Тибетская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Тибет часто называют "Крышей Мира", что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота - 5000метров над уровнем моря. Площадь - 2.5 миллиона квадратных километров. Население - 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев. Тибет богат полезными ископаемыми. Различные минералы, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие. Как и везде на высокогорье, погода в Тибете очень изменчива. Большой разрыв между дневной и ночной температурой вполне естественен. В целом же, климат вполне умеренный и гораздо более дружелюбный, чем многие себе это представляют. В отношении количества осадков необходимо заметить, что Тибетский район является одним из наиболее «неблагополучных мест» на планете в смысле осадков. Дождливые дни или дни, когда идет снег, можно сосчитать по пальцам.

Работа содержит 1 файл

Тибетская медицина.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Лучше быть худощавым, чем страдать от ожирения, поэтому упитывать нужно с осторожностью.

     При помощи голодания следует лечить предающихся еде, страдающих от мочеизнурения, подагриков, ревматиков, страдающих внутренними  доброкачественными и злокачественными опухолями, болезнью селезенки, зобом, головными болями, болезнью сердца, расстройством желудка (рвотой и поносом), отсутствием аппетита, запорами, задержанием урины, людей ожирелых, с расстройством систем слизи и желчи, а также тех, у кого ослабло действие пищеварения и усвоения.

     Сильных и молодых следует лечить голоданием в зимнее время. При этом необходимо обращать особенное внимание на расстройство жизненных процессов и постоянно регулировать эти процессы пищевыми и лекарственными веществами, образом жизни и различными наружными способами лечения.

     Людей утомленных и слабосильных следует  заставлять голодать и испытывать жажду, затем понемногу давать малопитательную  и неудобоваримую пищу. Лиц же, не особенно утомленных и неслабосильных, следует заставлять голодать, улучшая  пищеварительную способность декоктами и порошками. Людей физически сильных нужно заставлять работать много и до пота и лечить их прижиганием, ваннами, массажем, компрессами и кровопусканием. В некоторых случаях им полезно давать рвотное, слабительное.

     Улучшение от лечения голоданием выражается в том, что у выздоравливающих налаживается деятельность всех шести чувств. Человек становится энергичным, он остро ощущает голод и жажду, аппетит улучшается, экскременты и газы освобождаются легко.

     Если  же злоупотреблять подобного рода лечением, то можно вызвать ослабление тканей, худобу, головокружение, бессонницу, недомогание, ослабление шести чувств, потерю жажды и аппетита, боль в костях, в ребрах, сердце и голове. Такие люди легко заражаются эпидемическими ядами, у них появляется тошнота и признаки расстройства системы ветра. В таких случаях следует применять упитывающий способ лечения.

     Кого  следует упитывать, того не следует  слишком заставлять голодать, а кого следует заставлять голодать, того не следует упитывать.

     При слабительном способе лечения не нужно применять сильные слабительные.

     Людей, у которых усилена деятельность системы ветра и расстроена нервная  система, следует лечить упитыванием. А тех, у кого ослаблена система  ветра и усилена деятельность жизненных процессов систем слизи и желчи, следует подвергать голодающему способу лечения.

Лечение маслом

     Показания к использованию масла следующие: «Масло показано старым, истощенным, ослабленным, при непитательной пище, при изнурении души, кровопотере, при «жесткости» внутри, истощении семени, избытке ветра, темноте в глазах и тем, кому нужно прочистить нутро». Противопоказано применение масла в лечебных целях «при слабости огня, несварении, дрег1, грум2, отравлении искусственными ядами, отсутствии аппетита, при увеличении слизи, рвоте и повышенной жажде».

     Прием масла внутрь в зависимости от уровня желудочной секреции нужно сопровождать умеренным, средним или усиленным  питанием. Чем выше переваривающая способность желудка, тем больше масла можно использовать в питании. При постоянном употреблении в пищу масел и жиров человек должен принимать параллельно «грубую» пищу. Те же, кто обычно питается «грубой» пищей, масло должны принимать с солью. Прием масла обязательно нужно сопровождать горячим питьем. Во время приема масла с лечебной целью нельзя употреблять несвежие овощи, гнилую, кислую, сырую пищу, есть в это время нужно теплое, легкоусваиваемое и в небольших количествах. Во время масляного лечения не рекомендуется утомляющий физический и интеллектуальный труд, дневной сон, купание, пребывание на ветру и в дыму. Масла можно использовать для укрепления сил организма, их можно применять также в лечебных целях. В этом случае масло нужно принимать на голодный желудок, не смешивая ни с чем. Те, кто хочет долголетия, усиления огня и тепла тела, ясной памяти, развития ума, должны принимать топленое масло. Те, у кого «тело худое», в ком силен ветер, должны принимать масло растительное для прибавления в весе. При жаре после родов, при сильном утомлении, истощении, при закупорке сосудов нужно принимать костный мозг, костный жир. При язвах, ожогах, болях в костях и суставах, при болях в животе, при патологиях в половой сфере, при болезнях уха, головы лучше использовать жир животного происхождения.

     Топленое  масло лучше принимать зимой, растительное - летом, а костный мозг и жир - лучше весной в дневное время.

     Для послабления нужно использовать топленое масло на рассвете, натощак.

     Время приема масла имеет определенное значение. Так, если принимать масло  до, во время и после еды, то соответственно оно будет оказывать действие на верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.

     Масло дает «цвет, силу, ясность чувств, старых укрепляет». Но при употреблении масла  необходимо знать меру, так как  при переедании «оно выходит через  верх и низ», исчезает аппетит.

     Лечение маслом в весенний период может сопровождаться возбуждением слизи и желчи, зимой от применения жира внутрь могут появиться зябкость и несварение. Эти осложнения, иногда сопровождающие употребление масла, нужно лечить голодом, жаждой, компрессами, рвотой, принимать горох и рис, старые молочнокислые продукты и прозрачный алкоголь.

О ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИИ: ТЕЛО И ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ДВОРЕЦ  ТЕЛА

     В «Чжуд-ши» тело человека сравнивается с архитектурными элементами дворца. Яркие сравнения позволяли лучше  запомнить и точнее применять медицинские знания. Каждая строка этой главы может быть также темой для медитативного размышления тибетского врача.

     Две бедренные кости - как фундамент  стены.

     Позвоночник - как столбик из золотых монет.

     Аорта - как колонна, перед  которой приносят жертвы.

     Грудина - как прямоугольная  балка.

     24 ребра - как стропила  гладкие.

     Хрящи на концах ребер - как  упоры стропил.

     Сосуды, жилы, сухожилия - доски  потолочные.

     Мясо  и кожа - штукатурка и покраска.

     Пара  ключиц подобны карнизу.

     Лопатки напоминают углы строения.

     Голова - как башня на верхнем этаже.

     Отверстия органов - как раскрытые  окна.

     Череп похож на купольную  крышу.

     Теменное  отверстие подобно  дымоходу.

     Ухо - как голова Гаруды.

      
Нос напоминает шпиль  наверху здания.

     Волосы - как черепица мужская и женская.

     Руки  висят, как шелковые украшения - баданы.

     Грудь и живот - как верхние  и нижние дворы.

     Диафрагма похожа на шелковый занавес.

     Сердце - царь, сидящий на троне.

     Пять  матерей легкого - внутренние советники.

     Пять  сыновей легкого- царские дети.

     Печень  и селезенка - царицы старшая и младшая.

     Почки - советники внешние, богатыри, опора.

     Сам-Сеул - хранилище для драгоценностей.

     Желудок - посуда для варки  еды.

     Кишка тонкая и толстая - служанки цариц.

     Желчный пузырь - мешочек  с приправами.

     Мочевой пузырь - сосуд с запасом воды.

     Ноги - как тараны3 или арки.

     Уязвимые  центры - полномочные  послы царя.

При знакомстве с жизнедеятельностью организма  нужно хорошо знать:

  1. организм, в котором совершаются жизненные процессы
  2. сущность жизненных процессов.

СТРОЕНИЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

     В тибетской медицине описаны семь различных форм черепов:

  1. свод черепа продолговато-овальный,
  2. с особенной выпуклостью у макушки,
  3. формы яйца,
  4. четырехугольной формы,
  5. шарообразный,
  6. сплюснутый с боков
  7. сплюснутый сзади и спереди.

     Мозг  человека, в зависимости от формы черепа, имеет разную плотность. Так, например, продолговато-овальный череп содержит мозг, имеющий такую же плотность, как мышцы, то есть мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы. В черепе с выпуклостью у макушки помещается мозг, содержащий столько же жидкости, сколько находится в масле. Мозг в черепе с формой яйца по количеству в нем жидкости напоминает соты, с четырехугольной формой - творог, с шарообразной - простоквашу, в черепе, сплюснутом с боков, мозг похож на молоко. Череп, сплюснутый сзади и спереди, имеет массу жидкости.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ДОЛГОЛЕТИЮ

     Каждый  человек должен стремиться прожить  долго и притом без болезни. А  для этого в первую очередь  нужно стараться избегать причин и обстоятельств, приводящих к расстройству питания в организме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабливаться к изменениям погодных и климатических условий, получит соответствующее воспитание, направление шести чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процессов в организме не произойдет, и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста.

     Автор «Чжуд-ши» считает, что, несмотря на возраст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных условиях жизни, которые считаются наиболее благоприятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в красивой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втиранием, массажем и ваннами, принимать укрепляющие и восстанавливающие силы средства и употреблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

       Необходимо всегда помнить о  двух причинах, порождающих болезни,  и избегать их. Эти причины  - пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату. Поэтому «Чжуд-ши» дает подробные рекомендации и советы, призванные сохранить здоровье, бодрость и спокойствие людей.

     Вот что советует «Чжуд-ши»:

  1. Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.
  2. Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.
  3. В качестве талисманов рекомендуется носить под мышкой слева лекарства - ртутные пилюли, миробалан, аир, тмин, смолу ватики; на голове драгоценные камни - алмазы, вайдурья, рубины, изумруды, сапфиры в золотой оправе; на шее - тексты заклинаний.

     Автор «Чжуд-ши» приводит также частные  советы, которые должны способствовать сохранению не только здоровья, но и  жизни человека:

  1. Не садись в ненадежную лодку и на непослушного коня. Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня. Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья не влезай. Садясь на землю, (под собой) посмотри, отправляясь в путь, дорогу изучи. Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника.
  2. Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково относиться ко всем. Только такое отношение к людям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.
  3. Человек должен знать цену своим словам, выражениям, речам. Он должен быть твердым в своих убеждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть искуплены только хорошими поступками, совершенными впоследствии. Прежде чем действовать, необходимо все серьезно обдумать.

Информация о работе Тибетская медицина