Тибетская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Тибет часто называют "Крышей Мира", что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота - 5000метров над уровнем моря. Площадь - 2.5 миллиона квадратных километров. Население - 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев. Тибет богат полезными ископаемыми. Различные минералы, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие. Как и везде на высокогорье, погода в Тибете очень изменчива. Большой разрыв между дневной и ночной температурой вполне естественен. В целом же, климат вполне умеренный и гораздо более дружелюбный, чем многие себе это представляют. В отношении количества осадков необходимо заметить, что Тибетский район является одним из наиболее «неблагополучных мест» на планете в смысле осадков. Дождливые дни или дни, когда идет снег, можно сосчитать по пальцам.

Работа содержит 1 файл

Тибетская медицина.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Автор «Чжуд-ши» предупреждает:

  1. Не все услышанное принимай за истину, а проверь как следует. Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод.
  2. Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным словам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.
  3. Следует быть откровенным с теми, которых уважаешь и любишь, избегать людей с дурным характером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвредными.
  4. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии.
  5. Для друзей нужно жертвовать собою и не забывать их услуг; почитать воспитателей, отца, родственников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.
  6. Не следует с жадностью копить добро, затрачивая на это все свои силы, необходимо знать меру.
  7. Разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.
  8. Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым. Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать владеть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.
  9. Неправоту свою и поражение признавай, А если сам победишь - будь сдержанным.
  10. Если мудр - не зазнавайся, а если богат - знай меру.
  11. Низких не попирай, высоким не завидуй.
  12. Дружбы и вражды с негодяями избегай.
  13. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов.
  14. Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть
  15. не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк.
  16. Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение одного месяца.
  17. Соблюдая эти правила, если даже будешь действовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.
  18. А теперь о том, как жить по возвышенным законам.
  19. Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нравственного идеала.
  20. Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремиться к высшим идеалам, думать о добрых делах, избегая всяких дурных поступков.
  21. Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненавидеть, не должно поддаваться страстям, следует избегать дурных мыслей и помогать, по силе возможности, тяжко больным, бедным и несчастным.
  22. С благоговением ищи опору в друзьях (добродетели*), грех отбрось подальше.
  23. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды -от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати.
  24. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь...
  25. Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи.
  26. Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай...
  27. Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, - вот предел возвышенного поведения.
  28. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.
  29. Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помогать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистическое побуждение, ничего не жалея, делиться с окружающими, а о делах чужих радеть, как о своих собственных.
  30. Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.

     Однако  в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах  земных:

  1. Мирские законы - основа всех достоинств. Надо накрепко выучить их, следовать их букве и содержанию.
  2. Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали..

     Соблюдая  все перечисленные выше правила, человек сможет прожить долгую и  счастливую жизнь.

     «Да буду я днем и ночью жить так», - эту мысль всегда держи при себе, и страдание удалится.

ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ  ПО СЕЗОНАМ ГОДА

     Располагая  знаниями о свойствах и действии пищевых продуктов, о правилах их рационального использования в  питании, а также имея сведения о  влиянии образа жизни на состояние  систем регуляции, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года. Ниже приведены рекомендации тибетских медиков по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов.

     В питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной - грубое, осенью и в период роста растений - летом - прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной - продукты с тремя последними вкусами - горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.

     Осенью  и весной хорошо также проводить  очищение кишечника слабительными, очищение желудка - рвотными, а летом  в качестве профилактических и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.

     Такие образ жизни и режим питания  особенно полезны тем людям, в организме которых в соответствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей регулирующей системы в «Чжуд-ши» даются также рекомендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, а также различных оздоровительных очищающих процедур и массажей с использованием масел.

НАСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

  1. Не спать  ночью - это «грубый» (образ жизни), надо спать. Если не спал, на другой день постись и спи половину времени.
  2. Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают. Тем, кто много говорил, а также старым и напуганным сезон роста растении «груб», ночи в эту пору коротки, силы убывают, копится ветер; им полезно спать днем и есть «тяжелую» жирную (пищу). У других от дневного сна слизь увеличивается, тело пухнет, голова тупеет и болит, будут подавленность и простуды.

     Итак, «Чжуд-ши» предупреждает, что бодрствование  ночью - грубое нарушение режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, нужно спать на следующий  день на голодный желудок половину времени ночного бдения..

     Постоянная  сонливость является проявлением избытка  слизи в конституции. «Чжуд-ши»  рекомендует устранять избыток  слизи в организме при помощи рвотных средств, поста и активной половой жизни.

     Проявлением избытка ветра в организме является бессонница. Ею страдают, как правило, люди конституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать в течение всего дня. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

     Специальные наставления врачебной науки  требуют: не терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, урины.

     Неудовлетворение  голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю аппетита и головокружение. Такие расстройства излечиваются небольшим  количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.

     Неутоление  жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение. Эти расстройства излечиваются веществами охлаждающего свойства.

     Задержка  чихания вызывает притупление шести  чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, па-резис мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются ароматическим курением, лекарствами, вводимыми через нос, смотрением на солнце.

     Задержка  зевоты вызывает то же самое, что и  задержка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающими расстройства ветра.

     Задержка  дыхания приводит к появлению  опухолей, нарушениям работы сердца, кровообращения. Расстройства от задержки дыхания устраняют  средствами, излечивающими расстройство ветра.

     Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых веществ и сном.

     Таким образом, препятствия жизненным отправлениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам системы ветра, которые сразу негативно воздействуют на нервную систему. В связи с этим следует вовремя излечивать все эти расстройства соответствующими образом жизни, пищей, питьем и лекарствами.

ПИТАНИЕ И ПИЩА: ЖИЗНЕННАЯ ЖИВАЯ ТЕПЛОТА И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА

     Три регулирующие системы («вредящие») - ветра, желчи и слизи, семь тканей (сил  тела) и три отделения («вредимые») находятся в зависимости друг от друга, а от них в свою очередь зависят существование организма, его процветание и разрушение. Поэтому следует обратить особое внимание: 1) на ткани и отделения и на их роль в организме; 2) на жизненно-живую теплоту; 3) на результаты пищеварения.

     Жизненная живая теплота поддерживается восприятием, уподоблением, всасыванием, усвоением, удалением-очищением-расходованием  воздуха и пищевых веществ  и питья. Этот процесс пищеварения  совершается под влиянием деятельности системы ветра и жизненных процессов желчи и слизи в первых путях пищеварения. Все жизненные процессы совершаются под влиянием жизненной живой теплоты. Главную роль в производстве теплоты и ее поддержании и охранении в организме играет Переваривающая, уподобляющая желчь.

     «Огненное тепло» - это причина переваривания. Здесь главной считается желчь Переваривающая. У болезней, сил тела и нечистот - у всех есть тепло. От тепла зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь сил тела.

     Благодаря желчи и вызываемой ею теплоте  в организме не происходит расстройств, сохраняется прирожденная энергия жизненной живой теплоты, постоянно возобновляются силы организма. Трудолюбие, энергия, рост организма и продолжительность жизни зависят от деятельности желчи; никакая пища и питье не могут быть переварены без ее участия. Если же пищеварительная способность ослаблена, то питание хилуса и прочего ослабевает; поэтому для сохранения жизненной живой теплоты нужно стараться употреблять пищу и питье умеренно, разумно, вести умеренный образ жизни и не способствовать потере, расходованию теплоты. Такие обстоятельства сохраняют силу и способствуют долголетию.

     Пища  и питье, попадая в рот, размельчаются  и разжижаются слизеподобными секрециями, и после глотания и движения по пищеводу поступают в желудок. Пища в желудке разжижается питьем и благодаря жирам делается мягкой. Пищевые вещества в желудке под влиянием ветра, способствующего функционированию желудочных нервов, находятся в постоянном движении. Система ветра, в свою очередь, влияет на желчь, обеспечивающую усвоение и пищеварение.

     Оказавшись  в желудке, пищевая смесь, имеющая  шесть известных тибетским врачам вкусов, подвергается действию желудочного  сока, который размельчает и расщепляет ее. Таким образом, смесь превращается в пену, приятную на вкус. Пена эта сама по себе служит материалом, из которого желудочный сок получает необходимые ему вещества, то есть пополняет свои затраты.

     Далее эта сладкая пена подвергается действию желчи, способствующей пищеварению  и усвоению. Под влиянием этой желчи  вследствие усиления энергии жизненной живой теплоты пена становится кислой. Теперь она - питательный материал для самой желчи, восстанавливающий ее траты.

     Три жизненных процесса, совершающиеся  в организме, влияют на энергию жизненной  живой теплоты:

  1. под влиянием расстройства ветра происходит колебание энергии жизненной живой теплоты;
  2. под влиянием расстройства жизненных процессов желчи энергия жизненной живой теплоты увеличивается;
  3. под влиянием расстройства жизненных процессов системы слизи энергия жизненной живой теплоты ослабевает;
  4. под влиянием нормального состояния всех трех главных жизненных процессов, совершающихся в организме, энергия жизненной живой теплоты нормальна.

Заключение.

     Что ж, можно сказать, что тибетская  медицина прошла множество стадий своего развития и добилась больших успехов. Возможно, для многих из нас их подходы и методы кажутся странными, но нельзя поспорить с тем, что тибетская медицина действенна. В заключение хотелось бы напомнить, что благодаря тибетскому лечению многих людей удалось спасти от операций. А значит не стоит бояться того, что нами пока до конца не изучено. 
 

Список  литературы:

 
  
  1. Цендина А. Д. …и страна зовется Тибетом. // Москва: Вост. лит., 2006. — С. 263—269.
  2. Чойжинимаева С.Г. Тайны Тибетской медицины. /по материалам изданий «ЗОЖ», 2007.
  3. Чжуд-ши: Канон тибетской медицины/ изд. «Восточная литература», 2001.
  4. «Дзэйцхар Мигчжан»— памятник тибетской медицины.— Новосибирск: Наука, 1985
  5. Чжуд-ши./пер. с тибетского Д. Б. Дашиев, 1986

Информация о работе Тибетская медицина