Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:29, реферат
Каждое государство старается позаботиться о том, чтобы его население находилось в достойных условиях жизни. Целью ставится ситуация, чтобы каждый человек мог жить, не задумываясь, как ему выжить. Одним из важнейших направлений государственной политики большинства современных государств выступает политика здравоохранения. В этом отношении Российская Федерация – не исключение. Государственная социальная политика включает в себя, в качестве одного из наиболее значительных и социально важных направлений, именно обеспечение контроля над здравоохранением в стране.
Каждое
государство старается
Политика
здравоохранения
Одним
из стратегических направлений политики
здравоохранения можно назвать
борьбу с эпидемиями и поддержание
благополучного эпидемиологического
состояния населения. Как известно,
за прошедшие столетия нашу планету
неоднократно сотрясали страшные эпидемии
и вспышки смертельных
В
Российской Федерации еще в 1999 году
был принят Федеральный закон, касающийся
санитарно-эпидемиологической обстановки
и ее благополучия. В этот нормативно-правовой
документ ежегодно вносятся дополнения,
связанные с текущими событиями
в области медицины в государстве.
Законодатели четко оговаривают
предмет санитарного
Важность
контроля над санитарно-
Помимо справок, концепция эпидемиологического благополучия может быть реализована также посредством контроля над любыми видами деятельности людей и их сообществ. Этот контроль касается строительных работ, производства, общепита, водоснабжения, экологического надзора, переработки или вывоза отходов и т.д.
Обеспечение и поддержание благоприятного санитарно-эпидемиологического климата возможно чрез применение различных методик, которые складываются из ряда специализированных мероприятий. К таким мероприятиям законодатели относят профилактические меры, карантин, дезинфекцию, регулярные медицинские осмотры и т.д.
Таким
образом, государственное вмешательство
в здравоохранение носит
Журнал
"Здравоохранение"
Тема: Организация
работы медицинских
отделений и служб, Обеспечение
качества медицинской
помощи, Приоритетный
национальный проект
и Концепция развития
здравоохранения, Программа
госгарантий, лекарственное
обеспечение населения,
Общие экономические
вопросы
Источник: Здравоохранение 2-2008
Автор: Ю.М. Комаров,
д-р мед. наук, проф.,
заслуженный деятель
науки РФ
Президентом РФ поставлена задача сформулировать стратегию развития здравоохранения в стране на ближайшее десятилетие (2008–2018 гг.). Как эта стратегия будет разрабатываться, на каких принципах, какими исполнителями, какова будет генеральная цель – улучшение здоровья людей или улучшение экономического положения учреждений здравоохранения – от всего этого зависят и качество самой стратегии, и, в большой степени, результаты ее реализации на практике.
В 2005 г. закончился срок действия Концепции развития здраво охранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 05.11.97 № 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”. По содержанию это была не концепция, а набор отдельных направлений, охватывающих практически все аспекты дея тельности здравоохранения. Предполагалось поэтапно развивать все, что было отражено в планах реализации Концепции. Результаты реализации Концепции не были обсуждены и оценены.
Мне довелось присутствовать при анализе двух десятилетних про грамм развития здравоохранения США. Первая программа действовала на период с 1980 по 1990 г. и называлась “Укрепление здоровья. Профилактика болезней. Цели нации” (Health promotion. Diseases prevention. Objectives for the Nation). Название программы было не столько красивым, сколько абсолютно точным и выверенным, отражающим стратегию развития здравоохранения в стране и политику государства на целое десятилетие. Сама конструкция этой программы была выдержана в лучших системных и программно целевых традициях, не утративших своего значения вплоть до сегодняшнего дня.
Стратегическую основу программы составляло дерево целей, со стоявшее из 226 крупных целей шести уровней. По каждой конкретной и количественно измеряемой цели (насколько должна измениться си туация в результате реализации программы) были определены соответствующие критерии, позволяющие на каждом этапе оценить степень достижения цели. Затем, что исключительно важно, по каждой цели было определено, что по ней уже известно, а что – нет. Неизвестное формулировалось в виде задания медицинской науке – конкретным учреждениям с конкретным финансированием – на проведение соответствующих исследований с конкретными сроками. Фактически это несколько напоминало то, что мы сейчас называем “госзаказом”. Не было тендеров, поскольку средства были определены заранее, выбирались лучшие научные коллективы и специалисты. Под то, что было уже известно по каждой цели, намечались конкретные практические мероприятия, этапы и сроки исполнения, исполнители и ответственные с конкретным финансированием.
Таким
образом, эта программа носила как
научный, так и сугубо практический
характер, а цели были увязаны между
собой, как и мероприятия. Несмотря
на многообразие целей, это придавало
программе стройный, унифицированный
и действительно системный
Подавляющая часть целей в процессе реализации американской программы была достигнута, но некоторые задачи так и не были решены в силу избыточного оптимизма при их первоначальном формулировании. Проведенный в начале 1990 х гг. анализ, подкрепленный резуль татами исследований Национального центра статистики здоровья (National Center for Health Statistics), входящего в состав Центров по контролю за болезнями (Centers for disease control and prevention, CDC), позволил внести коррективы в следующую десятилетнюю программу (на 1990–2000 гг.) под названием “Здоровые люди” (Healthy People).
В этой программе уже не было концептуальных основ, но были выделены приоритетные направления, на которых, собственно, и строи лась вся программа. К сожалению, методологию определения приоритетов ни в сокращенном, ни в расширенном варианте программы обнаружить не удалось (хотя, как известно, такая методология для решения проблем здоровья и здравоохранения существует). Судя по всему, приоритеты определялись исходя из эпидемиологических и медико социо логических исследований проблем здоровья населения США.
К приоритетным направлениям в программе были отнесены: физи ческая активность; питание; курение; алкогольная и наркотическая зависимость; планирование семьи; психическое здоровье и расстройства психики; отклоняющееся (девиантное) поведение; санитарное просвещение; программы, ориентированные на коммуну; повреждения; профессиональная безопасность и здоровье; окружающая среда; безопасность питания и лекарств; оздоровление полости рта; здоровье матери и ребенка; болезни сердца и инсульты; злокачественные новообразования; диабет и условия, влияющие на хроническую недееспособность; ВИЧ инфекция; болезни, передаваемые половым путем; иммунизация и инфекционные болезни; клиническое профилактическое обслуживание; системы слежения и информационные системы.
Хотелось
бы обратить внимание на то, что национальная
стратегия в США, как видно
из приведенных направлений, была четко
ориентирована на улучшение здоровья
людей, а не на улучшение работы медицинских
учреждений или их финансового положения
(последнее скорее относится к
тактическим задачам
В
США такое большое число
Понимая, что в каждой стране могут быть проблемы со здоровьем населения, требующие своего первоочередного решения, мы остановимся не на самих приоритетах, а на том, как правильно их обосновали в программе, принятой в Великобритании.
1. Болезни сердца и инсульты – основная причина ранней смертности до 65 лет у мужчин (18 тыс., 33%) и у женщин (7 тыс., 20%). Толь ко смертность от ИБС приводит к ежегодным потерям в 1 млн лет жизни у лиц до 75 лет. На эти болезни уходит в год 12% всех расходов на здравоохранение и социальные службы, 25% зарегистрированной нетрудоспособности у мужчин и 10% – у женщин. Они ограничивают активность здоровых членов семьи. Смертность от ИБС у мужчин самого низкого социального класса на 50% выше, чем среди всего населения. Эти болезни часто могут быть предупреждены. Успех в борьбе с этими причи нами может привести к прогрессу и по другим болезням. Цель: снизить смертность от болезней сердца и инсультов и сопутствующих заболеваний среди лиц до 65 лет на 33% к 2010 г. по сравнению с 1996 г.