Зубоврачебная помощь на Белгородчине

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:44, реферат

Описание работы

После окончания гражданской войны и завершения корот¬кого периода военного коммунизма руководство страны было вынуждено перейти к новой экономической политике. Безус¬ловно, это отразилось и на системе оказания бесплатной меди¬цинской помощи, в том числе и зубоврачебной.

Содержание

1. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в 20е годы 20 века.
2. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в послевоенные годы.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Зубоврачебная помощь на Белгородчне.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

   Реферат на  тему:

   «Зубоврачебная  помощь на Белгородчине» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил:

   Студент гр. 090915

   Пивоваров В.И.

   Белгород 2010

   Содержание:

  1. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в 20е годы 20 века.
  2. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в послевоенные годы.
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Список литературы

 

    1.Зубоврачебная помощь на Белгородчине в 20е годы 20 века.

   После окончания гражданской войны  и завершения короткого периода военного коммунизма руководство страны было вынуждено перейти к новой экономической политике. Безусловно, это отразилось и на системе оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе и зубоврачебной.

   Революционные попытки радикальной замены традиционной (частной) системы оказания зубоврачебной помощи на государственную не достигли успеха. В самом г. Белгороде и близлежащих к нему Грайворонском, Корочанском, Старооскольском, Валуйском и Бирюченском уездах вновь начали открываться частные зубоврачебные кабинеты.

   Обращает  на себя внимание тот факт, что объем  зубоврачебной помощи был невелик и существенно не отличался от оказывавшегося в предшествовавший период.

   По  архивным материалам об отдельных представителях зубоврачебного дела на Белгородчине с достаточной степенью вероятности можно судить об уровне зубоврачебной помощи и методах лечения отдельных нозологических форм зубочелюстной патологии. Например, зубной врач Е.З. Эпштейн, практиковавший в Старом Осколе, подробно описывал профилактику и терапию стоматитов и гингивитов, применяя при этом бертолетовую соль. Эпштейн выделил формы гингивитов, встречавшихся в его практике: Gravidarum diffusa, Dysmenorrhoica, Diabenica, Atrophica, и десять форм стоматитов: Cattarhalis, Aphthosa, Ulcerosa, Fibrinosa, Erysipelatosa, Gahgraenosa, Giphtherica, Gonorrhoica, Traumatica, Nicotina, что говорит о высокопрофессиональном образовании и квалифицированном подходе к организации собственного труда зубных врачей того времени.

   Это же подтверждает заметка дантиста И.М. Тумарина, где он отразил ряд используемых им методов проведения такой часто встречающейся манипуляции, как остановка кровотечения после экстракции зубов. Он разделил методы гемостаза на термические, механические, химические и даже биологические. К термическим методам он отнес холод, прижигание каленым железом. К механическим — всякого рода тампоноды, имевшие целью закупорить рану и тем самым закрыть просвет сосудов. Здесь он чаще всего использовал йодоформную марлю. Из химических средств им применялся адреналин (1% раствор), перекись водорода (5%), танин или квасцы. Особого внимания заслуживает применение биологического метода, то есть тампонаж раны кусочками сушеных мышц животных и желатином.

   В документах дантиста А.Ф. Дюкарева и  зубного врача А. Рудневой-Виноградовой были отражены методы лечения альвеолярной пиореи. По всей видимости, подход к решению данной проблемы был комплексным. Так, в начале уничтожалась причина механического раздражения десен. С помощью специальных крючков зубы очищались от зубных камней. Затем использовались растворы трихлоруксусной и соляной кислот, после которых переходили на настои и отвары с дубящим эффектом. Можно предположить, что в отдельных случаях проводился юоретаж и ортопедическое шинирование зубных рядов.

   Определенный  интерес вызывает и лечение осложненных  форм кариеса. Ввиду острого дефицита эндодонтического инструментария на большей территории Белгородчины лечение пульпитов и периодонтитов производилось радикальным методом — экстракцией зубов. Однако некоторые врачи проводили целый ряд эндодонтических мероприятий, пользуясь при этом различными методами пломбировки каналов. Разница была и в подходе к лечению пульпитов. Так, по существующим отчетам зубной врач С.М. Столпер-Штыльман пользовалась девитальным методом в лечении зубов, то есть применяла при этом мышьяковистую кислоту. А врач Е.З. Эпштейн был приверженцем витальных методов лечения и проводил манипуляции под анестезией, используя новокаин (2% раствор). Каналы заполнялись тимолом или же гутгаперчивыми штифтами со смолой. Узкие каналы расширяли с помощью кислот, а в труднопроходимых и искривленных на несколько дней оставляли формалин (20%). Наибольшее распространение, как и в лечении кариеса, получил фосфат-цемент, которым пломбировали с помощью миллеровских игл.

   Руководство здравоохранения в силу скудности  средств было вынуждено регламентировать зубоврачебную помощь применительно к различным социальным слоям населения. Бесплатная зубоврачебная помощь оказывалась в сохранившихся государственных учреждениях и кабинетах при промышленных предприятиях по страховке из средств больничных касс. Остальная часть трудового населения (незастрахованная) доступа к этим учреждениям практически не имела. В силу этих причин зубоврачебная помощь для остальных слоев населения была невелика, а для беднейшей ее части практически недоступна.

   Частнопрактикующие  врачи выкупали патент на право работы и дополнительно облагались подоходным налогом. Деятельность зубных врачей находилась под неустанным контролем финансовых органов. В последующем этот контроль ужесточился.

   Все это побуждало врачей частной  практики не только скрывать свои доходы, но и искать иные формы деятельности. Так, зубной врач Г.Э. Рипп пришел к такому решению проблемы. Он предложил организовать на собственные средства и официально зарегистрировать зубоврачебный кабинет с мизерными расценками на оказание услуг.

   Показательно, что необходимость появления  такого кабинета была обоснована сложившейся ситуацией в среде народного зубоврачевания, где пользоваться бесплатной помощью могла только категория советских служащих. Наряду с этим трудовой элемент (поденщики, ремесленники, крестьяне и др.), а также широкие массы бедноты не имели возможности бесплатно лечиться и лечились за деньги в частных кабинетах. В связи с этим Г.Э. Риппом устанавливались приемлемые цены на услуги зубного врача, а именно:

  • экстракция зубов — 50 коп.
  • экстракция «без боли» — 75 коп.
  • лечение и пломбирование — 1 руб.
  • «то же» серебром — 1 руб. 50 коп.
  • совет — бесплатно.

   Компенсировать  издержки по низкой цене Г.Э. Рипп просил за счет освобождения его от оплаты патента и подоходного налога.

   С предложением по этому вопросу зубной врач Г.Э. Рипп обращался и в профсоюз «Всемедикосантруда». После рассмотрения заявления на одном из заседаний профсоюза и предварительных консультаций с Уздравотделом было принято решение ходатайствовать об открытии кабинета на условиях, предложенных зубным врачом Г.Э. Риппом.

   Однако  многочисленные запросы консультативного плана свидетельствуют о том, что финансовая инспекция отказала в освобождении от налогов, обязуясь учесть все льготные условия приема пациентов.

   Несмотря  на категоричный отказ в освобождении от налогообложения, решение об открытии кабинета было принято в присутствии представителя профсоюзов и зав. Уездным здравотделом 20 июня 1924 года и оформлено договором из 12-ти пунктов. Кабинет приобрел официальный статус. Содержание договора явно ущемляло интересы Г.Э. Риппа, так как основная часть пунктов состояла из обязанностей зубного врача, начиная от организации, содержания, ремонта кабинета за свой счет и заканчивая налогообложением. Уездный здравотдел же брал на себя обязанность рекламного оповещения, возможность контроля и расторжения договора.

   Впоследствии  предпринималась очередная попытка  ходатайства о снижении процента налогообложения. Итог доподлинно не известен, но открытие и функционирование кабинета подтверждается типографским тиражом объявлений соответствующего содержания.

   Похожие нестандартные решения существующих проблем имели место и в  ряде других близлежащих уездов и  губерний.

   Вопрос  о целесообразности платных зубных учреждений неоднократно ставился перед зубчастью Наркомздрава. Считая в принципе допустимым существование подобных учреждений, зубчасть на них смотрела как на временное явление, подлежащее при первой финансовой возможности устранению.

   В статье Дебита «Заметки практика» («Одонтология и стоматология». — 1927. — № 6) затрагивался вопрос о необходимости организации хозрасчетных зубучреждений как выходе из кризисной ситуации, порожденной проблемой финансирования стоматологической службы.

   Показательным был пример Смоленской государственной платной зубоврачебной амбулатории. Она открылась в 1922 году и явилась, откровенно говоря, не плодом осознания необходимости такой амбулатории, а последней ставкой в борьбе за сохранение в том или ином виде уже существующих платных зубучреждений. Была создана зубоврачебная амбулатория, которая должна была самоокупиться. К этой амбулатории были прикреплены два школьных зубных врача для оказания бесплатной помощи детскому населению. На содержание «школьной части» небольшие средства отпускал Губздрав.

   Платная часть амбулатории имела зубоврачебное  и зубопротезное отделения. Потребность в них все более возрастала. Финансовое положение амбулатории окрепло уже вскоре после открытия, что позволило с октября 1924 года снять с местного бюджета содержание «школьной части» и передать ее содержание счет платной части амбулатории. Вся хозяйственная часть содержалась за счет платных услуг. Из бюджета эпизодически поступали деньги на содержание двух ставок зубных врачей и приобретение некоторых групп медикаментов. Динамично развиваясь, к 1927 году Смоленская Центральная зубамбулатория представляла собой уже довольно крупную зуболечебницу с десятью зубными врачами: 2 для платных больных, 2 школьных, 6 для застрахованных и 3 зубных техника.

   Важно отметить, что за пять лет существования государственной платной зуболечебницы, несмотря на общегосударственный экономический кризис, произошло значительное улучшение материально-технической базы учреждения (были обновлены бормашины, электрифицированы шлейф-машины, приобретен аппарат Клаусса, значительно пополнено общее оборудование и мелкий инструментарий).

   Наряду  с этим были определены строгие расценки на предлагаемые услуги по зубоврачебной и зуботехнической помощи, что было значительно ниже частных цен. Это вызвало здоровую конкуренцию и в некоторой степени регулировку частных расценок. Безусловно, положительной стороной данного учреждения было содержание за свой счет школьного зубоврачевания.

   Протезирование  застрахованных лиц осуществлялось за счет средств Смоленского Губздравотдела, ежемесячно отпускавшего по договору за каждый вставленный зуб 1 рубль 40 копеек. По этой же расценке производилась оплата за протезы остальным пациентам (золотая коронка стоила 5 рублей, зуб — 6 рублей).

   Таким образом, существование таких учреждений было необходимо и, безусловно, оправданно, но не укладывалось в концепцию развития молодого пролетарского государства. Очевидно, по идеологическим причинам (противоречила идее всеобщей национализации) такая форма организации труда долго не просуществовала.

   К 1925 году очередной импульс к развитию получил государственный сектор зубоврачевания. Количество государственных учреждений постоянно росло. В окружной поликлинике Белгорода имелось четыре ставки зубных врачей (Э.Л. Козак, Н.В. Рудькова, К.В. Байдикова), протезист, помощник протезиста и зубной техник (И.Н. Карп). Появились зубоврачебные кабинеты в амбулаториях при сахарных заводах в Ракитном (Н.Г. Суслина), Дмитротарановке (Г.Э. Рипп), «Коммунаре» (В.Н. Аполлосова). Открылись новые зубоврачебные кабинеты при Корочанской, Грайворонской — зубной врач Г.Л. Хорон, Борисовской — зубной врач В.Н. Покровский, Томаровской — зубной врач Е.А. Шумакова нарбольницах. Возобновилась работа кабинета при Шебекинской народной больнице.

   В одном из помещений Шебекинской народной больницы располагалась зубоврачебная амбулатория, в которой работали зубные врачи М.Д. Белецкая и Г.В. Олегина. Из отчета по работе за период с января по март 1925 года видно, что общее число посещений за три месяца составило 1300 человек, из них первичных — 294, а санировано было 182 пациента. Число удалений составило 243, причем 83 из них — молочных зубов. С заболеванием слизистой оболочки полости рта было оздоровлено 67 пациентов. Накладывались пломбы из гуттаперчи, фосфат- и силикат-цементов.»Применялась при пломбировании и амальгама (36 пломб), но чаще работали гуттаперчей и фосфат- цементом (153 использования). Персонал зубоврачебной амбулатории был невелик — всего один зубной врач. Средний, младший персонал, административно-хозяйственные работники в штате не числились.

   Хотя  объем зубоврачебной помощи существенно  не увеличивался, но количество кабинетов росло. Наряду с этим существовали частнопрактикующие структуры. Это очевидно из ответа на запрос Губздравотдела о деятельности зубоврачебных структур Белгородского уезда. Уездный отдел здравоохранения г. Белгорода оперативно выполнял распоряжения Народного Комитета Здравоохранения о предоставлении годовых отчетов по зубоврачебной деятельности.

Информация о работе Зубоврачебная помощь на Белгородчине