Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:34, доклад
Физическая культура, являясь одной из граней общей культу ры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спор та — одно из важнейших слагаемых сильной социальной полити ки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гума нистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ………4
1.1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ………..8
1.1.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА — ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ………………………….12
1.1.2. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………20
По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элемен том образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, инди видом как некоторая ценность или самоценность, как объект соци ально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формиро вание ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека пред определяется решением комплекса пяти групп задач:
1) Формирование духовной сферы личности.
2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повыше ние сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внеш ней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.
3)
Физическое (точнее физкультурное)
образование учащихся, включающее
формирование специальных
4)
Совершенствование тех
5) Физическое развитие, формирование основных тотальных раз меров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).
Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подго товки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретно го случая правильный комплекс упражнений, определять рациональ ную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.
Обобщая сказанное в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высо кой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходи мую и достаточную двигательную активность, а также активный от дых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).
Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепле ние жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет орга низующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него актив ных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой де ятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно цен ными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потен циала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе дости жения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физиче ской культуре личности (В.Г. Агеевец, В.А. Астахов, Г.П. Богданов, И.М. Быховская, Н.Г. Валентинова, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивина, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейн, В.П. Моченое, Б.И. Новиков и др., 1990). Характеризуя социокультурный аспект проблемы ЗОЖ, Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному эмпирическому модусу своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. В роли синте тического собирательного понятия, способного разрешить трудности анализа эмпирического материала, помогающего осмыслить совре менные явления практики физкультурно-спортивного движения все чаще применяется понятие «здоровый образ жизни». О.А. Мильштейн указывал, что ЗОЖ выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». ЗОЖ, по мнению В.Н. Мошкова (1990), — это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой духовной жизни. ЗОЖ — это совершен ствование активной адаптации к различным условиям внешней сре ды, а физическая культура представляет собой основу неспецифиче ской профилактики нарушений различных функций организма.
Касаясь проблем ЗОЖ, Ю.Н.Теппер отмечал, что принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситу ации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Президент ассоциации «Спорт для всех" А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с таки ми объективными факторами образа жизни, как экономика и нали чие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.
1.1.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность — поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что «медици на — одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предуп реждение болезней человека», а это означает, что предписан ная деятельность медицины — преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. В 1994 — 1995 годах по заданию Совета безопасности группа медицинских экспертов (профессор Д.Д. Венедиктов, А.Н. Разумов, академик РАМН О.П. Щепин и др.) производила оценку состояния здоровья населения России и предла гала меры по его охране. В заключительной справке к заседанию Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по охране здо ровья населения эксперты свидетельствовали, что работы Московско го центра проблем здоровья при правительстве Москвы, Института проблем гуманизма и милосердия, НИИ социальной гигиены, эконо мики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко показыва ют, что основной задачей социальной политики государства должно
стать
сохранение и укрепление здоровья народа,
а не борьба с уже возникшей
болезнью. Существующая система здравоохранения,
ориентированная главным
Действительно,
выявление, изучение и смягчение
последствий таких факторов риска,
как социальные конфликты и социально-
О внедрении и развитии физической культуры и спорта (ФКС) среди трудящихся и членов их семей обстоятельно рассказывал пре зидент Международной конфедерации спортивных организаций "Профспорт" Б.Н. Рогатин на международном симпозиуме «Физиче ская культура и спорт в жизни трудящихся», состоявшемся в середине августа 1994 года в Москве. Он указывал, что основным девизом конфедерации является достижение высокой трудовой и обществен ной активности трудящихся при максимальной продолжительности жизни. Основной задачей является помощь людям любого возраста, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сде лал и работоспособными с наибольшей отдачей сил. (Б.Н. Рогатин, 1995). Ссылаясь на данные социологов, Б.Н. Рогатин подчеркнул, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или обще ственная деятельность, учеба.
Это теоретизированное обобщение социальных функций ФКС в структуре ЗОЖ корреспондирует, соотносится с заключениями В.П. Моченова в его диссертации о социально-педагогических аспек тах использования нетрадиционных форм и средств ФК в практике физкультурно-оздоровительной работы (1994). Автор сформулиро вал одну из исходных теоретико-методологических позиций как при знание, что физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам чело века, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобес печения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и от его физической культуры.
Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физиче ских упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следователь но, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Г.В.Дивина (1989) указала, что проблема ЗОЖ и использования ФКС в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.
Иными словами, создание и обеспечение экономических, право вых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.
Это
значит, что решение проблем ЗОЖ,
развития ФКС в значи тельной мере
и весьма тесно связано с использованием
людьми, обще ством в целом своего свободного
времени, являющегося неизмеримым социальным
богатством и объективным пространством
осуществле ния культуры человека.
1.1.2. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъек та он вступает затем в непосредственный процесс производства. В чело веке воедино заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового процесса.
Безусловно,
различаются особенности
Свободное время используется отдельным человеком преимуще ственно в соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, которые складываются, как пра вило, эмпирическим путем. В поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими упражнениями, спортом, туриз мом, играми, сказываются социально-психологические явления тра диций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды.
ФКС
имеют в современных условиях
весьма высокую социально-