Зубоврачебная помощь на Белгородчине

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:44, реферат

Описание работы

После окончания гражданской войны и завершения корот¬кого периода военного коммунизма руководство страны было вынуждено перейти к новой экономической политике. Безус¬ловно, это отразилось и на системе оказания бесплатной меди¬цинской помощи, в том числе и зубоврачебной.

Содержание

1. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в 20е годы 20 века.
2. Зубоврачебная помощь на Белгородчине в послевоенные годы.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Зубоврачебная помощь на Белгородчне.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   Как всегда, срочно предлагалось представить годовые отчеты по шести основным пунктам, что незамедлительно исполнялось.

   К 1925 году в Белгороде на средства Уездного здравотдела была создана одна зуболечебница со штатом 1 зубной врач, 1 зубной техник и одна уборщица. Появились три заводских зубоврачебных кабинета. Частных кабинетов — четыре. В одном зуботехническом кабинете было изготовлено 194 протеза с количеством зубов — 1012. Среди застрахованных большинство составляли рабочие и служащие. Обращает на себя внимание и тот факт, что пенсионеры и члены их семей, по сравнению с нынешним временем, в отчеты попадали мало.

   Однако  можно констатировать, что к моменту  окончания НЭПа менялось отношение  к частнопрактикующим врачам. Возросли промысловый и подоходный налоги. Но этим власти не ограничились, в дело вступили карательные органы. Начались уголовные преследования частных практиков на предмет изъятия у них золота и материальных ценностей — в народе так называемая «золотуха». Однако после изъятия материальных ценностей большинство врачей все еще оставались на свободе. Некоторые из них продолжали заниматься частной практикой, другие, судя по архивным данным, покинули Белгородчину.

   Практикующие  врачи того времени пользовались доступными литературными источниками в виде монографий, учебников и журнальных статей. Из личных архивов известных в Белгороде докторов до нас дошли некоторые из этих литературных источников. Определенный интерес вызывает ряд заметок из личного архива врача И.Л. Бамма, содержащих информацию обо всех одонтологических изданиях, выпущенных в 1927 году Наркомздравом. Можно отметить заметку о новой зубной пасте «Хлородонт», являвшейся передовой разработкой одонтологов того времени.

   Отечественная литература, выпущенная в советское  время, в связи с удаленностью от центра была малодоступна для врачей на периферии. Они чаще пользовались переводами иностранной литературы. Однако иногда доходили до белгородских врачей и издания периодической печати. Некоторые зубные врачи являлись подписчиками одонтологических изданий. Безусловно, это способствовало повышению профессионального мастерства практикующих врачей.

   Проходившие в те годы конференции и съезды также привлекали внимание зубных врачей Белгородчины. Они были не только знакомы с материалами съездов, но и принимали в них участие. Так, зубной врач И.Л. Бамм был делегатом 2-го съезда одонтологов в 1925 году, о чем свидетельствует мандат участника на его имя. Вполне понятно, что И.Л. Бамм делился полученными сведениями со своими коллегами.

   Очевидно, что количественный и качественный рост профессиональной зубоврачебной помощи не ограничивался только лечением и удалением зубов. Существенные положительные сдвиги происходили и в направлении оказания зубного протезирования.

   В начале 20-х годов состояние зубоврачебного протезирования было плачевным. Реально ощущался недостаток зубных техников. Судя по сохранившимся многочисленным отчетам, количество врачей, владеющих методикой протезирования, было крайне ограниченно. В большинстве отчетов оказание зуботех- нической помощи вообще отсутствовало, а в прошениях на получение расходных материалов зубопротезные материалы вообще не указывались.

   Во  второй половине 20-х и начале 30-х годов ситуация начала меняться в лучшую сторону. На Белгородчине появились специалисты, владевшие методами протезирования зубов. Вероятно, наиболее активным и подготовленным среди них был Владимир Александрович Несмеянов. Ведь им была предпринята одна из самых серьезных попыток по организации высококвалифицированной зубоврачебной помощи на Белгородчине. Из кратких автобиографических данных явствует, что он был высокопрофессиональным специалистом, прошедшим практическую школу у профессора Г.И. Вильге, а также в московском институте челюстно-лицевых патологий.

   Доклад, представленный В.А. Несмеяновым по вопросу образования лаборатории, содержал теоретическое обоснование необходимости организации зуботехнической помощи в регионе. Здесь же были представлены четыре сметы по укомплектованию лаборатории всем необходимым имуществом и материалами, по которым можно отследить уровень развития зуботехнической службы России того времени.

   Особый  интерес вызывают приборы по золочению  протезов, так как проблема является актуальной и в настоящее время. Безусловно, для того времени они  явились вершиной достижений в зубопротезировании. Из приведенных перечней также видно, что уже полностью была освоена методика изготовления штампованных коронок с использованием их в мостовидных конструкциях различных типов.

   Присутствие в списках крампонных и диаторических зубов говорит о применении их в каучуковых конструкциях по протезированию. Отметим, что в изготовлении применялись пять разновидностей каучука: красный, розовый, белый, черный и мягкий для обтуратов, что позволяло соблюдать максимально возможные для того времени эстетические нормативы.

   Наличие некоторых приспособлений и устройств  указывает на владение В.А. Несмеяновым методиками по протезированию челюстно-лицевых дефектов. Появление специалиста такого уровня на Белгородчине, с нашей точки зрения, не могло не сказаться положительно на развитии зубоврачевания в регионе.

   Начиная с конца 30-х годов, на Белгородчине специализированную зубоврачебную помощь стали оказывать врачи новой формации — стоматологи. Среди них следует отметить врача Андрющенко-Синельникову Елену Васильевну, которая более 30 лет оказывала стоматологическую помощь жителям города Валуйки. Она являлась выпускницей Воронежского государственного медицинского института (первый выпуск), специалисты которого распределялись в различные, порой даже самые отдаленные, географические точки Советского Союза (рис.152).

   Примечательно, что в составе .профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного медицинского института были известные ученые К.К. Алкалаев, Н.Я. Берри, М.К. Геккель, Л.И. Евдокимов, оставившие заметный след в отечественной стоматологии (рис.153). Среди них особо следует отметить Л.И. Евдокимова, заслуженно считающегося одним из основоположников отечественной стоматологии (рис.154).

   События и документальные свидетельства, отражающие все перипетии развития зубоврачевания, нашли к 30-м годам свое отражение в практически полном затухании частнопрактикующей деятельности и переходе к государственному зубоврачеванию, которое шло по трем направлениям:

  • Создание зубных лечебниц как самостоятельных административных единиц. По причине недостаточного финансирования и кадров не получили развития.
  • Появление при общих поликлиниках и народных больницах зубоврачебных кабинетов, где проводился смешанный прием.
  • Широкое открытие зубоврачебных кабинетов на предприятиях. Учитывая аграрную специфику местного производства, заметим, что в основном это были сахарные заводы региона.

   В отчетах за эти годы начинало учитываться  количество населения на прикрепленных участках, что позволяло рассчитывать штат врачей на фиксированное число населения.

   Прослеживая развитие зубоврачебной помощи детям, необходимо отметить, что специальных учреждений для них к 30-м годам в Белгороде не было. Помощь оказывалась во взрослых зубоврачебных учреждениях и начинающих организовываться школьных кабинетах, где зубные врачи нередко работали по совместительству. Программа по защите здоровья детей, разработанная еще на заре Советской власти Наркомздравом, к 30-м годам прошлого века получила толчок к развитию.

   В планах на вторую пятилетку по линии  стоматологии было намечено решение  социально значимых вопросов:

    • плановая санация полости рта у школьников;
    • безотказное удовлетворение стоматологической помощью городского населения;
    • ликвидация отставания стоматологической помощи в сельской местности и на национальных окраинах;
    • обезболивание;
    • улучшение снабжения;
    • развитие челюстно-лицевой хирургии.

   Однако  воплощению в жизнь вполне обоснованных и реально выполнимых пунктов программы пятилетки на Белгородчине помешал ряд событий: вначале массовые репрессии, коснувшиеся и зубных врачей, а затем и Великая Отечественная война. Документальные свидетельства отражают жизненные перипетии белгородских зубных врачей довоенного времени (в большинстве случаев судьбы имели печальный, а порой и трагический финал).

   Особо следует упомянуть уголовные  дела зубных врачей И.Л. Бамма и Р.С. Коган, исход которых был предопределен. И.Л. Бамм был осужден на четыре года, а Р.С. Коган после непродолжительного расследования соответствующих органов на десять лет по «знаменитой» статье 58-10 УК РСФСР. Их судьбы неразрывно связаны с судьбой всей России в те годы.

   Начиная со второй половины 20-х годов и  до 40-х XX века, на Белгородчине была создана  государственная системе зубоврачевания. Частнопрактикующих врачей фактически не осталось. Но наметившийся подъем был прерван военными событиями, и Белгородская область на значительный период, 1941—1943 годов, оказалась в эпицентре боевых действий Великой Отечественной войны. 

 

    2.Зубоврачебная помощь на Белгородчине в послевоенные годы.

   В конце лета 1943 года Белгородчина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. По статистическим данным, большая часть г. Белгорода была разрушена до основания, целыми оставались единичные постройки, с которых и начиналось возрождение прежней инфраструктуры жизнеобеспечения. Население в основном состояло из женщин, стариков и детей. Безусловно, его значительная часть остро нуждалась в медицинской помощи, в том числе и стоматологической. Поэтому уже в то время были предприняты попытки по оказанию зубоврачебной помощи оставшимся белгородцам.

   По  дошедшим до нас мемуарам эта помощь находилась на достаточно примитивном  уровне. Ее оказывала зубной врач Либерт Полина Ивановна. Судя по ее воспоминаниям, она начала работать уже в сентябре 1943 года. Ей было выделено помещение площадью в 9 квадратных метров. Никакого специального оборудования, в том числе и мебели, не было. В наличии была единственная бормашина с ножным приводом, часто выходившая из строя. К ней в комплект входил полуразрушенный наконечник, периодически чинившийся местными умельцами. Особого внимания заслуживал комплект трофейного оборудования, попавший к Полине Ивановне от бойцов Красной Армии. В него входил ящик со стоматологическим инструментарием и два кожаных футляра с походными инструментами.

   Безусловно, это несколько улучшило качество оказываемой помощи, ведь конкуренцию  сверкающим никелем трофеям мог  составить лишь скудный, изъеденный ржавчиной набор инструментов довоенного производства. По личной инициативе Полины Ивановны было изготовлено и приспособлено под зубоврачебный прием деревянное кресло.

   Единственным  специальным оборудованием была стойка плевательницы, оставшаяся в  белгородских краях еще со времен национализации от предыдущего поколения  специалистов.

   Определенный  интерес вызывает способ стерилизации. Из-за отсутствия лотков под инструменты пользовались алюминиевыми солдатскими чашками. Инструмент обрабатывали и стерилизовали в специально приспособленном ящике для боеприпасов.

   Вполне  очевидно, что скудность инструментария и оборудования резко ограничивала объем стоматологической помощи. В основном она проводилась по экстренным показаниям. Чаще всего больные зубы удалялись. Небольшое количество амальгамы давало возможность иногда проводить лечение неосложненных форм кариеса. Лечить стоматиты (больных было достаточно много) приходилось народными средствами. Протезирование, как последняя и наиболее сложная ступень в санации полости рта, в те годы не проводилось. Очевидное отсутствие даже минимального набора зуботехнического инструмента не давало возможности возобновить данный вид деятельности, хотя сама П.И. Либерт владела методиками протезирования зубов.

   Так продолжалось до 1947 года, когда появились  первые изменения в экономике, перемещении населения, появилась возможность закупки стоматологического оборудования и материалов, но в очень ограниченных рамках.

   К этому времени в Белгороде  уже работало несколько зубных врачей. Одним из представителей столь редкой для того времени профессии была Кустова Серафима Владимировна. Окончив в 1940 году Курскую зубоврачебную школу, она была направлена для работы зубным врачом на Ракитянский сахфный завод.

   Первые  шаги самостоятельной трудовой деятельности молодой специалист ставила в разряд испытаний судьбы. Работа в амбулатории без медицинской сестры с нагрузкой по 25-30 человек за смену требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий. При таком количестве пациентов сложно говорить о квалифицированном лечении. Помощь оказывалась, в основном, по острой боли и заканчивалась экстракцией зуба. Но тем не менее в распоряжении С.В. Кустовой были набор фосфатцементов, амальгама и гуттаперча. Все случаи лечения пульпитов осуществлялись ампутационным способом, так как, со слов врача, эндодонтические инструменты она видела только в зубоврачебной школе.

Информация о работе Зубоврачебная помощь на Белгородчине