Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:32, реферат
Тибет часто называют "Крышей Мира", что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота - 5000метров над уровнем моря. Площадь - 2.5 миллиона квадратных километров. Население - 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев. Тибет богат полезными ископаемыми. Различные минералы, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие. Как и везде на высокогорье, погода в Тибете очень изменчива. Большой разрыв между дневной и ночной температурой вполне естественен. В целом же, климат вполне умеренный и гораздо более дружелюбный, чем многие себе это представляют. В отношении количества осадков необходимо заметить, что Тибетский район является одним из наиболее «неблагополучных мест» на планете в смысле осадков. Дождливые дни или дни, когда идет снег, можно сосчитать по пальцам.
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет
Естественных наук
Реферат по дисциплине
Медицинская
география
на тему:
«Тибетская
медицина».
11 группы ФЕН Михейкина Л.А.
Проверила:
доцент Тимошенко Н.В.
Орел,2009
Каждого из нас всегда волнует состояние нашего здоровья. Кто-то посещает врачей, кто-то лечится самостоятельно, кто-то прибегает к нетрадиционным методам. Врачи же в свою очередь стараются найти новые подходы к лечению той или иной болезни.
Каждый из нас хочет жить долго и счастливо. Кто-то бережет свое здоровье, кто-то пользуется своими рецептами долголетия. Проблеме лечения и долголетия в Тибете также уделяется, и уделялось большое внимание. Многие и сейчас пользуются технологиями древних. Даже покупают специальные туры. Что же такого особенного в тибетской медицине, что она получила такую популярность? Может они, действительно знают рецепт долголетия? Именно в этом я и хочу разобраться в своем реферате.
Тибет часто называют "Крышей Мира", что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота - 5000метров над уровнем моря. Площадь - 2.5 миллиона квадратных километров. Население - 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев. Тибет богат полезными ископаемыми. Различные минералы, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие. Как и везде на высокогорье, погода в Тибете очень изменчива. Большой разрыв между дневной и ночной температурой вполне естественен. В целом же, климат вполне умеренный и гораздо более дружелюбный, чем многие себе это представляют. В отношении количества осадков необходимо заметить, что Тибетский район является одним из наиболее «неблагополучных мест» на планете в смысле осадков. Дождливые дни или дни, когда идет снег, можно сосчитать по пальцам.
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Появление первых тибетцев, как и все в Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. Первая, относящаяся к религии Бон, говорит, что самый первый царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. Вторая, более близкая буддизму, рассказывает о царе обезьян Брангринпо, являвшимся воплощением Авалокитешвары (будды сострадания) и скальной дьяволице Брангринмо, воплощенной Таре.
Брангринмо полюбила красивого, сильного царя обезьян, и старалась любыми путями завлечь его. Брангринпо же никак не обращал не нее должного внимания, потому как принял обет безбрачия. В конце концов, Брангринмо заявила ему, что если он не будет с нею, она будет убивать людей из соседних земель и сойдется со злым демоном, чтобы весь Тибет заселили демоны. Сострадательный Брангринпо не мог допустить этого, и ответил на желание Брангринмо взаимностью.
Их первые дети были обезьянами, так что происхождение тибетцев от обезьян идет от этой легенды (вспомним про теорию Дарвина?). Потомки Брангринпо и Брангринмо научились делать одежду, выращивать семена, у них отпали хвосты и они, в конце концов, превратились в людей.
Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он успешно адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, он успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую на тибетской земле до его прихода. Это обогатило буддизм пышными и красочными ритуалами, традициями и мистериями, присущими только тибетскому буддизму.
В 16-17 веках, в Тибет прибывают первые христианские миссионеры. Некоторые из них живут по несколько лет, но так и не находят поддержки. Основная причина, - различие в понимание понятий Бог и реинкарнация. В итоге, христианство оказалось неспособным гибко адаптироваться к конкретным условиям других традиций и так и не оказало никакого видимого влияния на культуру Тибета.
С
другой стороны, бросив взгляд на день
сегодняшний, можно констатировать,
что буддизм органично
Тибетская медицина, в том виде, в котором она известна сейчас, берет начало в 7-ом веке, с приходом в Тибет буддизма. Вместе с буддистскими текстами, на тибетский были переведены труды по медицине из Китая, Индии, Непала, Персии и других стран. Они также нашли отражение в целостном медицинском знании, коим и является тибетская медицина.
Основные принципы тибетской медицины лежат в буддистской философии, в понимании того, что все явления, в том числе и болезни, связаны с умом (разумом). Таким образом, духовное, магическое и физическое здоровье человека определяется его гармонией у духовной, магической и физической сферах жизни. Все эти сферы являются тесно взаимосвязанными, и в тибетской традиции, человек рассматривается как целостная система.
Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее его "медицинского воплощения".
В "Джуд-Ши" большое внимание уделено профилактике и долголетию. Отдельные разделы посвящены сну, питанию и пище, причинам возникновения болезней, зачатию плода и беременности, наставлениям о половой жизни и правилам здоровой жизни вообще.
Завершается же "Джуд-Ши", главой о врачах и врачебной этике. Вот, например: "..Врачи должны хранить медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать...".
Считается, что физическое здоровье определяется балансом трех основных систем в организме: ветра, желчи и слизи. Отсутствие баланса означает предпосылку или болезнь. Самыми распространенными и эффективными являются пульсодиагностика и анализ мочи. Опытный тибетский врач, может поставить правильный диагноз всего за несколько минут измерения пульса. Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая массу информации о состоянии его здоровья даже при простом взгляде, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз и другим признакам.
Согласно тибетской медицине, не может быть болезни какого-то только одного органа. Все процессы в человеческом организме взаимосвязаны и любая болезнь служит проявлением какого-либо дисбаланса в теле в целом. Таким образом, лечение всегда проводится ко всему организму в комплексе. По форме, это могут быть лекарственные препараты (только природные, как правило гомеопатические), беседы и наставления о правильном образе жизни и быта (ведь большинство болезней идет от головы :), массаж.
В Лхасе, других тибетских городах и Катманду, есть возможность посетить врачей тибетской медицины, сделать диагностику по пульсу, получить рекомендации и при необходимости лекарства.
Существуют курсы тибетской медицины. Поскольку обучение базируется на личном опыте врача, обучение в классическом варианте занимает годы. Для того, чтобы научится чему-то полезному лично для себя и друзей/родных, достаточно нескольких недель. Первые положительные результаты обучения, уже можно наблюдать у себя через считанные дни
Чжуд-ши» — классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая и других стран. Излагаются основные положения тибетской медицины, представлены теоретические установки и лекарственное сырье. Впервые на русском языке описаны методы диагностики, технология приготовления лекарственных форм, способы назначения и техника проведения различных процедур. Во вступительной статье дан краткий обзор истории тибетской медицины, освещена проблема авторства трактата.
Книга представляет интерес для исследователей истории культуры и медицины, а также филологов, философов, этнографов.
На формирование и развитие традиционной тибетской медицины большое влияние оказали медицинские системы соседних стран, прежде всего Индии и Китая, с которыми Тибет издревле поддерживал политические и культурные связи.
Традиция «Чжуд-ши» получила дальнейшее развитие в наши дни. На факультете тибетской медицины Лхасского университета в качестве основного пособия используется учебник под символическим названием «Новый рассвет — обобщенная суть врачебной науки». Он представляет собой адаптированное изложение «Чжуд-ши», дополненное разделом современной анатомии и соответствующими анатомическими рисунками. Обслуживающая этот раздел терминология состоит частично из традиционных тибетских терминов и калек с европейских терминов.
БОЛЕЗНИ И ЛЕЧЕНИЕ:
Для рассмотрения тибетской медицины я, в основном, буду опираться на источник «Джуд-Ши», так как он является наиболее полным и изученным трактатом. Что же в нем является причинами болезней?
В «Чжуд-ши» указывается на основную, общую причину возникновения всех заболеваний:
Если указать на общую причину, то общая причина всех болезней одна - это невежество, возникающее от незнания/отсутствия «Я».
Далее говорится о «трех причинах», порождающих болезни, и «четырех условиях», способствующих усилению или ослаблению течения болезней. Автор «Чжуд-ши» пишет:
Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость - вот эти три яда, а плоды их: ветер, желчь и слизь - три начала болезнетворных. Время (года), демоны, питание и образ жизни - это четыре условия, способствующие накоплению или истощению болезней.
Итак, причины болезней - это расстройство трех систем: ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»). Как же сохранить нормальное функционирование этих трех систем?
«Жить долго и не болея!» - вот первый и основной принцип тибетской медицины. И для его реализации предусмотрен целый комплекс жизненных мероприятий, которые необходимо соблюдать.
Как уже упоминалось ранее, развитие болезней происходит под влиянием на человеческий организм ряда факторов, среди которых можно выделить объективные и субъективные. Объективные условия - климатические особенности места жительства, смена времен года - не зависят от человека. Субъективные человек определяет сам. К ним относятся: образ жизни, характер питания, вид трудовой деятельности, общение, особенности сексуальной жизни. Все объективные и субъективные факторы окружающей среды представляют собой внешние причины, воздействие которых может вызвать развитие болезни. Однако все эти внешние причины болезней проявляются и действуют на уровне внутренней среды организма, состояние которого определяют три системы регуляции - ветер, желчь и слизь. Таким образом, объективные и субъективные причины, оказывая влияние на организм человека, вызывают изменения в функционировании трех регулирующих систем. Нарушение деятельности этих систем и приводит к развитию заболеваний.
Основной причиной возникновения болезни под действием внешних условий является расстройство системы регуляции. Система регуляции, доминирующая в организме, определяет, как известно, тип конституции человека. Эта же система регуляции является наиболее чуткой. Она быстрее всех отреагирует на воздействие окружающих факторов, и ее реакция будет наиболее сильной в отличие от реакции других регулирующих систем.
Таким образом, тип конституции человека предопределяет его природную расположенность к определенным заболеваниям, которые возникают в результате расстройства доминирующей системы регуляции.