Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:41, реферат
Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
* Введение
o 1. Конфликты и стрессы в организации
o 1.1 Конфликты и их классификация
o 1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
o 2. Управление конфликтами персонала в организации
o 2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов
o 2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами
o 2.3 Тактика ведения переговоров
o Заключение
o Список использованных источников
Сформулируем основные шаги в процессе переговоров.
Подготовка к переговорам (сбор информации, диагностика проблем, определение сильных и слабых сторон, причем как своих собственных, так и оппонента, выяснение целей всех участников, расстановки сил, стоящих за ними, разработка возможных вариантов решения, проработка процедурных вопросов и пр.).
Составление списка ожидаемых и желаемых целей (обеих сторон).
Сравнение целей и ожиданий сторон (размышление над вопросами: "Какие цели у нас общие? Какие наши цели отличаются друг от друга?", установление рамок переговоров и др.).
Отделение индивидуальной формы коммуникации от целей так, чтобы ограничить до минимума возможность личностного или культурного конфликтов.
Проверка исполнения взятых обязательств, например в форме гарантии или инспекции.
И, наконец, как известно, в зависимости от интересов сторон возможными стратегиями переговоров являются:
1) выигрыш - выигрыш;
2) выигрыш - проигрыш;
3) проигрыш - выигрыш;
4) проигрыш - проигрыш
(таблица 2).
Таблица 2. Стратегии переговоров
Тип стратегии | Стратегическая цель | Фактор стратегии | |
Выигрыш-выигрыш | Достижение
взаимовыгодных соглашений |
Образ конфликтной ситуации адекватен, имеет место наличие благоприятных условий для обоюдного конструктивного разрешения проблем | |
Выигрыш-проигрыш | Выигрыш за счет
проигрыша оппонента |
Образ конфликтной
ситуации завышен, имеет место поддержка
конфликта в форме |
|
Проигрыш - выигрыш | Уход от конфликта, уступка оппоненту | Образ конфликтной ситуации занижен; имеет место запугивание в форме угроз, блефа и т.п. | |
Проигрыш - проигрыш | Самопожертвование во имя гибели противника | Образ конфликтной
ситуации неадекватен; имеет место
природная или ситуативная |
|
Следует подчеркнуть, что существуют две наиболее распространенные и полярные схемы ведения переговоров: мягкий подход (тактика уступок) и жесткий подход (тактика давления). Однако жизнь не стоит на месте и в рамках Гарвардского проекта по переговорам была предложена прогрессивная и наиболее успешная модель - принципиальные переговоры Пономаренко В. Управление конфликтами. - М.: АСТ, Олимп, 2008. - с. 141..
Современная концепция переговорного процесса предполагает, что каждый участник переговоров преследует и реализует двойной интерес: относительно существа дела и относительно дальнейших взаимоотношений с партнерами. Поэтому на смену антагонистическому принципу объективно приходит принцип консенсусный, когда важно не только понять другую сторону, признать обоснованность ее интересов, но и воспринять эту реальность в качестве неотъемлемой стороны развития общества. Консенсус не просто уступка. Это компромисс на основе приемлемого для большинства сторон развития сотрудничества в достижении цели Пономаренко В. Управление конфликтами. - М.: АСТ, Олимп, 2008. - с. 153..
В основе принципиальных переговоров или переговоров по существу лежат четыре базисных принципа:
люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров);
интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях);
варианты (прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей);
критерии (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме) Менеджмент организации. Учебные и производственные практики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - с. 196..
В таблице 3 метод принципиальных
переговоров
Таблица 3. Подходы к переговорам
Мягкий подход | Жесткий подход | Принципиальный подход | |
1 | 2 | 3 | |
Участники - друзья | Участники - противники | Участники вместе решают проблему | |
Цель - соглашение | Цель - победа | Цель - разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно | |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделить людей от проблемы | |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, не стоять на жесткой платформе при решении проблемы | |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия | |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях | |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы | |
Обнаруживать свою подспудную мысль | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии | |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодные варианты | |
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они | Искать единственный ответ, тот, который примете вы | Разработать многоплановые варианты выбора: решать позже | |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев | |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть в состязании воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли | |
Поддаваться давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению | |
В заключении приведем некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
Надо знать, как развивается конфликт, знать его этапы.
Следует выяснить скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является главной причиной, главным предметом разногласий и претензий.
Необходимо определить проблему в категориях целей, а не решений, проанализировать не столько различные позиции, сколько стоящие за ними интересы.
Надо сконцентрировать внимание на интересах, а не на позициях. Позиция - это то, о чем заявляется, это модель решения. Интересы - это то, что побуждает принимать конкретное решение. Именно в интересах ключ к решению проблем.
Следует делать разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами, ставить себя на место оппонента.
Следует справедливо и непредвзято относиться к инициатору конфликта, так как подчас за недовольством и претензиями стоит существенная проблема.
Нельзя расширять предмет конфликта, следует стараться сократить число претензий.
Необходимо контролировать свои чувства, а также учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности других участников конфликта Пономаренко В. Управление конфликтами. - М.: АСТ, Олимп, 2008. - с. 162..
Итак, вывод: если в переговорном процессе возникает ситуация, когда противоположные цели интегрируются вокруг общей совместной цели и конфликтующие стороны начинают сотрудничать и работать как одна команда, то это верный признак достижения успеха. Здесь ключевое слово - команда.
Заключение
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известную поговорку "в споре рождается истина" можно с полным основанием применить и к конфликту. Существуют две позиции. Первая предполагает, что конфликт - это столкновение и борьба различных сил, людей или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов. Согласно второй конфликт - это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами. Оптимальным, на наш взгляд, будет следующее определение. Конфликт - это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.
Различают следующие причины возникновения конфликтов в организации: причины, связанные с распределением ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.п.), различия в целях, стоящих перед сотрудниками, разногласия в мнениях сотрудников о целях и миссии компании или о своем статусе и уровне заработной платы, неудовлетворительные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) между сотрудниками в организации, различия между людьми в манере поведения и в жизненном опыте (конфликт на бытовом уровне), конфликты, связанные с различиями в ценностях работников (принадлежность к различным политическим или общественным объединениям, желание "обратить в свою веру").
Были предприняты
попытки развить существующую классификацию
конфликтов. Можно выделить экономические,
идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые,
социально-психологические, эмоционально-неврогенные
конфликты. По способам разрешения конфликтов
выделяем антагонистические и компромиссные,
по природе возникновения - социально-организационные
и эмоциональные, по направленности воздействия
- вертикальные, горизонтальные, по степени
выраженности - открытые, скрытые, потенциальные,
по количеству участников, задействованных
в конфликте, - внутриличностные, межличностные,
межгрупповые. До последнего времени в
системах управления персоналом организаций
отсутствовали работники - конфликтологи,
а в должностных инструкциях руководителей
и специалистов функции управления, предупреждения
и разрешения конфликтов не значились.
В настоящее время система управления
персоналом организаций включает подсистемы,
выполняющие функции по управлению конфликтами
и стрессами, анализ и регулирование групповых
и личностных взаимоотношений, отношений
руководства; управление производственными
конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической
диагностики; соблюдение этических норм
взаимоотношений; управление взаимодействием
с профсоюзами.
Список использованных источников
1. Джонсон Д. Корпоративная стратегия. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2007.
2. Емельянов С.М.
Управление конфликтами в
3. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
4. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. - М.: Академический проект, Трикста, 2007.
5. Менеджмент организации.
Учебные и производственные
6. Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 2006.
7. Пономаренко В. Управление конфликтами. - М.: АСТ, Олимп, 2008.
8. Прикладная конфликтология: Учебник. - М.: Харвест, АСТ, 2007.
9. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. - СПб.: Речь, 2009.
10. Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. - М.: Энергия, 2008.
11. Шварц Г. Управление
конфликтными ситуациями. Диагностика,
анализ и разрешение