Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:29, реферат
Каждое государство старается позаботиться о том, чтобы его население находилось в достойных условиях жизни. Целью ставится ситуация, чтобы каждый человек мог жить, не задумываясь, как ему выжить. Одним из важнейших направлений государственной политики большинства современных государств выступает политика здравоохранения. В этом отношении Российская Федерация – не исключение. Государственная социальная политика включает в себя, в качестве одного из наиболее значительных и социально важных направлений, именно обеспечение контроля над здравоохранением в стране.
2. Несчастные случаи. Более чем один человек ежечасно погибает от этой причины. Ежегодно происходит 250 тыс. дорожных аварий; в них погибают 3 тыс. человек. Обращаемость за помощью по поводу несчастного случая составляет 21% среди взрослых мужчин, 15% среди женщин, 31% среди мальчиков и 22% – среди девочек. Стоимость только лечения повреждений – 1,2 млн фунтов стерлингов в год. Это самая часто встречающаяся угроза жизни для детей и молодежи. Дети из бедных семей в 5 раз чаще умирают от этой причины, чем дети из благополучных семей, и этот разрыв растет. Несчастные случаи, особенно падения, – основная причина смерти и инвалидности среди пожилых.
Имеются выраженные географические различия в смертности молодежи на дорогах, особенно среди сельского населения.
Цель: снизить к 2010 г. число смертельных исходов от несчастных случаев на 20%.
Во многих странах не подразделяют виды медицинской помощи на платные и бесплатные (что фактически подразумевается в российской программе государственных гарантий и в других документах), а население делят по видам занятий (как в Великобритании или Австрии) или по связанным с ними финансовым возможностям (как в Нидерландах).
В Великобритании, где ведется тщательный учет населения по шести группам занятий (от занятых неквалифицированным трудом до управленцев высокого класса), было показано, что эти люди, а также их дети имеют разные уровни и структуру заболеваемости и смертности, а значит, при оказании им медицинской помощи требуются разные под ходы и разные объемы ее оказания (т. е. совсем не так, как это предусмотрено в Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи).
Отметим,
что такой принцип наилучшим
образом подходит и для нашей
страны, где наблюдается неестественно
высокая и потенциально опасная
дифференциация населения по доходам,
а это противоречит заложенным в
Программе государственных
При
этом вся помощь должна осуществляться
на основе единых стандартов, независимо
от источников финансирования и возможностей
людей, и тогда сложная и не
всегда обеспеченная финансовыми средствами
Программа государственных
О том, что к людям с разными доходами нельзя подходить с одними и теми же мерками, свидетельствует также опыт развитых стран. На пример, когда в 1990 х гг. в США, Канаде (провинция Манитоба), Франции и Японии попытались для всех пациентов ввести соплатежи за оказанную медицинскую помощь, то многие люди вообще отказались лечиться. Значительно снизилась доступность и произошло резкое сокращение объемов медицинской помощи, особенно среди бедного на селения, и эксперимент был прекращен. Есть, правда, и другой вариант справедливого отчисления средств на здравоохранение – введение прогрессивного налога на доходы, но на это можно рассчитывать толь ко в условиях демократии, развитого гражданского общества, верховенства законов для всех граждан без каких либо исключений, социальной ответственности бизнеса.
Кстати, система ОМС у нас в стране не сложилась из за отсутствия действительно страховых принципов, страховых рисков и единой национальной системы. Возникает альтернатива: либо оставить налог на ОМС в составе ЕСН (но тогда зачем нужны все промежуточные структуры), либо присоединить ОМС к социальному страхованию, что улучшит медицинскую помощь для застрахованных работников. Вообще ОМС – да леко не самая прогрессивная модель здравоохранения, поскольку она эффективна лишь в условиях частной (негосударственной) медицины. Для частных предприятий, частных врачей и клиник государство ввело некие правила игры, защищая работающих (и иногда членов их семей). Поэтому система ОМС возникла в ранний период развития социал демократических идей, при нарастающей социальной ответственности государства в условиях превалирования частного сектора до создания государственной или национальной системы здравоохранения. В России она появилась вследствие распада государственности в самом начале затянувшегося переходного периода.
Лучший
вариант – национальная модель здравоохранения
и наличие добровольного
Действительно, чем больше будет больных, тем больше денег по ступит в учреждения здравоохранения. В росте числа больных заинтересовано не только здравоохранение, но и фармацевтические производители и посредники, поскольку при этом будет неизбежно расти потребление лекарственных средств. Поэтому отмеченные принципы не просто ошибочны, но по настоящему вредны для нашей страны.
По сути, на территории Российской Федерации столько систем здравоохранения, сколько в ней субъектов: на каждой территории разрабатываются свои стандарты (по примеру Кемеровской области), оказываются разные объемы медицинской помощи с существенными отличиями по источникам финансирования (в структуре расходов средства ОМС составляют от 10 до 63,6%). Это свидетельствует об отсутст вии единой концепции развития здравоохранения.
Такая концепция должна состоять из нескольких частей. В первой части целесообразно представить необходимость создания новой стратегии, которая учитывала бы сложившуюся ситуацию, мировой прогрессивный опыт и основывалась бы на анализе результатов пре дыдущей концепции. Вторая часть должна включать в себя конечные цели для десятилетней реализации стратегии и модель будущего здраво охранения.
В
числе важных целей в сохранении
здоровья должны быть те, которые зависят
от здравоохранения: например, увеличение
средней продолжительности
Третья часть – целевая, в которой могут быть представлены дерево целей стратегии, критерии их достижения и дерево укрупненных мероприятий или направлений с учетом научно обоснованных приоритетов. Самый главный приоритет на ближайшее десятилетие – несомненно, развитие профилактики, расходы на которую должны быть доведены до 70% всех расходов на здравоохранение, в т. ч. на первичную профилактику и массовое оздоровление – 50%. Это позволит снизить заболеваемость и увеличить число здоровых людей. На вторичную профилактику и возможно более раннее выявление заболеваний следует выделить 20% расходов, что в значительной степени снизит потребность в дорогостоящем лечении и уменьшит нагрузку на специализированную медицинскую помощь и высокие технологии. Соответственно должна значительно измениться и роль первичной медико санитарной помощи (Primary Health Care) именно как первичной заботы о здоровье.
Для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманиями, в первую очередь среди подростков и молодежи, необходимо организовать досуг, приблизить к местам компактного проживания спортивные площадки разного назначения, прогулочные маршруты, стадионы, спортивные группы, летние оздоровительные лагеря, разнообразные кружки по интересам, бассейны и т. п. Одновременно это будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо также восстановить и развить школьную медицину с ее профилактикой, периодическими об следованиями физического и психического здоровья, стоматологически ми обследованиями и последующим оздоровлением школьников. Кроме того, требует своего восстановления вся профилактическая, оздорови тельная и лечебно реабилитационная работа на производстве (медико санитарные части, врачебные здравпункты, цеховые врачи и т. д.).
Особое
внимание в стратегии должно быть
уделено информационному
В этой части можно предусмотреть создание при каждом медицинском учреждении попечительского или наблюдательного совета, создание групп по работе с пациентами (школы здоровых, школы по диабету, гипертензии, бронхиальной астме, остеохондрозу, по преодолению зависимостей и т. д.), организацию массовых дней здоровья и т. п. Особо следует рассмотреть вопрос о создании долгосрочной программы по оздоровлению девочек подростков; организацию соответствующих центров.
Хочется напомнить определение, сформулированное в ч. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487 1: “Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья”.
Несмотря на кажущуюся сложность этого определения, оно наиболее полно отражает существо системы охраны здоровья, ее комплексность, межведомственность (межсекторальность) и государственность. Эта система выходит далеко за пределы рамок собственно здравоохра нения как отрасли. Все это соотносится с не потерявшим своей актуальности высказыванием Н.И. Пирогова о том, что главное предназначение врача состоит в научении людей быть здоровыми и в лечении тех, кого не удалось обучить этому.
В четвертой части стратегии должна быть подробно представлена система здравоохранения, полностью ориентированная на выполнение определенных целей и приоритетов. В пятой части стратегии должны содержаться развернутые конкретные планы ее реализации с указани ем исполнителей и финансирования.
В процессе реализации стратегии необходимо: