений.

   По  воспоминаниям Ефросиньи Александровны Пасенко, выпускницы Харьковского медицинского института, это было узкое проходное помещение с окнами по сторонам, напротив которых в шахматном порядке стояли четыре кресла, одна современная бормашина с электроприводом и три старых с педалью. Мелкий инструментарий был изношен так, что приходилось частенько очищать его от ржавчины. Из-за недостатка мебели «стерильный стол» накрывали на полуразрушенной печи. Умывальник стоял у двери, из которой сквозило так, что вода в нем постоянно замерзала.

   К этому времени коллектив заметно расширился, в него вошли два стоматолога — Е.Ф. Пашнева, Е.А. Пасенко и пять зубных врачей — П.И. Либерт, Лучкова, С.В. Кустова, Т.Е. Сапрыкина, М.И. Скоморохина.

   Как и прежде, все работали на смешанном  приеме при нагрузке 25 посещений в смену. Введение талонной системы более-менее упорядочивало прием. В связи с этим в первой половине дня работали четыре врача, во второй — два, что объяснялось утренним «наплывом» пациентов.

   Обращает  на себя внимание появление в начале 50-х годов первых отчетов по стоматологии. К сожалению, они включали строго ограниченный круг информации, но, тем не менее, начало возвращению статистической службы было положено. Из отчета городского управления здравоохранения за 1953 год видно, что к 1953 году в Белгороде функционировало два зубоврачебных кабинета, один из которых — детский. На детском приеме работал зубной врач с выработкой 5203 посещения за год. В кабинете взрослого приема зарегистрировано 20917 посещений при трех врачебных должностях. Впервые возникла проблема недостатка специалистов высшего звена стоматологии. При двух штатных ставках врачей-стоматологов была занята одна ставка, и, наоборот, при двух ставках зубных врачей — были заняты три. Налицо зарождение существующей и ныне проблемы перепроизводства зубных врачей.

   Касаясь зубного протезирования, надо отметить, что за 1953 год число лиц, получивших протезы, составило 845 человек при  двух занятых ставках стоматологов-ортопедов.

   Более полная информация о деятельности зубопротезной  амбулатории была отражена заведующей Н.М. Ульянцевой в объяснительной записке к отчету за первое полугодие 1952 года. В ней раскрываются насущные проблемы кабинета, отмечено, в частности, недостаточное снабжение расходными материалами. Этим заведующий объяснял невыполнение плановых обязательств, заложенных в смете. Была определена группа первоочередников. Протезирование было проведено 23 инвалидам Великой Отечественной войны на сумму 5143 рубля, и было изготовлено 28 съемных протезов, 11 мостовидных и 80 одиночных коронок.

   Подводя полугодовой итог, Н.М. Ульянцева  отмечала, что за 6 месяцев 366 человек  получили протезы, из которых 117 были съемными, «расход зубов составил 1574 штуки», 215 — мостовидными, одиночных коронок  установили 362.

   Высокая потребность в зубопротезировании привела к появлению новых кабинетов. Так, очередная амбулатория по зубопротезированию открылась в молодом поселке Губкин с численностью населения 12 тыс. человек (рис.181). Вполне очевидно, что выездная система обслуживания врачами Старооскольской зубопротезной лаборатории не удовлетворяла потребностей населения Губкина. В связи с этим Исполком Старооскольского Совета депутатов трудящихся вскоре принял решение открыть зубопротезный кабинет при медсанчасти КМА (Курская Магнитная Аномалия) со штатными единицами: один врач-стоматолог, один зубной техник, одна санитарка и 0,5 ставки счетовода-бухгалтера.

   Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года была образована Белгородская область. В ее состав вошли: Белгородский, Беленихинский, Баброво-Дворский, Большетроицкий, Борисовский, Валуйский, Краснояружский, Микояновский, Новооскольский, Прохоровский, Ракитян- ский, Саженский, Скороднянский, Старооскольский, Тома- ровский, Уразовский, Чернянский, Шебекинский районы Курской области, Алексеевский, Буденновский, Вейделевский, Ладомировский, Никитовский, Ровеньской, Уколовский и Шаталовский районы Воронежской области.

   Территория  области составила 27,1 тысячи квадратных километров с населением 1 миллион 255 тысяч человек, из которых 956 тысяч — сельское население и 299 тысяч — жители городов. Кроме перечисленных районов, в Белгородскую область вошло 7 городов: Белгород, Старый Оскол, Новый Оскол, Валуйки, Шебекино, Грайворон, Короча, пять рабочих поселков: Алек- сеевка, Губкин, Микояновка, Пролетарский, Соцгородок и 602 сельских Совета.

   После образования новой области произошел  ряд событий, касавшихся административной перестройки властных структур и всего управленческого аппарата. Образование собственного отдела здравоохранения стало центральным событием организации всей медицинской помощи в Белгородском крае. Первым начальником отдела стал П. Шумов. Создание новой структуры управления здравоохранением незамедлительно отразилось на стоматологии. Она все чаще стала попадать в поле зрения органов управления. Судя по серии архивных документов за 1954 год, вопрос подъема стоматологической службы решено было начать с рассмотрения кадровой проблемы. Ставка делалась на специалистов высшего звена. Отрадно отметить, что стоматологи не только пополняли ряды специалистов в сельских участковых больницах, но и назначались на руководящие должности. Так, приказом по Белгородскому отделу здравоохранения за № 424 от 30 августа 1954 года заведующим Ладомировским райздравотделом была назначена Левина Эмма Рафаиловна — выпускница Московского стоматологического института.

   Отдельного  внимания заслуживала и проблема постдипломного образования, которую решали с помощью курсов усовершенствования врачей. Здесь же необходимо отметить развитие на Белгородской земле челюстно-лицевой хирургии. Одним из первых послевоенных специалистов в этой сфере был В.П. Михайличенко — хирург спецсанчасти КМА (Курская Магнитная Аномалия) Старооскольского района.

   26 октября 1954 года приказом по  Белгородскому областному отделу здравоохранения на должность врача-стоматолога областной больницы была принята Ефросинья Александровна Пасенко. С ее именем во многом связано все дальнейшее развитие стоматологии в г. Белгороде. Имея активную жизненную позицию, чувство такта, высокий профессионализм, она с первых дней снискала среди коллег авторитет великолепного организатора и чуткого товарища.

   Во  второй половине 1956 года, как вспоминала Ефросинья Александровна, в Белгороде была построена новая поликлиника по ул. Литвинова. Приме'чательно, что под стоматологию было выделено два просторных кабинета на первом этаже здания. Тогда же отдельно был выделен и хирургический прием, вследствие чего хирургические и терапевтические службы разделились. К этому времени штаты стоматологической службы г. Белгорода существенно расширились. Помимо стоматологического отделения при первой городской поликлинике, где работали В.В. Варешкина, С.С. Голубкина, В.В. Дьячкова, С.В. Кустова, П.И. Либерт, В.В. Осташкова, Е.А. Пасенко, Н.Ф. Пашнева (с 1953 по 1964 годы — зав. отделением), Т.Е. Сапрыкина, М.И. Ско- морохина, С.А. Соурина, С.А. Чернышева и другие, были образованы стоматологические кабинеты на крупных промышленных предприятиях, где работали зубные врачи Кузьмина, А.В. Подачина, Л.Д. Полтавская, Ф.Д. Стрелец, Н.М. Ульянцева.

   Известно, что к началу 1957 года под лечебно-консультативную службу был выделен кабинет на втором этаже здания городской поликлиники. Там в порядке очередности работали Е.А. Пасенко и С.А. Чернышова. Проводились несложные, амбулаторного плана, оперативные вмешательства по поводу резекции корней зубов, секвестрэктомии, сложных переломов и т.д.

   Вследствие  выделения средств из бюджета  была приобретена масса новых  инструментов и оборудования. Заметим, что до этого времени применяли только кетгут, используя несколько лет единственную иголку. На терапевтическом приеме появилась возможностьзаниматься эндодонтией. Как дополнительный впервые появился и все шире стал использоваться рентгенологический метод.

   Количество  принятых пациентов постепенно росло. В результате увеличивался перечень нозологических форм заболеваний. В этой связи назрел вопрос о выделении пародонтологического приема в самостоятельный. Больных с тяжелыми формами заболеваний тканей пародонта ставили на учет с диспансерным наблюдением. Прием таких больных хоть и вели все врачи отделения, однако в наиболее тяжелых случаях выделяли одного врача. Лечение проводили комплексно с применением антибиотиков, биостимуляторов, физиотерапии, а также ортопедических методов лечения. Широкое использование физиотерапевтических методов в стоматологической практике дало возможность сократить сроки лечения зубов и слизистой полости рта, а наряду с этим — излечивать такие зубы, которые ранее всегда удалялись.

   Рассматривая  годовую отчетность послевоенного времени, необходимо отметить, что практически все количественные показатели отличались положительной динамикой роста. Так, по стоматологическому отделению Белгородской городской поликлиники количество посещений в 1952 году составило 17056, а к концу 1958 года почти утроилось и равнялось 47941.

Информация о работе Зубоврачебная помощь на Белгородчине