Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:41, реферат
Управление конфликтами - процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.
* Введение
o 1. Конфликты и стрессы в организации
o 1.1 Конфликты и их классификация
o 1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты в организации
o 2. Управление конфликтами персонала в организации
o 2.1 Некоторые способы разрешения конфликтов
o 2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами
o 2.3 Тактика ведения переговоров
o Заключение
o Список использованных источников
И, наконец,
в зависимости от количества участников
(или, другими словами, по критерию масштаба)
конфликты можно подразделить на внутриличностные,
межличностные и
межгрупповые Романова О.С., Романова
А.И. Менеджмент организации. - М.: Энергия,
2008. - с. 118..
Внутриличностный конфликт вызывается, во-первых, фрустрацией. В реальной жизни возможна ситуация, когда возникает некая преграда на пути к достижению человеком цели, вознаграждения. И именно это обстоятельство ведет к фрустрации, т.е. к психологическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности, отчаяния и т.п. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для нее цели, реализации той или иной ее потребности. Если говорить о реакции на состояние фрустрации, то надо упомянуть следующие действия: агрессию (проявляемую в виде раздражения, гнева, физической или вербальной атаки), уход (от реальной ситуации в мир мечтаний, апатия, нежелание принимать решения, регресс), закрепление (непрекращающиеся бесполезные попытки преодолеть преграду, причем подчас с упорством, достойным лучшего применения) и компромисс (постановка новой цели, выбор нового направления, решения).
Модель фрустрации может быть полезна не только для анализа поведения в целом, но и, что особенно важно именно для нас, специфических аспектов поведения человека на работе. Вот некоторые поведенческие реакции на фрустрацию, возникающие в компаниях, причем свидетельствующие в основном о том, что фрустрация негативно сказывается на работе как отдельного человека, так и всей компании (таблица 1).
Таблица 1
Поведенческие реакции на фрустрацию
Реакция | Психологический процесс | Пример | |
1 | 2 | 3 | |
Компенсация | Погружение в работу
с еще большей энергией, чтобы
компенсировать чувство реального
или воображаемого |
Очень много и усердно работающий сотрудник, которому так и не удалось достаточно высоко продвинуться в Компании по служебной лестнице | |
Замещение | Перенос скрытых эмоций на людей, идеи или предметы, которые на самом деле не являются основными источниками этих эмоций, т.е. перенос эмоций, действий с изначально недоступного объекта на доступный | Руководитель, который грубо отказывает в простой просьбе своему подчиненному после того, как получил резкий отказ от своего начальника | |
Фантазия | Мечтания или иные формы возбуждения собственного воображения, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой - получить воображаемое удовлетворение | Сотрудник, который во время совещания мечтает о том, что он исправит ошибки своего начальника и будет признан всеми как настоящий лидер в данной области | |
Негативизм | Активное или пассивное сопротивление | Сотрудник, которому не удалось избежать назначения в Совет директоров Компании, критикует каждое предложение, сделанное на его заседаниях | |
Проецирование | Защита самого себя
от осознания собственных |
Сотрудник-неудачник, который в глубине души хотел бы помешать продвижению по службе своим коллегам и которому постоянно кажется, что другие всеми силами стараются "посадить его в лужу" | |
Рационализация | Оправдание противоречивых и нежелательных форм поведения, мнений, утверждений и мотивационных факторов путем общепринятых объяснений | Продавец, который взвинчивает цены, потому что якобы "все так делают" | |
Регрессия | Возвращение на более низкий уровень зрелости, возврат в психологическое состояние и возраст, в котором было ощущение комфорта | Менеджер, который потерпел неудачу на административной работе, загружает себя, выполняя работу клерка или вникая в технические детали, что больше соответствует работе его подчиненных | |
Смирение, апатия и скука | Разрушение психологического контакта с окружающей средой, отказ от любого рода эмоциональной или личной вовлеченности | Сотрудник, который не получает вознаграждений, которого не хвалят и не поощряют, не заботится больше о том, насколько хорошо он выполняет свою работу | |
Бегство или уход | Выход из той области, в которой человек испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте, физически или психологически | Продавец, у которого сорвался крупный заказ, оставшуюся часть дня ничего не делает | |
К причинам фрустрации можно отнести, например, мелочный контроль за методами и темпами выполняемой сотрудником работы, непонимание ее содержания, отказ руководства заниматься жалобами и проблемами сотрудников, непонимание сотрудниками причин принимаемых решений, да и подчас элементарное нежелание руководства объяснять их и многое другое.
Во-вторых, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом целей. При этом обычно рассматривают три случая:
1) сотрудник нацелен
на достижение нескольких
2) сотрудник нацелен
на избежание двух
3) сотрудник нацелен
как на достижение, так и на
избежание некоторой цели в
том случае, когда эта цель
обладает как положительными, так
и отрицательными чертами
И, в-третьих, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом ролей, причем существует три типа конфликта ролей:
1) конфликт между
человеком и конкретной ролью
(например, человек, исповедующий
демократические взгляды,
2) внутриролевой конфликт (противоречивые представления о том, как следует играть роль);
3) межролевой конфликт (один и тот же человек играет разные роли) Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. - М.: Издательство Вернера Регена, 2007. - с. 97..
Подчеркиваем, что причины внутриличностного конфликта могут быть весьма разнообразными, что обусловлено сложностью и многообразием организационных факторов, в структуре которых менеджер осуществляет свою деятельность Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - с. 47..
Межличностные конфликты связаны с индивидуальными различиями людей, их разными ценностными ориентациями, недостатком или недостоверностью информации, которой обладают участники конфликта, несовместимостью целей (например, цели менеджера по производству и менеджера по продажам противоположны) и пр. Для анализа межличностных конфликтов часто используется "окно Джохари", разработанное Джозефом Лафтом и Гарри Ингэмом, названное по первым буквам их имен, представляющее собой матрицу размером 2х2 и отражающее, по сути, возможные стили межличностного общения
Ясно, что наименее конфликтным случаем является ситуация, когда человек достаточно хорошо знает себя, свои сильные и слабые стороны, личностные особенности и одновременно достаточно хорошо разбирается в мотивах поступков других людей, знает их цели и устремления (Открытое "Я"), а наиболее конфликтным взрывоопасным случаем - ситуация незнания ни себя, ни окружающих людей (Неизвестное "Я"). Промежуточные случаи также могут приводить к межличностным конфликтам. Скажем, чеовек может раздражать других людей, не зная каких-то своих особенностей (Слепое "Я") или старается закрыться, спрятать свои чувства от других (Скрытое "Я"). Эта схема представляет собой как бы карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего "Я" как самим человеком, так и другими людьми Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. - М.: Энергия, 2008. - с. 126..
И, наконец, межгрупповые конфликты - это конфликты между различными службами и подразделениями компании, в частности между линейными подразделениями и штабными, между общественными организациями, например профсоюзом, и администрацией и т.п. Основными причинами таких конфликтов являются, например, борьба за ресурсы, статус, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий.
Основной задачей руководителя при разрешении внутриличностных конфликтов является снижение числа барьеров (воображаемых, реальных или потенциальных), которые вызывают или могут вызвать состояние фрустрации у его сотрудников. Эта цель может быть достигнута посредством перепроектирования рабочего места, более полного учета мотивации сотрудников и навыков лидерства.
Для уменьшения вероятности возникновения, например, горизонтальных конфликтов следует:
1) изменить отношения
(разграничить полномочия и
2) улучшить координацию
задач (разделить задачи между
подразделениями, разработать
3) структурировать
общение и переговоры (обучить
технике ведения
4) улучшить межличностные
взаимоотношения (провести
Вообще говоря, для разрешения конфликта и сохранения позитивных взаимоотношений между его участниками следует постоянно помнить о четырех весьма полезных советах Фреда Лютенса: остыньте, проанализируйте ситуацию, объясните собеседнику, в чем состоит проблема, и оставьте собеседнику выход.
Другими словами, если говорить более подробно:
1) дайте оппоненту
выпустить пар (пока человек
раздражен и возбужден, он
2) потребуйте от
оппонента спокойно обосновать
свои претензии (людям
3) сбивайте агрессию
неожиданными приемами (например, попросите
доверительного совета у
4) не давайте оппоненту отрицательных оценок, а говорите только о своих чувствах (не говорите: "Вы меня обманываете", а скажите: "Я чувствую себя обманутым");
5) попросите оппонента
сформулировать желаемый
6) предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты решения (старайтесь не искать виноватых, а искать выход из ситуации. Создайте спектр вариантов, а затем выберите лучший, взаимоприемлемый вариант. Если вы не можете договориться о чем-то, ищите объективную меру для соглашения: нормативы, законы, инструкции);
7) в любом случае
дайте возможность оппоненту
сохранить свое лицо (не позволяйте
себе отвечать агрессией на
агрессию, не задевайте чувство
собственного достоинства
8) отражайте, как
эхо, смысл высказываний и
9) держитесь в позиции
на равных (в споре позиции
"ребенка" или "родителя"
одинаково неэффективны. Держитесь
на равных в позиции "
10) не бойтесь извиниться,
если чувствуете свою вину (помните,
что к извинению способны
11) ничего не надо
доказывать (в острых конфликтных
ситуациях никто никогда и
никому ничего не сможет
12) замолчите первым
(если вы почувствовали, что
вас втянули в конфликт и
ваша беседа напоминает
13) не характеризуйте
эмоциональное состояние
14) уходя, не хлопайте
дверью (ссору можно прекратить,
если спокойно уйти из
15) говорите, когда
оппонент остыл (учитесь
16) независимо от
результата конфликта
Теперь сформулируем пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях или, как иногда говорят, пять стилей конфликтного взаимодействия, а также некоторые условия их применения. Эта модель была предложена в 1972 г. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном (см. рисунок 3). Они выделили пять стилей конфликтного взаимодействия, используя две переменные: напористость, изменяющуюся от низкой степени удовлетворения своих интересов, или пассивного поведения, до высокой степени удовлетворения своих интересов, или активного поведения, и кооперацию, изменяющуюся от слабого внимания к интересам другого, или индивидуальных действий, до сильного внимания к интересам другого, или совместных действий Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. - М.: Энергия, 2008. - с. 134..
Неуступчивость, соперничество, конфронтация, соревнование (стремление добиться своих интересов в ущерб другому): - при необходимости быстрых решительных действий;
в случае, когда важные решения сопровождаются непопулярными мерами (сокращение расходов, введение более строгих правил, дисциплинарные воздействия);