Здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

Каждое государство старается позаботиться о том, чтобы его население находилось в достойных условиях жизни. Целью ставится ситуация, чтобы каждый человек мог жить, не задумываясь, как ему выжить. Одним из важнейших направлений государственной политики большинства современных государств выступает политика здравоохранения. В этом отношении Российская Федерация – не исключение. Государственная социальная политика включает в себя, в качестве одного из наиболее значительных и социально важных направлений, именно обеспечение контроля над здравоохранением в стране.

Работа содержит 1 файл

политика государства в фере здравоохранения.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

  Каждое  государство старается позаботиться о том, чтобы его население  находилось в достойных условиях жизни. Целью ставится ситуация, чтобы  каждый человек мог жить, не задумываясь, как ему выжить. Одним из важнейших  направлений государственной политики большинства современных государств выступает политика здравоохранения. В этом отношении Российская Федерация  – не исключение. Государственная  социальная политика включает в себя, в качестве одного из наиболее значительных и социально важных направлений, именно обеспечение контроля над  здравоохранением в стране.

  Политика  здравоохранения предусматривает  объективную необходимость создания и периодического пересмотра с последующим  внесением поправок, дополнений и  изменений нормативной правовой базы. То есть в отношении здравоохранения  точно так же, как и в отношении  иных срезов общественной жизни, должны приниматься соответствующие законодательные  акты. Причем данные законодательные  акты могут иметь отношение к  различным уровням (общегосударственному, региональному, местному, локальному, ситуативному и т.д.). Политика здравоохранения  должна, во-первых, осуществляться по законодательно закрепленной схеме. Во-вторых, эта  политика должна строиться в соответствии с нормативно закрепленными стандартами, правилами, требованиями и т.д., причем эти стандарты, требования и правила  должны пересматриваться, исходя из трансформаций  текущей действительности. В-третьих, стандарты контроля системы здравоохранения  на общегосударственном уровне должны быть известны абсолютно всем участникам реализации системы здравоохранения  в обществе.

  Одним из стратегических направлений политики здравоохранения можно назвать  борьбу с эпидемиями и поддержание  благополучного эпидемиологического  состояния населения. Как известно, за прошедшие столетия нашу планету  неоднократно сотрясали страшные эпидемии и вспышки смертельных заболеваний. В результате чрезмерного распространения  этих процессов, при отсутствии должных  методик лечения заболеваний  население Земли заметно сократилось. К счастью, на сегодняшний день медицина шагнула далеко вперед на пути обеспечения  должного уровня предупреждения и лечения  самых разнообразных болезней. При  этом предотвращение массового распространения  инфекционных, легко передаваемых заболеваний, внутри государства постепенно выступило  на первый план в качестве решающей черты политики здравоохранения. Недопущение  развития крупных эпидемий укладывается в концепцию обеспечения благоприятной  санитарно-эпидемиологической обстановки на той или иной территории.

  В Российской Федерации еще в 1999 году был принят Федеральный закон, касающийся санитарно-эпидемиологической обстановки и ее благополучия. В этот нормативно-правовой документ ежегодно вносятся дополнения, связанные с текущими событиями  в области медицины в государстве. Законодатели четко оговаривают  предмет санитарного регулирования  и основные способы обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия: профилактика, информирование, лечение, стандартизация, мониторинг и контроль. Причем реализация этих способов идет параллельно на различных уровнях  государственного управления. Частично реализация направлений политики обеспечения  эпидемиологического благополучия возложена на самостоятельных индивидов  как субъектов.

  Важность  контроля над санитарно-эпидемиологической обстановкой становится заметной уже  на уровне необходимости, например, получать специальные медицинские справки. В частности, для детей при любом медицинском обследовании и осмотре обязательнымедицинские справки об отсутствии контактов с инфекционными больными. Это так называемая справка об эпидемиологическом окруженииСправка об эпидемиологическом окружении, как и многие другие медицинские справки, имеет ограниченный срок действия. Такие медицинские справки действительны только три дня.Получить справку об эпидокружении можно у терапевта, который обязан по служебным полномочиям вести контроль и учет санитарно-эпидемиологической ситуации на своем участке. Кроме того, получить справку о контактах можно и у медицинских работников основного места занятости (детский сад, школа, ВУЗ, спортивная секция и т.д.). Они также осуществляют фиксирования эпидемиологической обстановки. Получается, что справка об эпидемиологическом окружении, выдаваемая пациенту, гарантирует, что он не станет источником распространения инфекционного заболевания в течение ближайших трех дней. Законом установлена форма каждой справки. Следовательно, получить справку об эпидокружении можно по определенной форме.

  Помимо  справок, концепция эпидемиологического  благополучия может быть реализована  также посредством контроля над  любыми видами деятельности людей и  их сообществ. Этот контроль касается строительных работ, производства, общепита, водоснабжения, экологического надзора, переработки или вывоза отходов  и т.д.

  Обеспечение и поддержание благоприятного санитарно-эпидемиологического  климата возможно чрез применение различных  методик, которые складываются из ряда специализированных мероприятий. К  таким мероприятиям законодатели относят  профилактические меры, карантин, дезинфекцию, регулярные медицинские осмотры  и т.д.

  Таким образом, государственное вмешательство  в здравоохранение носит систематизированный  и структурированный характер, имеет  четко очерченные цели и оцениваемые  результаты.

  Журнал "Здравоохранение"  
Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Обеспечение качества медицинской помощи, Приоритетный национальный проект и Концепция развития здравоохранения, Программа госгарантий, лекарственное обеспечение населения, Общие экономические вопросы  
Источник: Здравоохранение 2-2008  
Автор: Ю.М. Комаров, д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ
 

  Президентом РФ поставлена задача сформулировать стратегию развития здравоохранения в стране на ближайшее десятилетие (2008–2018 гг.). Как эта стратегия будет разрабатываться, на каких принципах, какими исполнителями, какова будет генеральная цель – улучшение здоровья людей или улучшение экономического положения учреждений здравоохранения – от всего этого зависят и качество самой стратегии, и, в большой степени, результаты ее реализации на практике.

  В 2005 г. закончился срок действия Концепции  развития здраво охранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 05.11.97 № 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”. По содержанию это была не концепция, а набор отдельных направлений, охватывающих практически все аспекты дея тельности здравоохранения. Предполагалось поэтапно развивать все, что было отражено в планах реализации Концепции. Результаты реализации Концепции не были обсуждены и оценены.

  Мне довелось присутствовать при анализе  двух десятилетних про грамм развития здравоохранения США. Первая программа  действовала на период с 1980 по 1990 г. и называлась “Укрепление здоровья. Профилактика болезней. Цели нации” (Health promotion. Diseases prevention. Objectives for the Nation). Название программы было не столько красивым, сколько абсолютно точным и выверенным, отражающим стратегию развития здравоохранения в стране и политику государства на целое десятилетие. Сама конструкция этой программы была выдержана в лучших системных и программно целевых традициях, не утративших своего значения вплоть до сегодняшнего дня.

  Стратегическую  основу программы составляло дерево целей, со стоявшее из 226 крупных целей  шести уровней. По каждой конкретной и количественно измеряемой цели (насколько должна измениться си туация в результате реализации программы) были определены соответствующие критерии, позволяющие на каждом этапе оценить степень достижения цели. Затем, что исключительно важно, по каждой цели было определено, что по ней уже известно, а что – нет. Неизвестное формулировалось в виде задания медицинской науке – конкретным учреждениям с конкретным финансированием – на проведение соответствующих исследований с конкретными сроками. Фактически это несколько напоминало то, что мы сейчас называем “госзаказом”. Не было тендеров, поскольку средства были определены заранее, выбирались лучшие научные коллективы и специалисты. Под то, что было уже известно по каждой цели, намечались конкретные практические мероприятия, этапы и сроки исполнения, исполнители и ответственные с конкретным финансированием.

  Таким образом, эта программа носила как  научный, так и сугубо практический характер, а цели были увязаны между  собой, как и мероприятия. Несмотря на многообразие целей, это придавало  программе стройный, унифицированный  и действительно системный характер. Иначе говоря, сама конструкция этой программы (не говоря о ее содержании) была, на наш взгляд, современной  на момент ее составления и остается таковой по настоящее время.

  Подавляющая часть целей в процессе реализации американской программы была достигнута, но некоторые задачи так и не были решены в силу избыточного оптимизма  при их первоначальном формулировании. Проведенный в начале 1990 х гг. анализ, подкрепленный резуль татами исследований Национального центра статистики здоровья (National Center for Health Statistics), входящего в состав Центров по контролю за болезнями (Centers for disease control and prevention, CDC), позволил внести коррективы в следующую десятилетнюю программу (на 1990–2000 гг.) под названием “Здоровые люди” (Healthy People).

  В этой программе уже не было концептуальных основ, но были выделены приоритетные направления, на которых, собственно, и  строи лась вся программа. К сожалению, методологию определения приоритетов ни в сокращенном, ни в расширенном варианте программы обнаружить не удалось (хотя, как известно, такая методология для решения проблем здоровья и здравоохранения существует). Судя по всему, приоритеты определялись исходя из эпидемиологических и медико социо логических исследований проблем здоровья населения США.

  К приоритетным направлениям в программе  были отнесены: физи ческая активность; питание; курение; алкогольная и наркотическая зависимость; планирование семьи; психическое здоровье и расстройства психики; отклоняющееся (девиантное) поведение; санитарное просвещение; программы, ориентированные на коммуну; повреждения; профессиональная безопасность и здоровье; окружающая среда; безопасность питания и лекарств; оздоровление полости рта; здоровье матери и ребенка; болезни сердца и инсульты; злокачественные новообразования; диабет и условия, влияющие на хроническую недееспособность; ВИЧ инфекция; болезни, передаваемые половым путем; иммунизация и инфекционные болезни; клиническое профилактическое обслуживание; системы слежения и информационные системы.

  Хотелось  бы обратить внимание на то, что национальная стратегия в США, как видно  из приведенных направлений, была четко  ориентирована на улучшение здоровья людей, а не на улучшение работы медицинских  учреждений или их финансового положения (последнее скорее относится к  тактическим задачам ведомственного характера, а не к стратегическим целям государства). Вместе с тем  подведение итогов десятилетней работы по этим направлениям показало, что  не по всем из них и не по всем этническим группам населения удалось добиться желаемых результатов. Например, у афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки уровень ожирения еще больше повысился, среди них возросла частота заболеваний диабетом и т. д.

  В США такое большое число приоритетных направлений стало возможным  исключительно благодаря очень  высоким расходам на здраво охранение – 15% ВВП. Из них 7,6% приходится на бюджетные средства (4,4 тыс. долл. США на человека в год). В европейских странах эти рас ходы значительно ниже. В Великобритании, например, на период до 2010 г. реализуется программа улучшения здоровья, утвержденная правительством в 1998 г., которая включает в себя всего четыре приоритет ных и очень важных направления: болезни сердца и инсульты, несчастные случаи, злокачественные новообразования, психическое здоровье.

  Понимая, что в каждой стране могут быть проблемы со здоровьем населения, требующие  своего первоочередного решения, мы остановимся не на самих приоритетах, а на том, как правильно их обосновали в программе, принятой в Великобритании.

  1. Болезни сердца  и инсульты – основная причина ранней смертности до 65 лет у мужчин (18 тыс., 33%) и у женщин (7 тыс., 20%). Толь ко смертность от ИБС приводит к ежегодным потерям в 1 млн лет жизни у лиц до 75 лет. На эти болезни уходит в год 12% всех расходов на здравоохранение и социальные службы, 25% зарегистрированной нетрудоспособности у мужчин и 10% – у женщин. Они ограничивают активность здоровых членов семьи. Смертность от ИБС у мужчин самого низкого социального класса на 50% выше, чем среди всего населения. Эти болезни часто могут быть предупреждены. Успех в борьбе с этими причи нами может привести к прогрессу и по другим болезням. Цель: снизить смертность от болезней сердца и инсультов и сопутствующих заболеваний среди лиц до 65 лет на 33% к 2010 г. по сравнению с 1996 г.

Информация о работе Здравоохранение