Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 01:23, реферат
Танцтерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцтерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного, и многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. История возникновения танцтерапии…………………………………....5
Развитие танцтерапии………………………………………………..………..6
Основные принципы и цели танцтерапии…………………………..……….12
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцтерапии………………..…...15
2.1 Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание……….18
2.2. Эмоции и движение……….……….…………………………………..……...19
2.3. Работа с межличностными отношениями в танцтерапии…………………..22
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список используемой литературы………………………………………………....28
Если у
Вас имеются острые или хронические заболевания,
о которых Вы знаете, перед началом занятия
целесообразно проконсультироваться
с преподавателем об объеме физической
нагрузки и, возможно, подборе ее в Вашем
индивидуальном случае.
2.1. Тело
и его движения. Межличностные отношения.
Самосознание
Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танцтерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосмос мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.
В третьей
области цели сгруппированы вокруг идеи
о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует
и углубляет самосознание. Наиболее прямое
выражение особенностей индивидуальности
возможно через тело. Это физический опыт
действия мышц выступает как быстрый путь
познания и получения опыта о себе, развивает
Я-концепцию и способствует повышению
самооценки. (Рудестам К.,2000).
2.2. Эмоции
и движение.
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.
"Горе - Люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются.
Радость - если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья.
Гнев - возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.
Страх - выражался с древних пор почти так же, как и сейчас: дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность.
Презрение - наиболее частый способ выражения презрения - это движения, производимые в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения.
Стыд - при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса.
Изумление - широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело наше остается неподвижным.
Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные эмоции. Сложные эмоции известны людям в каждой культуре, но они не имеют прототипов поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть, скупость, мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие, гордость, скромность.
Томкинс, исследуя врожденные аффекты, открыл еще один аффект, который не описал Дарвин, это аффект - интерес (любопытство). В открытии этого аффекта Томкинсу помогли наблюдения за своим маленьким сыном. Томкинс сделал предположение, что Дарвин не выделил интерес как аффект может быть потому, что связывал его с мыслительной функцией. Томкинс также разработал шкалу интенсивности врожденных аффектов от слабого выражения до экстремально-сильного. Например, аффект страха: опасение -тревога - страх - ужас - паника. А, например, шкала аффекта гнева выглядит таким образом: легкое раздражение - раздражение - фрустрация - гнев -ярость. Томкинс разделил базовые аффекты на позитивные (радость и интерес), негативные (страх, горе, гнев, презрение, стыд) и останавливающий (удивление). (Крупнов А. И.,2004).
К. Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году он описал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец были одной из форм выражения бессознательного.
Юнгианский аналитик, ученый, один из основателей института К. Юнга в Сан-Франциско - Люис Стюарт (Luis Stuart), основываясь на приведенных выше исследованиях Ч.Дарвина, Томкинса и, опираясь на основные принципы юнгианского подхода в психологии, разработал концепцию "Система базовых аффектов". Смысл процесса индивидуации рассматривал как развитие самости (Self) от начальной (в основе которой лежат базовые аффекты) к реализованной. В понятие реализованный Self Л.Стюарт включал самосознание, эго-функции, развивающиеся образы и высшие ценности, которые являются различными в зависимости от базового аффекта, от которого они развиваются. На развитие Self влияют символические культурные установки комплексные семейные эмоции, которые присутствуют в семье, где личность развивается (примеры сложных семейных эмоций: любовь, уважение, внимание, сострадание, ревность, зависть, лживость, вина и т.д.)
Стюарт назвал позитивные эмоции "энергетическим источником жизни", а негативные - "кризисными аффектами", которые нужны для выживания и они трансформируются посредством игры в позитивные. А аффект удивления, который Томкинс называл "останавливающим", Стюарт определил как "переориентирующий". Также автор рассматривал стыд и презрение как один аффект, развивающийся из первичного аффективного рефлекса отвращения, но разнонаправленный: стыд - внутрь себя, презрение - во внешний мир.
В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танцтерапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).
Танцтерапевт
должен обладать большой чувствительностью
к происходящему, чтобы дать возможность
людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.
2.3. Работа
с межличностными отношениями в танцтерапии.
Сфера межличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танцтерапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно - ее эмоциональное наполнение.
Исследования показывают, что танцтерапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз).
Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением и чьей - либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением.5
Танцтерапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переутверждение "Я" в "Я" в отношении с другими происходит естественным образом, благодаря работе в группе.
Автор рассматривает координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Он полагает, что люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться необходимому поведению (ритмической координации с другими), которое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате танцтерапии большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела, во время движения под общий ритм. Известная танцтерапевт М.Чейс рассматривает ритм как организующий человеческое поведение фактор и создающий чувство солидарности между людьми.
Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне (Фельденкрайз).
Благодаря работе в группе по танцтерапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцтерапии - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.
Заключение
Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.
Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.
Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее.
Существует ряд различных методик применения танцтерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.
Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.
Танцтерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцтерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.