Вегетарианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Вегетарианство (от латинского слова vegetalis - растительный) - система питания, допускающая употребление в пищу лишь растительные продукты, которые согласно этой системе являются единственной естественной пищей человека. Вегетарианство получило распространение в Западной Европе в первой половине 19 века. В России его известности способствовало опубликование профессором А. Н. Бекетовым в 1878 году статьи "Питание человека в его настоящем и будущем", а также популяризация вегетарианства Львом Толстым. В те времена вегетарианством увлекались главным образом некоторые религиозные меньшинства и некоторые слои интеллигенции.

Работа содержит 1 файл

вегетарианство.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

Религия

 

            Еще одна причина – религиозная.

            До настоящего времени взаимоотношения с животными составляют важную часть религий мира, многие люди и теперь верят в мистическое родство между человеком и животными.

Индуизм имеет корни, уходящие в  ведическую религию брахманизм. Благодаря  высокому уровню духовного развития общества (развитые философия и принципы морали) Индия стала первым государством, в котором религиозно-нравственные принципы запрещали потребление  мяса и жестокое обращение с животными. Согласно религиозным воззрениям индусов, все животные - четвероногие, пернатые, покрытые чешуей - считались младшими братьями и сестрами человека, общим  творцом которых был Бог.

Индусские семьи часто держат домашних животных, птиц. Но, в отличие от жителей  западных стран, индусы видят свой религиозный  долг в том, чтобы заботиться о  животных, которых они считают  членами своих семей. Индус утром  сначала кормит свое животное, а  потом принимается за другие дела.

Индуизм подчеркивает родственную  близость человека с природой, со всеми  животными, а это делает невозможным  враждебное или даже безразличное отношение  к животным, с которыми человек  образует единство. В своем развитии человечество сначала проходит стадию воплощений в животном царстве.

Великие основатели религий в Индии, безусловно, сделали очень много  для защиты животных, для осознания  их прав. Те идеи, которые с великим  трудом пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты  нашего века, уже несколько тысячелетий  являются достоянием народов на Востоке, ими руководствуются в жизни.

Другой восточной религией, также  проповедовавшей вегетарианство, был  зороастризм. Основатель этой религии  Заратустра (в греческом написании  Зороастр), живший в Персии примерно за 600 лет до н.э., был известным  защитником животных. Последователи  его религии, спасаясь от преследований  исламских владык, бежали в Индию, где религия была гораздо ближе к их собственной. Их современные потомки в Индии называются парсами: всего зороастрианцев сейчас около 200 тыс. человек, они придерживаются вегетарианства.

Другой величайшей религией мира, возникшей в Индии, был буддизм. Буддизм исповедует веру в перевоплощение. Каждый человек может, пройдя восходящие ступени все более возвышенного состояния, достичь нирваны. Поскольку  животные постоянно страдают, рождение животным является наказанием за прошлые  грехи. Эта вера заставляет человека постоянно помнить о том, что  он тоже может оказаться на месте  животного.

Третьей ведущей религией Индии  является джайнизм. Эта религия довела до полного логического развития идеи ахинсы и наиболее бескомпромиссно  защищает все формы живых существ.

Джайнисты не только особо строгие  вегетарианцы, они также считают  невозможным убивать любое живое существо, даже насекомое. Все джайнисты также не потребляют алкоголь, мед и фиги. Ахинса предписывает также обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насекомые).

      Иудаизм.

Отношение евреев к животным, как  можно судить по Ветхому Завету, было относительно гуманным.

В Библии многочисленны упоминания о животных, по отношению к которым  Бог выступает как хранитель; в псалмах Давида и пророчествах Бог упоминается как пекущийся  о всякой твари, милосердный ко всем. Поскольку высшим нравственным принципом  иудейской религии является подражание Богу, то нравственным долгом верующих должно было стать сострадание к  животным. В Библии прямо указывается, что человек должен приходить  на помощь животному: если кто-либо увидит осла, упавшего под грузом, то он не должен проходить мимо, но должен освободить его. Человек был обязан совершать акты милосердия по отношению к животным и потому, что жестокость по отношению к ним развивает безжалостность в человеке и, наоборот, добрые дела способствуют развитию сострадания, гуманности.

Вместе с тем иудаизм неоднозначно высказывался против жестокости к животным, ссылаясь на промысел Бога. Библия разрешала  человеку использование животных в  пищу. Однако иудаизм проявлял заботу о том, чтобы люди, лишая животное жизни, причиняли ему меньше страданий. Согласно религиозным источникам, смерть животного должна быть возможно легкой, и нож для этого должен быть острым. Поэтому религиозный закон  разрешает иудеям есть мясо, только если животное убито ритуальным способом, отвечающим описанным требованиям.

Иудаизм предусматривает возможность  того, что человек может идти дальше по пути нравственного совершенствования  и отказываться от жестоких поступков  по отношению к животным, даже если эти действия служат его благу.

Ислам

Широко распространенной религией Востока является ислам. Эта религия  уделяет достаточно большое внимание вопросу отношения к животными  рассматривает его как нравственную проблему.

Мусульмане верят, что Бог создал и людей, и животных, хотя человек  был создан особенным путем, когда  Бог вдохнул душу в Адама. Мусульман  учат, что Бог дал человеку власть над животными, однако плохо обращаться с животными означает не подчиняться  воле Бога.

Возвышение человека над остальными созданиями проистекает, согласно исламскому мировоззрению, не из физического превосходства человека (он может даже уступать в чем-то животным), а из более высокой степени сознания, которым обладает человек благодаря своей духовной силе.

Ислам побуждает людей брать  на себя ответственность за благополучие животных; законы ислама запрещают  причинять животным боль, убивать  их, кроме как для получения  пищи.

В исламе отводится большое место  вопросу защиты живого. Во всех священных  писаниях, в первую очередь в Коране, подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания  жизни как единого органического целого.

Христианство

Христианская мораль формировалась  на фоне нравов Римской империи. Крайняя  жестокость зрелищ - массовое умерщвление  животных на арене - не означала, что  у римлян отсутствовало чувство  справедливости, даже гуманности по отношению  друг к другу.Если некоторые восточные  религии утверждали, что любая  жизнь драгоценна, то христианство выделило человека, как обладающего  бессмертной душой, и противопоставило его всему остальному миру живого, сделало его центром мироздания, заимствовав эту идею у иудаизма. Христианство сурово осуждало бои гладиаторов, рассматривая их как убийство, и  под его влиянием бои гладиаторов  прекратились в IV в. В то же время  христианская религия никак не высказывалась  относительно безнравственности жестокого  обращения с животными, умерщвления  их или пыток. Даже в Римской империи  такие писатели и мыслители, как  Овидий, Сенека и особенно Плутарх, высказывались за необходимость  сострадания к любому живому существу, которое способно чувствовать. Животные не стали объектом христианского  милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в христианской Европе раздались  голоса в защиту всего живого, призывы к универсальной этике.

Все сущее происходит от Бога, не может  существовать без его воли и одобрения, поэтому все существует со смыслом, имеет цель, на все исходит благоволение божие. Некоторые теологи (П. Тиллих) считают, что искупление всех грехов, которое дал своей мученической смертью Христос, распространяется на весь мир живого. Животные вовлечены  в грех человечеством, поэтому их грехи искуплены смертью Христа тоже. Исходные положения христианского  учения - о доброте, ненасилии, самосовершенствовании - развивались в соответствии с  общим нравственным уровнем человечества и в последующие эпохи получали новое толкование, которое отвечало более высокому уровню духовного, культурного  развития общества. Идеи доброго, милостивого  отношения к животным получили развитие и в Русском православном христианстве.

Сергий Радонежский и Серафим  Саровский были вегетарианцами.

Хотя Русская православная церковь  немного говорила об этике отношения  к животным, тем не менее в начале XX в. в ее поучениях звучала и  тема доброго обращения с животными.

Этот раздел хочется закончить  таким размышлением известного американского  ученого и борца за права животных Тома Ригана:

«После всего, что сказано и  сделано, невольно возникает вопрос, почему в нашем так называемом цивилизованном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает. Почему так трудно изменить отношение  человека к животным? Религиозные  институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Почти 90% населения  мира исповедуют одну из главных религий. Каждая из этих религий имеет нравственную платформу, с помощью которой  можно было бы влиять на массы, воспитывать  их. Но никто никогда не слышал с  амвонов проповедей, доносящих до людей слово божие о животных. Завет «возлюби ближнего своего» включает всех ближних и животных тоже»

Вывод: практически во всех религиозных системах отказ от мясоедения считается необходимой составляющей очищения, без которой невозможно интенсивное духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом избранных, иногда — всех приверженцев данной религиозной системы.

Здоровье. Медико-гигиенические  причины вегетарианства

 

Еще одной из самых распространенных причин становления человека вегетарианцем  стало желание оздоровить свой организм. Гиппократ писал: «Близорукие жертвы болезней предпочтут облегчать свои страдания лекарствами, чем предупреждать  их здоровой пищей.

Как скоро благодеяния растительной пищи будут доказаны с математической точностью, как только для всякого  станет ясно как дважды два - четыре, что люди, живущие естественной жизнью, ограждены от преждевременной смерти, то и самые глупые из людей предпочтут спокойную и долгую жизнь короткой и полной страданий.»

Многие болезни человека возникают  именно из-за неправильного питания! Это научно доказанный факт-ожирение, опухоли и другие опасные для  жизни человека болезни возникают  именно из-за неправильного питания  человека.

Поскольку основной причиной перехода к вегетарианскому питанию для многих людей является желание избежать ряда заболеваний, особый интерес представляют данные о меньшей распространенности у вегетарианцев таких «болезней века», как сердечно-сосудистые и опухоли.

Уже давно замечено, что люди, использующие преимущественно растительную пищу, не страдают артериальной гипертензией.

Дж. Роуз и Л. Бейлин (Rouse и Beilin, 1984) обследовали 98 вегетарианцев и 113 человек, употребляющих  мясную пищу. У вегетарианцев по сравнению с контрольной группой  были значительно меньше масса тела и уровень холестерина в плазме крови.

Образованию высокого уровня холестерина  в крови способствуют отдельные  группы пищевых продуктов: содержание холестерина очень велико в яичных желтках и субпродуктах (печень, почки, мозги), много холестерина  в говядине, баранине, свинине и  мясных полуфабрикатах. Совершенно не содержат холестерина растительные продукты.

Положительное влияние вегетарианских рационов на липидный спектр сыворотки  крови, очевидно, служит одной из причин более низкой смертности от ишемической  болезни сердца вегетарианцев по сравнению с не вегетарианцами.

Изучение индекса атерогенности, представляющего собой отношение  уровня липопротеидов низкой плотности  к уровню липопротеидов высокой  плотности, показало, что у мужчин-вегетарианцев  он составляет 2,1, у женщин - 2, что  является оптимальным (для сравнения: величина индекса 4,5 представляет высокую  степень опасности возникновения  атеросклероза).

Имеется ряд работ, указывающих  на связь опухолевого роста с  употреблением мяса, яиц, сыра и других белков животного происхождения, а  также с избыточным потреблением жиров.

В книге «Основы питания в  клинике» сообщается, что в США  причиной трети всех случаев заболевания  раком является неправильное питание. Нарушения в питании связаны прежде всего с раком прямой кишки, грудных желез, предстательной железы и желудка. Недостаточное потребление овощей, а с ними пищевых волокон, избыточное потребление жиров и мяса увеличивают риск возникновения рака прямой кишки. Рак желудка связан с потреблением сушеной, соленой и жареной рыбы, маринадов и копченых продуктов, рак груди - с избыточным потреблением жира.

«Медицинский журнал Новой Англии» (США) в 1991 году опубликовал данные, характеризующие зависимость между  частотой потребления мяса и степенью риска возникновения рака толстой  кишки. Так, употребление говядины, свинины  или баранины всего лишь раз в  неделю увеличивает степень риска  возникновения рака кишечника на 40%, употребление этих продуктов от 2 до 4 раз в неделю - на 50%, от 5 до 6 раз в неделю - на 80%. Степень риска  возникновения рака толстой кишки  у употребляющих куриное мясо с частотой от 2 до 7 раз в неделю на 47% выше, чем у людей, которые  никогда не едят куриного мяса.

Исследователь из Бостонского госпиталя  Виллет говорит: «Оптимальное количество красного мяса, которое вы должны есть, равняется нулю».

Информация о работе Вегетарианство