Здоровье человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений преподавателя со студентами и между самими учащимися, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит фигура преподавателя. Вот почему существуют здоровьесберегающие технологии, способствующие качественному образованию, которое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье студентов (или свело бы его к минимуму).

Содержание

Введение 3
Здоровье 4
Здоровье человека 4
Состояние здоровья российских студентов 5
Образ жизни студента 8
Здоровьесберегающая система 10
Здоровьесберегающие технологии (ЗТ) 10
Принципы здоровьесберегающей деятельности педагога в вузе 11
Валеология 12
Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни 14
Здоровый образ жизни 17
Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 17
Режим труда и отдыха 18
Организация сна 19
Организация режима питания 20
Организация двигательной активности 22
Личная гигиена и закаливание 23
Профилактика вредных привычек 26
Культура межличностного общения 30
Психофизическая регуляция организма 31
Культура сексуального поведения 33
Заключение 35
Литература 36

Работа содержит 1 файл

Здоровьесбережение.doc

— 730.50 Кб (Скачать)
 

    Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения определяется  как совокупность управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации учащихся на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения учебного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

Принципы  здоровьесберегающей  деятельности педагога в вузе

 

    Квалифицированный специалист, занимающийся преподавательской  деятельностью должен усвоить некоторые  здоровьесберегающие принципы, касающиеся его учебной деятельности непосредственно студента:

1. Принцип  ненанесения вреда 

2. Принцип  приоритета действенной заботы  о здоровье учащихся 

3. Принцип  триединого представления о здоровье 

4. Принцип  непрерывности и преемственности 

5. Принцип  субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Принцип  соответствия содержания и организации  обучения возрастным особенностям  учащихся 

7. Комплексный,  междисциплинарный подход 

8. Принцип  медико-психологической компетентности  преподавателя

9. Принцип  гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет  позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) 

11. Приоритет  активных методов обучения 

12. Принцип  сочетания охранительной и тренирующей  стратегий 

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Принцип  отсроченного результата 

15.Принцип  контроля за результатами 

    Усвоение  этих принципов дает некоторые гарантии сохранения здоровья, что положительно повлияет на работоспособность, и как следствие, на уровень образования учащихся.

Валеология

 

    Российский  ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ  новой науки и в 1980 г. ввел в  обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»).

    Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. 

    Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

    Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

    Объект  валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

    Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

    Основной  целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

    Основные  задачи валеологии:

1. Исследование  и количественная оценка состояния  здоровья и резервов здоровья  человека.

2. Формирование  установки на здоровый образ  жизни.

3. Сохранение  и укрепление здоровья и резервов  здоровья человека через приобщение  его к здоровому образу жизни.

    Валеология  принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается  в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни

 

    В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих  гражданах. «Именно здоровье людей  должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства» - И.И.Брехман.

    Решение вопросов здоровья на государственном  уровне требует учета, по крайней  мере, следующих групп факторов:

Правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье.

Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни.

Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ.

Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений грозящих жизни и здоровью граждан.

Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье.

    Представленный  далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны  государства, предполагает координацию  усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности.

    Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и  достижения. Однако для того, чтобы  эти накопленные человечеством  знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Вот некоторые:

  1. Проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоровья, и средствами и методами его формирования.
  2. Отсутствие мотивации на здоровье у человека.
  3. Ориентирование населения преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний.
  4. Отсутствие правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье.
  5. Нет моды на здоровье.
  6. Неправильное формирование культуры отдыха.

    Нетрудно  видеть, что основное значение в  формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья – от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.

    Особого внимания заслуживает валеологическое  образование учителей и преподавателей. Это обусловлено многими обстоятельствами, определяющими их профессиональную деятельность. Отметим некоторые  аспекты проблемы.

  1. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Это касается как организации учебного процесса, так и методики преподавания, не всегда учитывающей индивидуальные особенности учащихся и не ориентированной на предупреждение нарушений в состоянии их здоровья.
  2. Педагог, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Это условие может реализоваться через программный учебный материал, через внеучебные формы и через личный пример.
  3. Преподаватель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска заболеваемости. Поэтому педагогу особенно важно не только владеть основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но и средствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.

Здоровый  образ жизни

Содержательные  характеристики  
составляющих здорового образа жизни

 

    Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека.

    К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят  преимущественно факторы поведения, в том числе и качество питания, репродуктивное поведение, употребление медикаментов и использование свободного времени. Среди же факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и развивать здоровье человека.

    К основным составляющим здорового образа жизни относят:

  • режим труда и отдыха;
  • организацию сна;
  • режим питания;
  • организацию двигательной активности;
  • выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
  • профилактику вредных привычек;
  • культуру межличностного общения;
  • психофизическую регуляцию организма;
  • культуру сексуального поведения.

Режим труда и отдыха

 

    Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому организм способен быстро переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение. Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Информация о работе Здоровье человека