Язвенная болезнь желудка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы.
1.Изучить литературные источники по теме исследования.
2.Определить особенности этиологии, клиническую картину и диагнос-
тику больных язвенной болезни желудка.
3. Рассмотреть современные взгляды на профилактику и коррекцию которые применяются в лечении людей, которые страдают язвенной болезнью желудка.
4.Ознакомится с профилактикой язвенной болезни желудка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ О ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА………………...4
1.1.-Определение язвенной болезни желудка…………………………………...4
1.2.-Этиология и патогенез язвенной болезни желудка………………………..5
1.3.-Классификация язвенной болезни желудка………………………………..5
1.4.-Клинические проявления язвенной болезни желудка……………………..6
1.5.-Клинические особенности язвенной болезни желудка нетипичной
локализации………………………………………………………………………..7
1.6.-Клинические проявления осложненной язвенной болезни желудка……..8
РАЗДЕЛ 2 ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
ЖЕЛУДКА………………………………………………………………………..9
2.1.-Лечебная физическая культура как метод физической реабилитации….9
2.1.1.-Методика лечебной физической культуры……………………………..10
2.1.2.-Схемы двигательных режимов…………………………………………..15
2.2.-Физиотерапия как метод физической реабилитации……………………..19
2.3.-Лазеротерапия как метод физической реабилитации…………………….22
2.4.-Питьевые минеральные воды при язвенной болезни желудка…………22
2.5.-Массаж как метод физической реабилитации…………………………….23
2.6.-Лечебное питание как метод физической реабилитации………………...26
2.7.-Психотерапевтические мероприятия как метод физической
реабилитации…………………………………………………………………….27
2.8.-Профилактика язвенной болезни желудка………………………………..28
ВЫВОД…………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

язвенная болезнь желудка.docx

— 89.37 Кб (Скачать)

        Различают:

1.Воспалительно – спастический (функциональный стеноз), который носит непостоянный характер и появляется на фоне обострения язвенной болезни.

2. Рубцовый стеноз, который формируется медленно, постепенно, но носит постоянный характер [3]. 
 

    РАЗДЕЛ 2

    ФИЗИЧЕСКАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ ЯЗВЕННОЙ  БОЛЕЗНИ 

    ЖЕЛУДКА 
     
     

       2.1.Лечебная    физическая  культура   как     метод      физической

    реабилитации

        Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

         Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность – непре -менное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому лечебная физкультура является очень важным элементом лечения язвенных процессов[17].

         Выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно – психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у    больных явлений дистонии со стороны нервной системы).  Воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами   калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что  благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей  желудочно – кишечного тракта).

        Влияние физических упражнений определяется их  интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.

        Отмечается благоприятное влияние  лечебной физической  культуры  на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

        В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства.

         К противопоказаниям к занятиям относят:

- Свежая язва в остром периоде.

- Язва, осложненная кровотечением.

- Преперфоративное состояние.

- Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

- Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

- Выраженные диспепсические расстройства.

- Сильные боли.

         Принцип   индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен [8]. 
 
 

       2.1.1.Методика  лечебной физической культуры

       Утренняя гигиеническая гимнастика преследует цели общего развития и укрепления здоровья, повышения работоспособности  и помогает  закаливанию, содействует более полноценному переходу из заторможенного состояния в бодрствующее. В утренней гигиенической гимнастике используют небольшое  (8 – 10) число упражнений, охватывающих основные мышечные группы; физические упражнения должны быть простыми.

        Лечебная гимнастика   является одной из основных форм  лечебной физической культуры . Кроме общеразвивающих  упражнений  применяют специальные упражнения для мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения (статические и динамические), упражнения в произвольном расслаблении мышц (упражнения для мышц брюшного пресса в подостром периоде заболевания исключаются). Упражнения в произвольном расслаблении мышц  снижают возбудительные процессы в  центральной нервной системе, способствуют  ускорению   процессов  восстановления     работающих мышц,  понижают   тонус не только мышц, участвующих в расслаблении, но (рефлекторно) и гладкой мускулатуры внутренних органов, в том числе желудка и кишечника, снимают спазм кишечника, привратника желудка и других сфинктеров[9].

        Терапевтический эффект  лечебной  гимнастики  будет значительно выше, если специальные физические упражнения будут выполняться группами мышц, получающими иннервацию от тех же сегментов спинного мозга, что и пораженный орган. Это упражнения с участием мышц шеи, трапециевидных, мышц, поднимающих лопатку, большой и малой ромбовидных, диафрагмы, межреберных мышц, передней стенки   живота, подвздошно – поясничной, запирательной, мышц стопы и голени.

        При заболеваниях органов пищеварения эффективность  лечебной  гимнастики  во многом зависит от выбора исходных положений, позволяющих дифференцированно регулировать внутрибрюшное давление.

         Наиболее часто  применяются  исходные положения лежа с согнутыми ногами (на левом или правом боку, на спине); в упоре, стоя на коленях, стоя на четвереньках, стоя и сидя.

        Исходное положение  лежа рекомендуются в период обострения и непосредственно после обострения заболевания как наиболее щадящие, способствующие наименьшим функциональным сдвигам, обеспечивающие наилучшие условия для выполнения дыхательных упражнений (лежа на спине с согнутыми ногами), произвольного расслабления мышц. Эти исходные положения   удобны для выполнения упражнений для мышц брюшного пресса и тазового дна.

       Анатомо – топографические взаимоотношения желчного пузыря, общего желчного протока и двенадцатиперстной кишки позволяют рекомендовать исходные положения лежа на левом боку, стоя на четвереньках, при которых отток желчи по направлению к шейке пузыря и ампуле осуществляется под влиянием гидростатического давления. Дополнительно ускоряет отток желчи в этих исходных положениях  повышение  внутрибрюшного давления при полном дыхании с акцентом на диафрагму и некоторым участием мышц брюшного пресса.

         Исходное положение  стоя на коленях (на четвереньках) применяются при необходимости ограничить воздействие  на   мышцы  живота, вызвать механическое перемещение желудка и петель кишечника; исходное  положение стоя и сидя используются для наибольшего воздействия на органы пищеварения.

     Лечебная   гимнастика  в водной  среде проводится в бассейнах с пресной или минеральной водой. Упражнения выполняются из исходного положения лежа   с плавучими  приспособлениями   или у поручня, сидя на подвесном стульчике, стоя и в движении.Продолжительность занятия от 20 до 40 минут. Температура   воды 24 – 26 °С. На  курс лечения 12 – 15 процедур.   Занятия проводят и   индивидуальным или   малогрупповым   методом[17].

         Терренкур на свежем воздухе тренирует и закаливает организм, нормализует психоэмоциональную сферу. Это естественное физическое упражнение - ходьба. Дозировать физическую нагрузку можно изменением дистанции, угла подъема, темпа ходьбы (прохождения заданной дистанции за определенный промежуток времени), числа остановок для отдыха и их продолжительности, применением дыхательных упражнений в период ходьбы и отдыха, назначением 1 – 2  или 3 прогулок в день, чередованием дней тренировок с днями отдыха.

         Спортивные  игры  представляют собой сложные формы ациклической мышечной деятельности, существенно затрудняет их дозировку. Этот недостаток восполняется их высокой эмоциональностью. Игровая  деятельность позволяет включать и использовать большие резервные возможности сердечно – сосудистой  системы.

        Лечебную гимнастику применяют по прошествию острого периода заболевания. Следует осторожно выполнять упражнения, если они усиливают боли. Жалобы часто не отражают объективного состояния и язва может прогрессировать при субъективном благополучии (исчезновение болей). В связи с  этим при лечении больных следует щадить область живота и очень осторожно, постепенно повышать нагрузку на мышцы брюшного пресса. Можно постепенно   расширять   двигательный режим больного   путем возрастания общей нагрузки при выполнении большинства упражнений, в том числе упражнений в   диафрагмальном  дыхании и упражнений для мышц брюшного пресса[10].

        Занятия лечебной гимнастики  сначала   проводят  применительно к постельному режиму. Впервые занятия необходимо научить больного брюшному дыханию при небольшой амплитуде колебаний брюшной стенки. Эти упражнения, вызывая незначительные изменения внутрибрюшного давления, содействуют улучшению  кровообращения   и   нежному   массажу   органов брюшной полости, уменьшению  спастических явлений и нормализации перистальтики. Движения в крупных суставах конечностей выполняют сначала с укороченным рычагом и небольшой амплитудой. Можно использовать упражнения   в   статическом  напряжении   мышц пояса верхних конечностей, брюшного пресса и нижних конечностей. Поворачиваться в постели и переходить в положение сидя необходимо спокойно, без значительных напряжений.  Продолжительность занятий  лечебной гимнастики 8 – 12  минут.

         При заметном стихании болей и других явлений обострения, исчезнове-

нии или уменьшении ригидности брюшной стенки, уменьшении болезненности и улучшении общего состояния назначают палатный  режим (примерно через 2 недели  после поступления  в стационар). Упражнения  из исходного положения лежа, сидя, стоя, в упоре стоя на коленях выполняют с постепенно возрастающим усилием для всех мышечных групп (за исключением мышц брюшного пресса), с неполной амплитудой, в медленном и среднем темпе. Допускаются кратковременные умеренные   напряжения мышц    брюшного пресса в положении лежа на спине. Постепенно углубляется диафрагмальное дыхание. Продолжительность занятий лечебной гимнастики 15 – 18  минут.

          После исчезновения болей и других признаков обострения, при отсутствии жалоб и общем удовлетворительном состоянии назначают свободный режим. В занятиях  лечебной гимнастики используют упражнения для всех мышечных групп (щадя область живота и исключая резкие движения) с возрастающим усилием из различных исходных положений. Включают упражнения с гантелями (0,5 – 2 кг), набивными мячами (до 2 кг), упражнения на гимнастической стенке и скамейке. Диафрагмальное дыхание осуществляется с максимальной глубиной. Ходьба доводится до 2 – 3 км в день, ходьба по лестнице  до 4 – 6 этажей, желательны прогулки на открытом воздухе. Продолжительность занятия  лечебной гимнастики  20 – 25 минут[4].

         В условиях санаториев и курортов, где проходят лечение больные в период ремиссии, объем  и интенсивность занятий лечебной гимнастики увеличиваются: широко используют общеукрепляющие, дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, разрешают подвижные и некоторые спортивные игры (бадминтон, настольный теннис), эстафеты. Следует рекомендовать терренкур, прогулки, а   зимой  ходьбу на лыжах (маршрут должен исключать подъемы и спуски с крутизной, превышающей 15 – 20°С; показан попеременный   стиль  ходьбы).  В  процедуре  лечебной гимнастики исключают силовые, скоростно – силовые упражнения, статические усилия и напряжения,   прыжки  и   подскоки,  выполнение  упражнений   в   быстром   темпе[20].

         2.1.2.Схемы двигательных режимов

         1.Режим с малой физической активностью (щадящий).

         Режим   с  малой физической активностью (щадящий) применяют для восстановления адаптации к нагрузкам расширенного режима; стимуляции обменных процессов; борьбы с застойными явлениями в брюшной полости; нормализации регенераторных   процессов; положительного влияния на психоэмоциональную сферу больных и умеренного повышения адаптации сердечно – сосудистой  системы  к возрастающим физическим нагрузкам. При щадящем   режиме  периоды отдыха преобладают над периодами нагрузки.

Содержание режима  предусматривают  бальнео - и   физиотерапевтические процедуры. Утренняя гигиеническая   гимнастика  проводится малогрупповым методом с малой нагрузкой, продолжительностью 10 – 15  мину. Лечебная гимнастика  проводится   малогрупповым методом или индивидуально, продолжительность 20 – 25  минут. Дозированные прогулки по ровной местности протяженностью 0,5 - 1,5 км 1 – 2 раза в день с интервалом для отдыха не менее 1 – 2 часа, в темпе, свойственном динамическому стереотипу больного. Самостоятельные занятия физическими упражнениями 1 – 2 раза в день по 6 – 8 специальных упражнений.   Малоподвижные игры (крокет, кегельбан) до 30 минут.

Информация о работе Язвенная болезнь желудка